Джоконда. Шедевры и шедевры. Законы Совершенства и

Леонид Котов
Название не уместилось в отведённом для него поле и несколько искажено. Потому повторяю его:

Джоконда. Шедевры и "шедевры". Законы Совершенства и Деградации


Сижу я в электричке у окна,
Напротив женщина…
                Приятная…
                Одна…
Помимо воли взор мой к ней прикован,
Но что это? Я ею очарован!

Не ярко, в меру крашеные губы,
Играют бликами в полуулыбке зубы,
Лучистый взгляд…
                открытая душа,
Не молода, но — ах, как хороша!
Морщинок лёгкий, как вуаль, узор…

Ну что мне в ней? Что мой пленило взор?
Быть может, то во мне несбывшийся художник,
Случайностей судьбы моей заложник,
Пленённый ликом дивным, в ней
Узрел Джоконду наших дней?

1998 г., скорректировано 27.08.2018 г.

Картина «Джоконда» (другое названия картины: «Мона Лиза», полное название — Портрет госпожи Лизы Джокондо), написанная Леонардо да Винчи в начале 16-го века, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире.
Другой "художественный шедевр", как уверяют нас — это "Чёрный квадрат" Малевича, "созданный" в начале 20-го века. О нём трубила пресса, его до сих пор выставляют в "красном углу" на выставках, за него отваливают миллионы долларов...
Ход событий в мире, окружающая нас действительность заставляют делать вывод, что в мире действует "Закон Деградации", разрушающий всё, что свершается по "Закону Совершенства". А ведь, подобный "шедевр" под названием "Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью" (Альфонс Алле, 1893 год) появился на свет за 20 лет до квадрата Малевича. Кстати, белый и красный прямоугольники, с оригинальными названиями, так же были написаны Альфонсом Алле. Только, в отличие от Малевича, француз создавал свои "картины", как юморист и не выдавал себя за философа и новатора, открывающего новые горизонты в искусстве.

Когда в 1998 году в электричке, почти экспромтом, у меня родилась “Джоконда”, я мало что знал о поэте Дмитрии Кедрине. Его поэму “Зодчие” я когда-то читал и она отложилась в глубине моей, загруженной техническими знаниями памяти, однако, связь фамилии автора, так же сохранившейся где-то на задворках моей памяти, с этой поэмой, как-то не закрепилась.
А в феврале 2012 года, при подготовке к очередному собранию нашего литературного кружка “Лира” при местной библиотеке, посвящённому памяти поэта Дмитрия Кедрина, я в Интернете познакомился с его творчеством.
Тут, в этом комментарии, достаточно сказать, что для меня это было открытием ещё одной прекрасной, хоть в то же время и очень горькой, страницы в отечественной поэзии. Этот комментарий я размещаю под моим стихотворением “Джоконда”, потому что в поэзии Кедрина я услышал ту же мысль, которая породила и мою “Джоконду”, — красота в галереях и музеях — вторична, красота в окружающей нас жизни — первична, но люди часто не видят её.
     Боги, Богини, Моны Лизы и прочие мадонны, населяющие музеи и картинные галереи, — всех их создавали художники, вдохновляемые живыми, далеко не божественного происхождения людьми. Эта мысль ярко выражена в стихотворении Дмитрия Кедрина “Афродита”, она же и в стихотворении “Красота”. Увы, тяжёлая выпала ему судьба, коротка была его жизнь.

Этот комментарий — мой поклон Поэту. Горько что “много видевший, много знавший” по его словам поэт в стихотворении “Кофейня” скорбно пишет, вероятно, о своём окружении:

“У поэтов есть такой обычай —
В круг сойдясь, оплевывать друг друга.”

Тему естественной, первичной красоты можно бы развивать и развивать, но тут я приведу ещё лишь одно стихотворение.
Вот эта же мысль в стихотворении широко известного на Западе канадского поэта Роберта Сервиса (1874-1958):

МОЯ МАДОННА

Я позвал проститутку с улицы
Бесстыдна, но как хороша!
И я срисовал ее полупортрет
В четыре карандаша.

И я стер с нее похоть и стер разврат,
И дал ей дитя на грудь.
Я так хотел все плохое в ней
К хорошему повернуть.

И она ушла, и пришел знаток,
Постоял, покрутил ус.
И я услышал, как он сказал:
«Мария и Иисус».

И я приделал ей сверху нимб
И продал в ближайший храм.
И свет горит на ее челе
Таинственный по утрам.