Ворона часть 5

Ольга Черниенко
«Не стреляй в воробьев, не стреляй в голубей,
 не стреляй просто так из рогатки своей!
Эй, малыш, не стреляй и не хвастай другим,
что без промаха бьешь по мишеням живым…»
    ДДТ. Юрий Шевчук(Не стреляй)
 
         Большую перемену  перед последним уроком,  я, как всегда, решила  провести  подальше от   одноклассников,  и  на этот раз забрела в левое крыло первого этажа, где располагались школьные мастерские.
Здесь  была  выставка   работ старшеклассников: разделочные доски, скалки,  полочки, табуретки;
  совки, лопатки, молотки,  петли, дверные ручки,  несуразные   поделки  в виде   « серпа  и  молота»…
     Выставку почти никто не посещал,  и  у меня была  возможность целых полчаса побыть в одиночестве.
Я  прислонилась лбом к  оконному   стеклу.  Пригревало солнце, звенела капель, и, казалось, что черные сугробы вот-вот испарятся,  прямо  на глазах.
Несмотря на весеннее настроение, одолевало беспокойство – как там  поживают мои крылатые  подопечные?
     Накануне вечером  я  не успела их навестить -  задержалась в музыкальной школе:   наш камерный оркестр готовился к  праздничному концерту, который должен был состояться в городском клубе  через неделю.   И мы  до   темноты   репетировали   сюиту  №3   Баха   Ре-мажор.
Она до сих пор звучала    в ушах, и пальцы  бессознательно,  по подоконнику, как  по струнам,  выстукивали   скрипичную партию.
Музыка неземной красоты, написанная гением.  Добрая, прекрасная, вечная.  Что за душа была у человека, который мог создать ТАКОЕ чудо?  И разве можно сказать, что человек этот  умер?  Ведь  душа   его   звучит  в веках!
     Какая  чистая,  хрустальная грусть!   Хочется плакать,  и   бежать  подальше от  серой  обыденности,  взлететь, и   парить  в голубом   поднебесье.
     Думаю,  Бах   слышал звучание Вселенной,   космическую симфонию   записывал   в нотных знаках,  и,с тех пор, вот  уже  почти  три столетия через его  музыку   беседует с нами   сам Создатель! 
 Она  наполняет все мое существо  лёгкими,  чистыми вибрациями, поднимает к небесам, и  кажется, что коснувшись чудесного,  тонкого мира,  я смогу  научиться  летать…

- Ты что здесь делаешь? –    загремев  ведром,  прервала мои грезы   вошедшая уборщица.
-  Фартук кухонный рассматриваю, хочу такой же сшить, - произнесла я заранее приготовленное оправдание моего присутствия в неположенном  месте.
- Вот пойдешь в пятый класс, и  научишься, – недовольно  буркнула  она.
- Я сейчас хочу. Разве запрещено выставку смотреть?
- Да, смотри, на здоровье, только  не сломай ничего.
 Что тут можно  было  сломать детским руками? Табуретку?  Молоток, совок? Серп и молот?
 - Вон, видишь под  потолком? Руками не трогай!
 - Но это же высоко, мне туда и  не дотянуться… - начала  было  я, и  замерла на полуслове, изумленная, и  очарованная.
       Над  топорными, грубо сколоченными  полочками  и табуретками, парило  нечто прекрасное  -  волшебная птица  в кружевном  оперении, устремленная ввысь -   символ   освобожденного от всей  земной суеты духа! Это резное деревянное изделие  было  настоящим  произведением  искусства  - гармоничным, светлым, изысканно простым, как  все ещё  звучавшая во мне  музыка Баха. От летящей птицы  исходила  необыкновенная энергетика -  ощущение  тепла,  покоя, истинного  счастья. Казалось, взмахнет  она  сейчас крылами, и  понесется  нежный, ласковый поток воздуха   от дерева к дереву, от  травинки  к  травинке, от  зверушки  к  зверушке …
      Вместе с этой волшебной птицей,  взлечу и я  -  высоко -  высоко, чтобы увидеть красоту всей Земли!  Легкость,  свобода,  радость,   умиротворённость! Кем я хочу быть?  Человеком или Ангелом?  Наверное,  все же человеком, ибо  только в человеческом обличии,  можно что-то изменить в этом мире.
      Кто  же  из  наших  школьников  смог  создать столь чудесное творение, кто сей искусник и маг?  На бирке разглядела надпись -  « Птица счастья» (поморский голубок)  вырезан из дерева  учеником 8-го класса Виктором Милославским». Так вот, оказывается, кто  был волшебником: мой друг – стиляга!


       Услышав звонок на урок, я  бросилась вверх  по лестнице, и  тут же  столкнулась с Димкой Яковлевым – другом, и верным   Санчо Панса   Витьки.
- Ты куда пропала, малявка? Я тебя всю перемену ищу. Вик  заболел,  на занятия не пришел, а меня  просил передать тебе,  чтобы без него к баракам не ходила. Опасно там.
- Почему? Что случилось?
 - Гопники  место оккупировали.   Дядьки взрослые - жлобы здоровенные,   водку  жрут   за твоим столиком.   Значит,   малявкам  там делать нечего!
-  Где же мне теперь птиц кормить?  В лес идти?
- Сами прокормятся - лето скоро.   Беги на урок.  Опаздываешь.
 Учительница  уже стояла  у доски, все сидели за партами, когда я  прибежала  в класс.
- Где  ты  шляешься?  Звонок не слышала, оглохла?     - грубо  орала она, -  Быстро  садись  за парту -  у нас сегодня контрольная!
  И так,  дети,   все  приготовили  чистый, двойной листок  в клеточку?
  Я полезла   за тетрадкой в портфель, и рука моя натолкнулась на что-то теплое, липкое, влажное.
  Вся   ладонь   была в крови.
  Кто-то подложил мне   труп  вороны!  Я вскочила, вытащила птицу  на свет, и  сразу узнала Няму…
Пашка  громко   хихикнул, и, как будто  по команде,  смешки быстро,   перекличкой, облетели весь класс.
     Крылья  Нямы  были сломаны,  голова бессильно висела, но  он  был  ещё жив -  приоткрыл глаз, посмотрел бессмысленным  взглядом, откинул голову…
Я прижала его к щеке, как  это  делал  он, когда ласкался,  и  тут же  почувствовала -  жизнь  покидает  его обмякшее  тельце… 
     Пол вдруг стал  уходить  у меня из-под ног, голова закружилась, в ушах стоял гул.   Я видела, что учительница открывает рот, но   не  понимала  речи. Боль  пронзила сердце острой иглой, и,   словно сквозь вату, издалека, я услышала ее раздраженный голос:
 - Что ты там возишься?  Урок давно начался!  Садись,  работай! 
-  Можно мне выйти? –  с трудом шевеля губами, спросила я.
- Зачем?
- Я плохо себя чувствую…   И  мне   надо похоронить птицу.
 -  Что?  Какая ещё птица?
- Ворона. Моя ворона.
-  Ты в своем уме? Какую ворону среди урока хоронить собралась?
- Мне кто-то подкинул  убитую   ворону… ее надо похоронить, -  повторяла я  упрямо.
  Брезгливо взяв   из моих рук    Няму   за крыло,  он властно приказала:
- Павел…  пойди,  выкинь   эту гадость … хоть   в  форточку, что ли…
  Почему   в тот миг я не могла  шевелиться?   Только дергался рот, и слезы  катились из глаз.
  Пашка  подхватил  мертвое тельце  бедной птички, подбросил в воздух.
- Гы-гы-гы… - возрадовался класс, - может, взлетит?
  Трупик  глухо шмякнулся на пол…
- Павел! Прекрати цирк!
  Пашка, не слушая училку,  поддал  Няму  ногой.
- Это же  вредитель!  Всего лишь мертвый вредитель! Никогда  не взлетит. Мы  вчера  постарались -  из рогаток их били,   только лапки отрезать не успели. За них патроны дают.
   Так вот почему я слышала крик раненой птицы!
   Очнувшись, наконец, я  схватила  труп Нямы, и  выскочила из класса.
  - Куда бежишь? Куда, ненормальная? Пашка! Останови ее!
   Но я  уже ее  не слушала. Я  бежала к баракам…
   Трупы птичек  валялись под деревьями,  на трехногом столе, чернели  грязными пятнами   на  белом  снегу… Настоящее,  кровавое   побоище!
   Здесь и старый Карр, и Настенька, и подростки…  и даже  голубь, что сидел у меня на руках. Все  ручные, родные, маленькие души…
   За что с ними так?
 
    Надо отдышаться, успокоиться… свинцовые тучи, заслонившие весеннее солнце,   вот-вот разразятся снегом… собрать трупики, похоронить… где? Наверное,  в лесу, у озера…   нужна  лопата.
     И вдруг,  совсем рядом, я  услышала шаги, сдержанный смех  - за мной   кто-то следил!  Смех раздался  со стороны барака, я резко оглянулась, и в проеме  двери  заметила   мелькнувшую   тень…
     Страшно и жутко. Но  бежать нельзя -  дорожка к дому ведет через такие же покинутые, с заколоченными окнами, бараки!
 От ужаса бил озноб. Я засунула руки в карманы, нащупала  свисток, и вспомнила  -  Витька! Вик!  Вот, кто мне сейчас нужен! Я уже  спиной, как зверь,  чувствовала  -  сзади   крадется хищник.   Медлить нельзя!   Милицейский свисток  разорвал  тишину.  И тут же  хлопнуло резко распахнутое окно где-то на верхнем этаже нашего дома.
 -    Бежим к тебе! – раздался Витькин голос, - свисти, не прекращай!  Свисти!
  Загромыхала тяжелая  дверь подъезда, и  вскоре показались  запыхавшиеся мальчишки.
     Как же я рада была  видеть эти чубастые лица!  От горя, и  радости у меня началась истерика. Слезы бежали ручьем, меня трясло, я рыдала и никак не могла успокоиться.  Долговязый Витька наклонился,  взял меня за плечи, слегка встряхнул.
 -   Перестань плакать. Они ещё здесь, наблюдают. Не надо показывать им своих эмоций. Не доставляй  им радость. Тебе же  рассказывали про кодекс аристократа?
Я обомлела  от удивления.  Откуда Витька знает, о чем я разговаривала со своим ангелом-хранителем?
-   Кто тебе об этом сказал?
  Витька  горько  усмехнулся.
- Бабушка.  Она приходит меня навещать, когда родителей нет  дома.
- Так значит, та добрая  женщина с голубыми глазами, твоя бабушка? – изумилась я.
- Да.  Моя родная бабушка!  Родители   запретили  ей  появляться в квартире - слишком много о религии говорит, и   они  боятся, что  у нас  будут неприятности.
  Так вот. Запомни!   По  кодексу аристократа нельзя   показывать  другим, что тебе плохо… Ясно?  И поэтому   утри слезы. Выше нос,  не сутулься, расправь плечи!  Ребята лопату  принесут.  Пойдем хоронить.  Похоже, что  кто-то  раскидал   здесь   ещё и  отравленное  зерно.
   И мы всей компанией двинулись в лес,   в сторону   озера.

   
     Суров и живописен   Кольский полуостров.  Леса  здесь  смешанные – березы, осины, ели, да сосны.  Деревья невысокие - три,  самое большее, четыре  метра; особенной формы.  Березы, с причудливо изогнутыми стволами, и маленькими круглыми  листиками, похожими на  мелкие  монетки, из-за сильных холодных ветров, способствующих промерзанию почвы,  гнуться к земле.  У елок  нижние ветви  растут до  самой  земли, образуя  шатер – «юбку», стволы  же  от морозов лысеют,   сохраняя  лишь верхние   ветви  с подветренной стороны -  это  делает их похожими на развивающиеся флаги.  Кроны  деревьев  в лесах  не смыкаются, и отлично освещенная почва, покрытая мхами, лишайниками,  кустарниками дает осенью  богатый урожай грибов и ягод: брусники, морошки, черники…
Город  наш  со всех сторон  окружен    озерами, да  сопками: на  востоке    Хибины,  крупнейший горный массив   Заполярья, на западе   - Мончетундра -
Монче (по саамски – красивый)  горный хребет,   простирающийся     на сотни километров до  самой  границы с Финляндией.
    В ущельях несутся  быстрые реки, струятся  прозрачные, хрустальные    водопады.   Кристально  чиста  и  ледяная  вода в озерах с  каменистыми  берегами, усыпанными  круглыми, белами  валунами, похожими, как здесь говорят,  на  »яйца динозавров». 
    Места  безлюдные, таинственные,  мистические. 
    Иногда  идешь по лесу, и  вдруг,  кажется  -  смотрит тебе  кто-то  прямо   в затылок!  И накатывает  тогда   панический  ужас…
     Вот и сейчас, пробираясь  к озеру, мне показалось,  следом   крадется нечто…
 Печка  ли  самодвижущаяся с Емелей-дураком,  кузнец  ли  Вакула  с чертом  за плечами, а может, и сам Морозко с волшебным посохом, или  даже  страшная  баба Яга  с длинным носом и крючковатыми пальцами?  Не случайно мне   мерещились  популярные в те времена   персонажи  из  фильмов – сказок:   все они  в разное время  снимались в  окрестностях нашего города.
   
      «Страна сказок  и колдунов» - так окрестил сердце  Кольского  полуострова – Лапландию -    астролог, оккультист, писатель-фантаст, профессор А. В. Барченко.
       В начале 20-х годов   экспедиция под его руководством  в районе Ловозеро (а это  всего лишь в  ста километрах от места, где  в середине 30-х годов началось строительство нашего города)  нашла    следы древней доледниковой,  высокоразвитой  цивилизации, которую ещё античные писатели и путешественники называли   Гиперборей.   Гиперборейцы   владели  секретами  атомной энергии,  строили    воздушные  корабли,  и даже летали в космос. 
        Барченко  искал   здесь  мифический камень с Ориона (Грааль), который,  согласно легендам, обладал способностью накапливать психическую энергию, и  давал возможность  контактировать с  космическим разумом.
        Рядом с  Ловозерским погостом,  населенным  потомственными  оленеводами и рыболовами -   лопарями (саами,   находится  таинственное  Сейдозеро (Священное или  озеро Духа)  -    «Северная Шамбала»,  где  при странных обстоятельствах гибнут,  и исчезают целые туристические группы.   Страшные легенды  ходят  здесь   о   снежном  человеке «йети», пожирающем людей; о  маленьких, злых  и коварных  карликах – чакхли, способных утащить человека под землю.   Местные жители    до сих пор поклоняются    хозяевам леса и озер   - “чадць-илле». 
        Все вокруг живое,   считают лопари, и потому  существуют   в мире  с океаном,  ветром,  священными  камнями – «сейдами» ( высокими  колоннами, сложенными  из камней), в которые,   по  их поверьям,  вселяются  души усопших нойдов (шаманов).
   
       Жить в гармонии с природой – традиция   маленького северного народа.  Никогда не ломали, не пилили они  живые деревья и  кустарники, используя сухостой для кострищ, разводимых   только на месте старых, дабы не  ранить почву,  не причинить ей много боли. Даже свои стоянки  лопари-оленеводы переносили в другое место  лишь  тогда,  когда заканчивался  в окрестностях  сушняк, потому как не  хотели  причинить вред ЖИВЫМ  растениям. Да и охотились   они так, чтобы добычи  хватало только на выживание.
Сейды,  напоминающие фигуры   животных и людей, похожие  на истуканов  острова  Пасхи,  чаще   всего  можно  встретить   на берегах озер, и побережье Баренцева моря
С  их  помощью,  нойды   совершали свои колдовские обряды, поддерживали связь с предками.
 
       Саамских шаманов  Барченко считал носителями знаний о древней Гиперборее, передаваемых  из поколения  в поколение, из уст в уста.
Традиционно нойды Лапландии   почитались   самыми сильными колдунами.
       Ещё  Шекспир  упоминал  их  в своей «Комедии ошибок»:  - «Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?»
       А когда в начале 1584 года   появилась   на небосводе   светящаяся, крестообразная  комета, Грозный Царь – Иван Васильевич призвал  к себе 60 лапландских  чародеев, дабы разгадали они, что означает  сие  явление.  Били  они в бубен долго,  камлали, а потом  явились   к Царю с вестью скорбной:  умереть должен    Царь - наш батюшка, и число назвали точное  -  18 марта 1584 года. Не обрадовало  известие Грозного, повелел он казнить «шарлатанов» в  день  кончины  предполагаемой,  да не успел – скончался пред самым ужином.
      У  лапландских шаманов  учились  колдуны и  чародеи  Финляндии, Швеции, Норвегии… Ибо умели они   повелевать  стихиями,  обладали  способностью  видеть будущее;  насылали  гибель на врага,  и видели  его мучения на  расстоянии за сотни, тысячи километров; лечили   тяжелобольных,   и воскрешали  самих себя после   собственной  смерти…
       Вот  и Гришку Отрепьева  считали в народе   учеником лапландских шаманов,  колдуном, продавшим душу дьяволу. На пользу пошли   самозванцу   тайные знания:  сумел одолеть он  смерть свою.  Вылезал из могилы под звуки бубнов, колдовского камлания -   не принимала  земля  злого  чародея! Выкопали тогда бояре   труп Лжедмитрия I,  сожгли  прилюдно,  прах его вместе с порохом  в пушку зарядили, да  выстрелили   в   сторону Польши…
     Но вернулся  он, как   Лжедмитрий  II, и  Марина Мнишек  - вдова самозванца первого   супругом  своим   его  признала …

      Связи  лопарей  с духами,  древними  предками, космическим разумом пришлись не по нраву большевикам - атеистам.  А посему,
 в рамках  «борьбы с мракобесием и пережитками прошлого»,   они  рушили   и  разбирали  каменные сейды, расстреливали шаманов, преследовали ученых – краеведов;
     и даже сфабриковали знаменитое дело о контрреволюционном «Саамском заговоре», по которому  15 человек  было  расстреляно, и более ста  арестовано только в одном  Ловозеро! И это при том, что  все саамское  население на Кольском полуострове   составляло  не более   двух тысяч человек!
     Трагически сложилась   судьба    Барченко и его экспедиции:  все материалы    засекречены   до сих пор,  все участники   расстреляны.

       Пострадала  в советское время и  природа Кольского полуострова: с  введением в эксплуатацию  горно-металлургических предприятий,  все   было  направлено на добычу цветных металлов.   Партия звала  «  план  выполнить и  перевыполнить!«   И  цель  оправдывала средства! Ни о каких очистных сооружениях,  здоровье жителей,  благополучии природы никто  тогда  не задумывался. А ведь  цветная металлургия, с ее едкими выбросами в атмосферу,   всегда  являлась одной  из самых  вредных  для окружающей среды отраслей промышленности. В результате,  земля вокруг  городов  полуострова    постепенно превращалась  в  выжженную пустыню.  Едешь, бывало,  по области, любуешься   изумительными  по красоте озерами, сопками, и  вдруг,  внезапно  оказываешься    в центре техногенной катастрофы, ибо  за очередным холмом открываются поистине апокалиптические пейзажи:  черные долины в окружении обожженных черных скал,  незамерзающие черные речки, и  полное отсутствие какой-либо живой растительности.   А если  где-то    вблизи предприятий и сохранились леса, то ягоды и грибы  представляют ныне  большую   опасность для здоровья человека.  Бруснику, например, местные жители  по праву  называют - «брусникелем».
 
       По преданиям, дабы  добавить  жизненную силу вымирающему  саамскому  народу,  нойды переместили   в человеческие тела  души птиц и животных. Так  появилось   три рода: саами-олени, саами-тюлени, и лесные саами-вороны.
       Мистика,  фантастика,  волшебство Мурманской Лапландии  ощущается даже в  сохранившихся     саамских  называниях  озер, рек, водопадов и гор,  тесно связанных  с устными  народными преданиями, легендами и традициями.
Айкуайвенчорр – Спящая красавица или гора с головой матери Бога.
Куйвчорр - Гора Великана
Юмъекорр (Яммейкорр) - Ущелье Мертвых,
Юдычвумчорр  -  “гудящая гора”, часто   издающая   под воздействием  ветра    странные, похожие на речь,  звуки.
 Все эти  рокочущие, труднопроизносимые названия  напоминали мне тогда   имена ацтекских богов:  Кецалькоатль, Ицпапалотль, Истаксиуатль, Акуэкукиотисиуати…       
Разве не  созвучны им и  саамские  названия   северных рек, озер  -   Иоканга,  Куцколь,  Лумболка?

     Озеро  Лумболка,  с  редким лесом на берегу,   и было  целью похода нашей компании.   
Хрипели и стонали  терзаемые  ветром деревья.  Неслись по небу  лохматые, насупленные тучи,  вот-вот  готовые разразиться обильным снегопадом.  Мелькнул  на мгновение солнечный луч, и вновь утонул   в мрачных облаках.   Похоже,  даже небо было возмущено  жестокой расправой   над  птицами.
 Трупик Нямы  я нежно прижимала  к сердцу,  под курткой,  почти  как  два года назад, когда его  -   маленького воронёнка,  оказавшегося в беде, несла домой, мечтая  вылечить, вырастить, «дать путевку в  жизнь».   Сейчас же  я  отчаянно надеялась  встретить колдуна, лесного  саама-ворона, способного воскресить всех  моих погибших питомцев…
 Потому   и приглядывалась к каждой  тени, похожей на человеческий силуэт, прислушивалась к каждому   шороху…
 Словно читая мои мысли, Вик   остановился, замер настороженно.
- Здесь будем  копать яму? – нетерпеливо спросил его  Димка Яковлев.
 - Стой, погоди, я слышу, кто-то  идет…
(Продолжение следует)