Учитель

Владимир Глушков
Опять не до смеха.
Кто бы знал, как грустно наблюдать бывшему учителю за скверными, нелепыми метаморфозами в жизни, взглядах, поведении людей, особенно молодёжи, идущей на смену нас уходящих. "Дифирамбы" в средствах информации то греют, то повергают в оторопь, а то и пугают.  Могучий интернет наложил на общество когтистую, цепкую лапу с достоверностью информации, скажем, не более 20-25 процентов. Изрядному проценту молодёжи он стал заменять и учителя.
Гнетёт тревога за состояние учительского сословия в нашей стране. Давно забыт, вызывающий грусть, афоризм немецкого генерала "Войны выигрывает учитель". Но войны, думается мне, бывают не только в окопах, а например, за элементы светлой жизни, за счастье и благополучие детей, за их достойные поступки и глубокие знания, и ещё за многое человечное, о чём не принято распространяться. Простите дедушку, но если учитель в классе не что иное, как предоставлятель услуг, то может дворников можно будет записывать в учителя? - Посмотрите, как они искусно владеють лопатами и вениками и учеников хорошо научуть. Кстати, хороший дворник может и заработать побольше, чем иной учитель.  Сразу вопрос - какой контингент молодых людей, возможно мечтающих о прекрасном, нужном стране и детям тяжком труде за копейки, пойдёт в учителя? Скорее из-за отсутствия выбора, молодые люди пойдут поступать в пединститут ради получения высшего образования, не представляя, что их ждёт в стенах учебного заведения.
Главный удар по профессиональному и добросовестному учительскому сословию был нанесён в девяностые годы. Тогда из школ, обречённых на безденежье, поуходил почти весь интеллектуальный цвет учительства, вынужденный зарабатывать на жизнь в других организациях и конторах. Остались только, редко где, интузиасты, не представлявшие себе жизнь без детей, а пустые ниши заполнили предоставлятели учительских услуг.
Про высшее руководство образованием в те времена, говорить не хочется - пустота.
Кто в наш расхлыстанный век, где нелегко увидеть человека, ещё читающего книги, вспомнит таких прекрасных педагогов, как Сухомлинский, Макаренко, Шаталов....
плеяду  таких же сильных учителей-воспитателей, которых мы вежливо и "благородно" забыли. Кто их сейчас читает - единицы? А кто вспомнит, хоть одного,
директора школы - мыслителя, изобретателя, не только сильного хозяйственника, но и создателя высокоумного, дружного, болеющего за детей, коллектива?
И вообще, - возможно ли это в нашей действительности, если только исключить элитарные школы, где образовывают личности типа Водонаевых?  Есть ли в нашем государстве, обладающие силой мышления и направленности на результат, педагоги типа того же Макаренко? Давайте представим такого же директора, решившего создать подобный творческий коллектив в наше время. Такое возможно?  Думаю, что нет! 
Современный предоставлятель услуг, услугу предоставит и уйдёт в педкабинет.
Ему, чтобы заработать на нормальную жизнь, полторы ставки мало, лучше две, а это значит,- или работа на износ или халтура. Как правило, предпочитается последнее.
Как вымогают классные руководители деньги из родителей, то ли через стыд, то ли без стыда - этот препаскуднейший процесс посмотрите - хорошо протаскивают наши комики на юморинах.             Невольно приходит на ум всем известный Чеховский рассказик: "Человек в футляре" - Жалкий человечек - учитель, мало кому нужного, греческого языка, содержал слугу, который за ним ухаживал и вёл хозяйство.
Странно - денег господину учителю хватало и числился он из сословия господ,- повыше чем купеческое сословие. И денег с детей и их родителей, "господи упаси" он никогда не брал. И видимо, считал себя членом высокой учительской элиты.
В наш могучий век элиты возникли сами- собой другие: Артисты, футболисты, хоккеисты, чиновники, миллиардеры-хозяева жизни....эстрадные крикуны...Дай им всем бог. Только без учительской элиты не придётся ли строить новые тюряги и загородки!? Эфемерная надежда на то, что в верхах нашего государства хватятся и увидят, что есть огромная нехватка образованных учителей-воспитателей. В абитуриенте, пришедшем на экзамен к опытному психологу, этот психолог в нём должен увидеть и потом воспитать Человека с большой буковки, а уж потом или попутно нагружать его педагогическими премудростями. Простите за пафос, но учитель не умеющий убеждать и побуждать, это не учитель. И больше всего стране нужен учитель, к которму тянутся дети, спорят с ним и, в то же время, ловят его каждое слово.
Сословие учителей-воспитателей должно снова стать элитой общества и предъявлять к своим членам всё более высокие требования в сферах образования, этики и эстетики.

Владимир Глушков. 21. 02.2020г.