Большой ферганский канал - это память о предках

Авазбек Атаханов
Это сейчас отстаиваем каждый метр родной земли, а были времена когда ее раздавали налево и направо. Так что, несмотря на напряженность по вопросу, где должна проходить государственная граница, мы живем в хорошее время, ибо можем отстаивать свои права.
Раньше же и границ, как таковых, не было между советскими республиками, тысячами гектаров передавались во временное пользование хозяйствующим субъектам, независимо к какой республике они относились. И эти временные земли постепенно и насовсем отходили тем, кто их освоил. Наши руководители, к сожалению, о последствиях такой повсеместной порочной практики серьезно не задумывались. Да и кто мог тогда возразить? Чуть что “враг народа”, “националист”, “не сознательный товарищ”, могли такой ярлык на человека повесить, что и в тюрьму не взяли бы. Но ведь тогда никто и представить себе не мог, что эта огромная сверх держава в одночасье развалится, а вчерашние добрые соседи возьмутся за кетмени и камни, и ожесточенно будут отстаивать свой дом, огород, арык, право построить себе дорогу, ходить по привычной протоптанной тропке в родную школу, через переулок соседей.
Но, ничего не поделаешь, и через это надо пройти, нужно лишь время и терпение, провести границы, договориться о порядке проживания в приграничных зонах, договориться о совместном земле и водопользовании, ведь мы же соседи, тысячи лет. А ведь раньше жизнь каждого из нас была не сладкая, но у нас было больше доброты и больше веры людям.
Может быть, поэтому, у нас было все общим- общие победы, общие достижения, общее горе, общие радости. Вспомните, как мы все заново отстраивали, после страшнейшего землетрясения, Ташкент. Как весь советский народ строил наши ГЭСы, как с энтузиазмом шли прокладывать БАМ.
Не зря в народе говорится, что “великое видится из далека”. И хотя сейчас не модно вспоминать эти достижения, но есть вещи о которых мы должны помнить всегда- это и создание великой советской державы, которая покорила своими фантастическими успехами весь мир, это и победа в Великой отечественной войне, это и полет Ю.Гагарина в космос и многое другое, за что уплачена нашими предками очень дорогая цена.
После распада СССР, достаточно долгий период, при правлении Ислама Каримова, отношения Узбекистана с Кыргызстаном были достаточно натянутыми. И вот с приходом к власти М.Мирзиёева ситуация кардинально переменилась, начали вновь возрождаться теплые отношения между нашими народами, которые, несмотря ни на что, всегда жили в дружбе и дорососедстве. В прошлом году, проезжая мимо кыргызско-узбекского пропускного пункта “Достук” (Дружба), сам, воочию, убедился, что наши народы, как и прежде начали активно развивать свои добрые отношения, восстанавливать разорванные временем родственные, деловые, и просто, человеческие связи друг с другом. И это прекрасно. Я верю и такие же добрые отношения восстановятся с братьями-таджиками.
Как известно, в Центральной Азии есть Большой Ферганский канал, который в свое время носил имя И.Сталина, правда, потом переименовали по номенклатурным соображениям. Так вот, это крупнейшее гидротехническое сооружение СССР было построено нашими предками практически в ручную в 1939 - 1941 годах. Общая длина канала составляет 350 км и включает два тракта: верхний Нарынский и нижний Карадарьинский, разделённые участком реки Карадарья. На Большом Ферганском канале было построено свыше 1000 гидротехнических сооружений, из них более 50 крупных, в том числе 9 плотин и более 100 мостов для транспортных магистралей. В общей сложности и сейчас орошает более 500 тыс. га земель, в основном на территории Узбекистана. И строили всем миром, методом всенародной стройки (кыргызы называют "ашар", а таджики и узбеки "хашар"). К строительству канала было привлечено около 200 тыс. колхозников. Благодаря постройке Большого Ферганского канала была создана “хлопковая индустрия” Советского Союза. Главным источником подпитки этого огромного канала является кыргызская река Карадарья, одна из крупнейших рек, впадающих в Сырдарью.
Конечно, такие великие дела не делались в белых перчатках, жестоко работала государственная машина принуждения и репрессий, но от этого значение этих побед не уменьшается. И все-таки эти поистине великие подвиги совершались простыми людьми, которые и читать-то не умели, но они искренне верили, что строят для потомков, значит их самоотверженный труд не будет забыт. И нам бы помнить, когда в погоне за сиюминутными интересами стремимся сделать то, от чего за нас будет очень стыдно нашим внукам и правнукам.
И в заключении, хочу рассказать одну небольшую нашу семейную историю, связанной со строительством Большого ферганского канала. Лет десять тому назад, на лето, как обычно, мы поехали погостить к Зуура апа, моей теще, которую все мы ласково называем “бабулей”, за ее добрый нрав. Она живет недалеко от Джалал-Абада, в селе Беш бала (пер. с кыргызского как “пять мальчиков (сыновей)”. Мы приезжаем, а бабули дома нет, а нам говорят, что она ходит по домам и собирает подписи у селян, чтобы назвали улицу именем ее свекра. А тогда нашей бабуле было больше семидесяти лет. Через некоторое время, она, изможденная и изрядно утомленная, пришла домой. Увидев нас и своего любимого внука, мгновенно оживилась, забыв свою усталость и лишь ее грустные глаза выдавали ее душевное состояние.
И уже вечером, сидя под виноградником, вместе отведывая вкусный плов, она рассказала, что ее свекор Эшкараев Карабала был первым председателем колхоза в своем селе, затем несколько лет являлся руководителем вахтенной бригады от своего района на строительстве Большого ферганского канала и за высокие показатели в труде в 1940 году был направлен в Москву делегатом на всесоюзную сельскохозяйственную выставку, неоднократно удостаивался государственных наград, активно участвовал в процессе создания колхозов и сельскохозяйственных потребительских обществ (сельпо), был первым коммунистом в своем селе, где организовал партийную ячейку. Зимой 1941 года, работая со своей бригадой на строительстве ферганского канала сильно простудился и через некоторое время умер в возрасте 35 лет от воспаления легких.
Закончив свой рассказ, Зуура апа искренне посетовала, что с годами самоотверженные подвиги конкретных людей, отдавших свои жизни на благо будущих поколений, постепенно стираются из людской памяти, поэтому она и решила похлопотать, чтобы их улицу назвали именем человека, который заслужил человеческую память.
Память, человеческая память, это все, что остается после нас.
Кстати, ей так и не удалось, даже собрав все необходимые подписи, назвать улицу именем своего героя-свекра, потому что нашелся какой-то местный тостосум, который продвинул и увековечил имя своего отца.