Самая знаменитая весталка

Наталья Швец
Прежде, чем поведать о самой знаменитой весталке Древнего Рима Рее Сильвии, следует сказать несколько слов о том, кто такие жрицы богини Весты или как их еще называли весталки.

Итак, общественный строй Древнеримской империи считался патриархальным. И все потому, что важное влияние в нем принадлежало мужчинам. Что же до женщин, то их статус определялся положением отца.

Но вместе с тем, они, правда, не все, а лишь избранные, имели довольно высокий статус. К примеру, матери Юлия Цезаря и братьев Тиберия и Гая Гракх считались в римском обществе образцом для подражания. И все потому, что они хорошо воспитали своих сыновей и помогли им в становлении карьеры. Именно поэтому их изображения можно увидеть на монетах того времени.

А жена Марка Антония Фульвия и вовсе командовала отрядами, когда требовалось усмирить беспорядки среди гражданского населения. Ее профиль также украшал римские монеты того времени.

Но особая роль в Древнем Риме отводилась жрицам богини Весты. К этим женщинам все без исключения относились с большим уважением и почетом. Они считались неприкосновенными, именно поэтому им довольно часто отдавали на хранение важные документы.

Весталки освобождались от отцовской власти, имели право на собственность и могли распоряжаться ею по своему усмотрению. Если кто-то осмеливался оскорбить весталку, например, проскользнуть под носилками на которых она ехала, должен был быть казнен.

Кроме того весталки имели право помиловать преступника, если он им встречался в тот момент, когда его вели на казнь. Но должно быть соблюдено условие — встреча в обязательном порядке должны была быть случайной.


Угасание огня считалось страшным предзнаменованием

Для того, чтобы стать весталкой, требовалось пройти строгий отбор. Прежде всего кандидатка, возраст которой должен быть от 6 до 10 лет, обязана была принадлежать роду патрициев. У девочки не должно быть никаких физических недостатков, а ее родителям следовало проживать на территории Рима. Следует подчеркнуть, от обязанности служения в храме богини Весты девушку могли освободить только по особым семейным обстоятельствам.

Став весталкой, девочка покидала семьи и попадала под покровительство Верховного понтифика — верховного жреца

Вновь обращенным обрезали волосы, которые в качестве дара вешали на священный дуб. Считалось, что этому дереву более 500 лет. Затем юную жрицу одевали во все белое, к ее основному имени добавляли имя Amata («Возлюбленная») и посвящали в новые обязанности.

Одной из главных считалось поддерживание священного огня в храме. Его разжигали с помощью трения двух палочек, а угасание считалось дурным предзнаменованием. Если у какой-то весталки огонь угасал, то наказанию — бичеванию — ее подвергал сам Великий понтифик.

Они также должны были следить за чистотой в святилище и совершать жертвоприношения богине Весте и пенатам, богам-хранителям домашнего очага, охранять палладиум (священная статуя-оберег, изображающая богиню Афину Палладу, - авт.) и другие святыни. Ежегодно Великая весталка, она должна была быть самой старшей по возрасту, и Верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий.

Имеется предположение, по крайней мере, так считал Плутарх, что они исполняли тайные обряды, которые тщательно скрывались от глаз непосвященных.


Тридцать лет целомудренной жизни

Срок службы в храме длился тридцать лет. Десять лет уходило на обучение молодых жриц, еще десять на службу богине. Последние годы они должны были обучать других.

По истечении времени весталка становилась свободной и даже могла выйти замуж. Но последнее случалось крайне редко. Дело в том, что имелось поверье: брак с бывшей весталкой не сулит ничего хорошего. Опять же, став замужней, женщина теряла свой уникальный статус и становилась обычной матроной, которая полностью зависела от мужа.

Но самое главное — все тридцать лет служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни. В случае нарушения девушек подвергали жуткой казни — их закапывал живьем на Злодейском поле, а соблазнителя засекали до смерти.

Формально считалось, что казнь весталки это страшный грех, поэтому ей в могилу ставили пищу и воду на один день. Но осужденной от этого легче не становилась — ее перед смертью ожидали жуткие муки