13 Служба спасения-2

Михаил Заскалько 2
Из цикла "Детское мыло"


- А если она не захочет говорить? Поднимет шум, сбегутся соседи…
 - Не спеши, Олег, плохо думать о людях, пока они не сделали тебе гадость.

 На второй этаж впереди них поднимался мужчина. Шёл он как-то странно: цепко держался за перила и, буквально, подтягивал себя на следующую ступеньку.
 - Тёпленький, – тихо сказал Олег.
 - Не обязательно.
 Они поравнялись, и Матвеич спросил:
 - Вам помочь?

 Мужчина повернул к ним серое болезненное лицо: на них глядели глаза полные слёз.
 Матвеич повторил предложение. Мужчина слабо кивнул в знак согласия.
 - Давай, Олег.
 Они подхватили мужчину под руки.
 - Вам на какой?
 - Четвёртый… - с трудом разлепил губы мужчина.
 Он был тяжёлый, плохо держался на ногах, тягостно дышал и всё время вздрагивал, точно каждый шаг причинял ему нестерпимую боль.
 Достигли площадки четвёртого этажа.
 - Какая квартира?
 Мужчина показал рукой на дверь. Матвеич вдавил кнопку звонка, за дверью рассыпалась бодрая звенящая трель.
 Мужчина затряс головой, силясь что-то сказать, тщетно пытался попасть вялой рукой в карман брюк.

 Матвеич оставил в покое звонок, подошёл к мужчине, и извлёк из кармана кожаный футлярчик, в котором оказались ключи.
 Мужчина вдруг судорожно схватил руку Матвеича, припав всем телом, выдохнул:
 - Не надо врача…умоля… - на полуслове он стал заваливаться, и Матвеич с Олегом чудом удержали его от падения.
 - Открывай, я подержу.
 Олег открыл замок, распахнул дверь.
 - Держи ноги. Понесли…

В прихожей стояла узкая тахта, застланная потёртым плюшевым пледом. Мужчину положили на неё. Матвеич пощупал пульс.
 - Слабенький. Обморок или…
 - Звонить в «Скорую»?
 - Непременно опоздают. Почему он умолял не вызывать врача?
 - Не знаю. Что будем делать?
 - Давай на кухню, намочи какую-нибудь тряпку холодной водой. А я звякну приятелю, благо он тут рядом живёт. Только бы дома оказался. Где у них тут телефон?
 - Вон, на кухонном столе.
 Олег намочил под краном полотенце.
 - Смачивай ему губы, лоб… Может, придёт в себя. Хреново, когда не знаешь, что делать! - Матвеич энергично набирал номер. - Ну, же Моисеич, ау! Алё, алё! Адель Моисеич? Это Алексей Якшеев. Потом, потом…Вы срочно нужны как врач! Вопрос жизни и смерти…Мужчина потерял сознание…Крепкий, на вид лет сорок пять. Умолял не вызывать врача. Мы втащили его домой, а что дальше делать? Да когда эта «Скорая» прибудет, а вы рядом.…Подскочите? Адрес… - Матвеич назвал адрес и выкрикнул: - Нам-то что делать? Так…так…понял, сделаем. Ждём. Олег, оголяй ему грудь. Делаем искусственное дыхание и массаж сердца. Знаешь?
 - Да.
 -Тогда руководи. Я только в кино видел…

Галина с Зоей обошли все дворы по Бармалеева. Аню никто не видел. Чердаки и подвалы в основном закрыты и опечатаны. В одном из открытых тусовались подростки уже изрядно навеселе. Но и они об Ане ничего не знали. Кто-то из ребят уточнил:
 - Вонючку что ли ищете?
 - Сам ты вонючка! - осадила его Зоя. - Не знаете, так и скажите, а обзываться незачем.
 - Ладно, тётки, валите отсюда. Не видали мы вашу Вонючку.
 - Зой, пошли. Не будем дразнить щенков…

 Вышли на Большой.
 - Куда теперь?
 - К дому. Наши, поди, уже там собрались.
 Перешли на соседнюю улицу - Плуталова.
 - Глянь. Там что-то случилось. Толпа…
 - Не дай бог… - не договорив, Галина побежала.
 За толпой во дворе стояли милицейская машина и «Скорая».
 - Что здесь? - выдохнула Галина, врезаясь в толпу.
 - Бомжи меж собой драчку устроили. Один с проломленной башкой, другой трупешник…
 - Ну, что вы говорите? Живой он, только без сознания. У него колени разбиты…
 - Да оба трупа! Херачили друг друга трубами. Не жалко: чище город будет…
 - Верно! Хорошо бы они все друг дружку поубивали.…А что? Рази это жизнь? Ночевать в блохастых подвалах, питаться с помойки…
 - Галк, пошли, наших нет здесь…

Раздетый до трусов мужчина лежал на тахте укрытый снятой с вешалки шубой.
 Адель Моисеевич задумчиво мыл руки. Олег и Матвеич сидели на стульях у стола и ждали, когда, наконец, доктор заговорит. Он едва переступил порог, сказал:
 - Не галдеть. Отвечать только на мои вопросы.
 Галдеть никто и не собирался, а вопросов, собственно, не последовало. Моисеевич молча осмотрел мужчину, прослушал, велел освободить от одежды. Когда снимали брюки, доктор как-то странно задёргал носом, принюхиваясь, затем показал на дверь кухни: уйдите.
 И вот доктор долго и тщательно моет руки. А Матвеич с Олегом терпеливо ждут.

 Наконец, Моисеевич выключил воду, взял из своего чемоданчика рулон бумажных полотенец, стал так же долго и тщательно вытирать руки.
 - Не томи, Моисеич… - решился нарушить молчание Матвеич.
 - Извольте. Не стану щеголять медицинскими терминами, скажу просто.… Пациент подвергся…сексуальному насилию. У него психический шок. Я думаю, внутренних повреждений нет. Сейчас он спит, я сделал укольчик.
 - Понятно, почему не хотел врача. Думал, бедолага, обойдётся.…Как считаешь: проснётся нормальным?
 - Лёша, дорогой, этого тебе никто не скажет. Одно знаю точно: депрессия будет. А это не мой профиль. Очень важно в какой атмосфере живёт пострадавший.В одном случае окружающее прекрасно излечивает недуг, в другом – усугубляет, загоняет внутрь. И переводит в хронический.…Впрочем, я кажется, лекцию начинаю…Старость, Леша, старость. Что вам ещё сказать? Проспит, думаю, до утра. Это ему на пользу. Очень рекомендовал бы провериться…на предмет интересных болезней госпожи Венеры. Пожалуй, всё.
 - Спасибо, Моисеич! Я твой должник…
 - Брось, Лёша. Ты лучше в гости зайди, посидим за рюмочкой чая. Ты Варварушку помнишь? С ней сердешной старость коротаем. Слыхал, как мои меня кинули? Случился у меня инфаркт, когда Союз развалили, когда стали помоями обливать всё прошлое.…Мои сбились в стаю и косяком рванули в Израиль, а меня, как ту Серую Шейку, помирать оставили.…Варварушка выходила, на ноги поставила. Заходи, мы по вечерам всегда дома.
 - Зайду. Завтра.
 - Будем ждать. Пойду я, а то Варварушка беспокоиться будет.

Проводили Моисеича до двери, простились. Вернулись на кухню.
 - И что нам теперь делать? А?
 - Не знаю.
 - То-то и оно. С одной стороны мы сделали всё, что могли. Он в безопасности, проспит до утра. Можно спокойно уходить. С другой.…Придут его родные, не поймут что к чему, такой хай подымут…
 - Эт точно. Будем ждать?
 - Придётся, Олег. Давай сделаем так: ты посидишь тут, а я схожу, поговорю с Аниной мамой.
 - Хорошо. Только вы недолго. Я не смогу…не знаю, что говорить, когда придут. Правду, наверное, не нужно говорить…
 - Не нужно, верно рассуждаешь. Говори половину: потерял сознание на лестнице, мы внесли в дом, был врач, всё в порядке. Главное: останови панику, и зови меня. Да, а как зовут маму Ани?
 - Не знаю. Не спрашивал…
 - Э, брат, не хорошо. Будущую тёщу надо знать не только в лицо, но и по имени-отчеству. И стараться понравиться ей больше, чем дочке. Золотое правило.
 - Рановато мне…
 - Шучу. Конечно, рановато. Пошёл я.

- Зайдём ко мне, - сказала Галина. – Может, объявилась гулёна. Ох, и всыплю же я ей ремня!
 - Не стоит, Галь. Девчонка итак наказала себя, да ещё ты добавишь. Поругаешь, и достаточно.
 - Да я её убить готова!
 - Переломи себя. Перехлёст эмоций - это лишняя головная боль. Уж поверь. У меня с Максом раньше до истерики доходило, тоже, чуть что, за ремень хваталась. А потом поняла: себе же хуже делаю. А ему как с гуся вода…

Они поднимались на третий этаж. В квартиру Галины звонил мужчина, припадал к двери ухом, слушал.
 - Вы к нам?
 - Если вы отсюда, то к вам. Мне нужна мама Ани.
 Женщины удивлённо переглянулись, после чего Галина сказала:
 - Я мама.
 - Понимаете,…вопрос такой, что лучше бы нам зайти и спокойно поговорить. Вы уже знаете, что Аня…не пришла домой?
 - Мы как раз искали её. Вы знаете, где она?
 - Да. И уверяю вас, она в полном порядке. Накормлена…

 Галина открыла дверь.
 - Проходите. Не снимайте обувь. Заходите на кухню.
 Галина быстро освободила стол от грязной посуды, подала стул мужчине. Зоя осталась стоять на пороге.
 - Я слушаю вас.
 - Даже не знаю, как сказать, чтобы не обидеть…
 - Говорите прямо. Я не из обидчивых.
 - Мне кажется, - да что там кажется, - я убеждён, что здесь к девочке относятся…несправедливо. Стрелочник, козёл отпущения…
 - Интересное кино, - усмехнулась Галина. - Это Анька вам наговорила?
 - Почему сразу наговорила? Достаточно внимательно на неё посмотреть. Она же хронически неспособна лгать! Разве вы этого не видите? Вот вам сказали, что телефон разбила Аня. Так? И вы сразу поверили. А она этого не делала.
 - Вы что свидетель? Ах да, хроническая правдивость… А вы, значит, её адвокат.
 - Можно и так сказать. Мы считаем, что девочке нужно некоторое время…отдохнуть от вас. Поверьте, это для её же блага. Девочка на грани невроза…

 - Вы детский врач? - спросила Зоя.
 - Нет. Какая, собственно, разница, кто я. Главное, что девочке нужна серьёзная помощь, и мы, её друзья, эту помощь предлагаем. А здесь…её вгоняют в невроз. Здесь её не любят.
 - Погоди, Галь, - остановила Зоя подругу, собравшуюся горячо возразить. - Допустим, вы правы. Но кто эти «мы»? Действительно ли девочке окажут помощь или будут… использовать в иных целях?
 - Я вас понял. Ничего такого. Мы - это я, моя соседка Макаровна и её внук. Между прочим, одноклассник Ани. Согласны?
 - С чем?
 - Что бы Аня пожила у нас.
 - Чёрт с ней, пусть поживёт, - сказала Галина и, повернувшись к раковине, стала нервно мыть посуду.

Матвеич посмотрел на Зою, та неопределённо пожала плечами.
 - Ну, что ж, тогда я пойду.
 Матвеич встал, подвинул стул к столу.
 - До свидания, - Зоя посторонилась, пропуская его.
 Сделав несколько шагов по коридору, Матвеич остановился:
 - А вы не знаете, кто живёт выше этажом?
 - Я, - сказала Зоя. - Уж не Макса ли хотите приютить?
 - Макс-это…
 - Сын.
 - Нет, - Матвеич шагнул к Зое: - Сядьте, пожалуйста.
 - Зачем? - напряглась Зоя.
 - Сядьте, сядьте. Речь пойдёт о вашем…
 - Что-то с Виктором? - Зоя побледнела, качнулась, но Матвеич подхватил её, усадил на выдвинутый Галиной стул.
 - Успокойтесь. Дайте ей водички…
 - К чёрту водичку! Говорите же в чём дело…
 - Понимаете,…он на лестнице потерял сознание. Мы с Олегом втащили его к вам домой…

 Зоя, вскрикнув, вскочила, но Матвеич, надавив ей на плечи, вернул на место.
 - Да успокойтесь вы! Ничего страшного. Был врач, сделал укол. Спит ваш Виктор! В прихожей на тахте. Там ещё Олег дежурит, что бы предупредить…
 - Это правда? Вы ничего не скрываете?
 - Чистая правда.
 - Почему? - Зоя устремила глаза на подругу. - С ним ничего подобного… - и вновь на Матвеича: - Что? Что врач сказал? Отчего?
 - Понервничал, должно быть…
 - Зой, ты ж знаешь наших жильцов. Сцепился с кем-нибудь… - Галина протянула кружку с водой. – На, попей. (Матвеичу) Спасибо вам, большое. Вы прямо как служба спасения. И Аньку мою спасаете от меня изверга, и Виктора.…Откуда только взялись?
 - Да я тут недалеко обитаю. На Малом.…Извините, пойду я: Олег там, в чужой квартире, измаялся поди…
 - Идёмте все, - вскочила Зоя. - Поможете Виктора перенести в кровать. Тахта - это собачье место…