Три дня войны

Галина Бабикова
Мы, поколение семидесятых, войну видели только в художественных фильмах... Но вот ко мне в руки попало письмо очевидца тех далёких военных лет. В письме говорится об Обухове Иване Никандровиче, скончавшемся от ран на Западной Украине.
 Иван Никандрович Обухов, уроженец деревни Макарово Вавожского района Уд.АССР.
Родился в 1897году. И хотя на начало войны ему было за сорок, у него было двое детей (третий умер маленьким), его призвали в Красную Армию.
 До Победы оставалось чуть более года, Красная Армия с боями наступала. Но и противник не хотел отступать!
 В Западной Украине, в селении Ворошиловка Винницкой области Ивана Обухова ранили.
 Послушайте, как дальше развивались события!
 "Здравствуйте, многоуважаемая Анастасия Александровна! Сегодня, 13 августа, я получил   письмо и пишу ответ о Вашем муже и отце детей. Вы хотите узнать более точнее? Я вам всё опишу; насколько в моих силах и в моей памяти.
  Вам ответили из полевой почты, что 19 марта 1944 года он был ранен в бою. Не в бою. а от бомбёжки! Это было возле моего дома.
 Через наше село (кажись, я Вам писал) протекает река Бук. Войска строили переправу. Налетели вражеские самолёты - начали бомбить село. Его ранило на моём огороде осколком от бомбы. в правое бедро, в котором засел осколок и, наверно, остался  кусок ватных штанов в ране. Оказав первую помощь, солдаты положили его у меня дома, напротив стола. А сами сейчас же ушлиЯ приготовил ему кровать, помог ему подняться и улечься. И ещё одного солдата положил на другую кровать... Тот был легко раненый. Нашёл я ему лошадь и верхом другой уехал сейчас же.
 На другой день эта часть в которой был Ваш муж, выехала на Шмеренку. Санбат тоже выехал. В понедельник я искал помощи. Целый день бегал по селу! Ехали военные... просил, чтобы заехали на дом - взяли раненого. Никто не хочет!
 Общался и с председателем сельсовета, чтобы дал лошадь увезти раненого солдата. Он говорит: "Где я тебе возьму? Видишь. тут всё разбито! Лошади разобраны:часть- забрали передовики, часть - где-то по селу..." И я возвращался домой, а он всё спрашивал: "Хозяин, нашёл санбат?" А я говорил: "Нет. Выехали, кажись".
 Раненый ночью стонал, бредил: "Дети мои!" Сбросил одежду. Ему было тяжело. Началась гангрена.
 Моя жена спросила: "У Вас есть дети?" Он говорит, что есть двое: " Дочь на втором курсе учится, а сын...", и не договорил. Я говорю: "Товарищ, дай адрес. Наверно, что будешь помирать... Вот письмо напишу". Он адрес сказал, который сохранился у меня до сих пор.
 Была у него фотокарточка дочери; маленькая, как для паспорта. И была другая - брата или же товарища. И я эти две фотографии вложил в конверт и сейчас послал вам.
 Мы ему оказывали всевозможную помощь: давали молока, чаю... Правда, хлеба он не хотел.
Надо оправиться - тоже подавали посудину и помогали. Потому, что жалели человека.
 Какой он был в то время? Ну, среднего роста, небольшие усы, редкая борода, а других примет не помню... Я не старался выспрашивать.
 Мой сын тоже был в армии, ещё 1940 года. Я не знал ничего про него. Я всегда старался оказывать помощь своим братьям и товарищам.
  Ему надо было сейчас же сделать операцию. Вынуть осколок. Сделать дезинфекцию. Был бы жив... А то этого не сделали... И бедняга помер.
 Было убито шесть человек, того же самого дня, как ранили Вашего мужа.Как раз приготовили яму.
 Это у воскресение. А у вторник хоронили. Попросил соседей - сделали носилки. Я сам и два моих соседа, втроём, донесли до ямы, где было уже шесть человек погибших. Разом похоронили семь человек в одной могиле.
 Вернулся. Жена говорит: "Зашли трое солдат, рядовых, просто прохожих... Увидели  на кровати кровь и спросили:
- Что? У вас солдат помер?
- Да.
Увидели документы на столе: красноармейская книжка; тридцать пять рублей денег; пять марок. (Вынул с кармана куфайки).
- Мы возьмём. На родину пошлём .
Взяли и ушли.
 Через несколько дней меня мобилизовали на службу. Я пробыл в армии до третьего сентября 1945 года.
 Могила сейчас в городке. Обведена частоколом. Посажены цветы. Правда памятника нет..."
 
Только в 1968 году, Нина Ивановна Обухова и её дочь Ольга, которой на то время исполнилось пятнадцать лет, сумели приехать в это село, где происходили события, описанные в письме Франца Валентиновича Гутенюка. События трёх дней, которые произошли при наступлении Красной Армии. Три дня войны, которые вместили столько происшествий, сплели человеческие характеры и судьбы.
 Братские могилы были уже перенесены в райцентр. в Гнивань.
 Мать и дочь встретили очень приветливо. Заботливо устроили на ночлег. Председатель сельсовета предложил транспорт до районного центра. Чем они охотно воспользовались.
С собой у них был мешочек родной земли с Удмуртии, чтобы высыпать на братскую могилу.

 Вот, то немногое, что я узнала об отце моей свекрови Обухове Иване Никандровиче,
 Сам же он просил присылать письма родным по адресу:
754, Полевая почтовая почта
12/89 - С-П , 2 батальон, 5 рота, 1 взвод обороны.
Из его письма родным от 4 мая 1942 года мы узнаем, что в действующей армии он с 1 апреля 1942 года и через пятнадцать дней его, в первый раз, ранили. Давайте мы озвучим его.
 "Привет всему моему семейству- Настасье,Нине,Мише и тяте. Во первых,моё дорогое
семейство, уведомляю в том, что я уже как 20 дней ранен. Я вам писал уже четыре
письма. Врачи говорят, что скоро буду ходить. Конечно, левая нога ещё плохо поправляется, а правая уже ничего. Пока на перевязки носят на носилках. Ещё пиши,
 Настасья ,всё ,что делаете и как живёте. Учатся ли Нина и Миша и живы ли Алёша и
Миша В., и как дома с хлебом у вас? И держите или  нет корову? Я ещё нахожусь при
фронтовом госпитале, но скоро уедем дальше в тыл. Куда - не знаю.
 Получаете или нет письма от меня, а я от вас получил только одно,которое писала Нина в лагеря. Пропиши, как здоров тятя.
 Молись, тятя, Богу, быть может, приду живым и здоровым домой. До свидания, Миша, дорогой мой сын."

Печатное издание. Георгиевская лента:75 лет Победы,т.29.-М.:Издательство РСП.2020