36. землетрясение вам в карму

Ольга Валерьевна Юдаева
Сейчас будет эврика и открытие всех открытий. Даже для тех, у кого земля плоская, а силу тяжести придумали, чтоб на диване было удобно сидеть. Оказывается, гуманизм изобрели не голландцы, чтоб свои сексуальные предпочтения им прикрывать. Его придумал и что характерно — записал на материальном носителе один еврей...

...2770 лет назад. И хоть определения этому явлению в словаре тогда еще не появилось, но за саму идею еврея всё же убили. Ибо нефиг! Нефиг продвигать то, что неудобно.

Ну так вот, о первом задекларированном гуманисте.

Звали его Амос, работал он в Израиле внештатным пророком (чтоб попасть в штат дворцовых пророков с окладом и надбавками за выработку, надо было аттестацию пройти и сдать экзамен на лояльность действующему режиму). А до этого Амос служил пастухом в Иудеи. Подался Амос из пастухов в пророки соседнего государства не халявы ради, а по убеждениям.

Заикаясь, предлагал соплеменникам одуматься и понять, что формальное жертвоприношение не идет ни в какое сравнение с истинным милосердием и жертвенностью. Очень прогрессивным гражданином оказался. Практически,  экстремист, по тем временам.

Для еврейских современников Амоса времена были жировые. Ассирийские соседи, попробовавшие надкусать Израиль, получили по кусальнику и отползли копить силы и злость. Богоизбранные на радостях, пустились во все тяжкие. Пили, курили, жрали, спали, воспроизводились. Все боевые заслуги причисляли идолам, про Яхве вспоминали не часто. Да и сам Яхве у забывшихся евреев стал выглядеть Золотым Тельцом.

Яхве же за тысячи лет устал волонтерствовать учителем и давать бесплатные уроки выживания. Смотрел на бесчинства с брезгливостью и недоумением. Он им уже и кары всякие насылал и преподавателей толковых подкидывал, а этим всё, как с гуся вода.

Амоса тоже он им презентовал. Надиктовал пастуху курс полезных лекций и отправил первым почтовым дилижансом. Кафедру Амос себе уже сам подходящую нашел и время удачное выбрал. Как раз, когда массы собрались у храма в Вефиле (ивр. Бейт Эль – Дом Бога) на жертвоприношение по случаю празднования сбора урожая. Все такие благостные, раскинулись лагерем вокруг жертвенника, ждут добра и пряников.

 А тут Амос взбирается на кафедру на начинает вещать пугалки:

"Господь возгремит с Сиона и даст глас Свой из Иерусалима, и восплачут хижины пастухов, и иссохнет вершина Кармила". (Ам.1:2)

Настроение у обывателей испортилось, праздник перестал быть праздничным, хоть три баяна порви. Жрецы и вовсе в трансе. Он им все карты путает своим карканьем. Кто ж понесет откаты в жреческую казну, если пора ждать беду? Надо нычки делать, а не в храм нести.

Ну и чтобы совсем без подарков не остаться, жрецы побежали ябедничать царю израильскому (и еще называл тебя желтой рыбой, и земляным червяком):

"Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его.  Ибо так говорит Амос: "от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей". (Ам.7:10-11)

Но царю-то пофиг, у него и так всё отлично. А если кто-то за свои откаты переживаете, то сам пусть и решает свои проблемы, нечего на него перекладывать. Ну, жрецы и решили естественно, как могли. То ли обманщиком его пообещали объявить, то ли еще какие аргументы нашли, но Амос лекции читать перестал и покинул аудиторию.

Зато Амос стал их записывать. Готовил методические пособия и всё аккуратно конспектировал. До него так еще никто не догадался сделать. Считалось, что нет более надежной флешки, чем память, а пергамент нужен исключительно для переписи овец, ну и еще рецепт на свечи от геморроя выписать, и вексель долговой тоже можно. И даже древние греки не так продвинуты оказались, как Амос, всё в себе носили. Папирус по назначению только через сотни лет пользовать начали, отсталые люди.

В конце своего альманаха Амос анонсировал землетрясение.

Землетрясение, естественно, случилось по расписанию и всё порушило, но Амоса, к тому моменту, уже убил сын главного израильского жреца. Помог папеньке сохранить бюджет. Правда Израиль это не спасло. Пришли подготовленные ассирийцы, царя убили, а всё мужское население этапировали в Месопотамию. Зэ энд Израилю.

Когда альманах Амоса перечитывать стали, удивились. Он двигал теорию, что все люди равны. Якобы, Яхве любит всех одинаково, а богоизбранность — это не вседозволенность, а ответственность. Естественно, от такой версии происходящего, все современники были фраппированы и обездвижены.

Никогда такого не было и вот опять! У египтян, например, боги подсказывали, что все остальные людишки «сыны дьявола», а египетские боги утверждали, что варвары — это "прирожденные рабы". Один Яхве другого мнения. И тут отличился.

Про себя Амос мало писал, но оно и к лучшему, наверное. Загадочно появился, рано ушел. Зато первый письменный след оставил и правильную мысль породил.