Ремесло

Александр Твердохлебов
Трамвайная сцепка круто описала круг и остановилась, Александр покинул вагон и стал искать глазами друга, обещавшего встретить его на «конечной». Он приехал в этот город в командировку, обучаться старинному промыслу. В стране происходили кардинальные перемены, и то - чем он занимался - оказалось не востребовано .  Знакомый предприниматель предложил ему, освоить технологию производства высокохудожественных каминов. В Петербурге на международной ярмарке – Народных промыслов России, он познакомился с ребятами, которые делали замечательные (штучные) камины, к тому же они открыли курсы по обучению работы с глиной.  Неделей раньше сюда отправили одного «добровольца», но он не имел даже начального художественного образования, по этому,  осваивал в основном технологию работы с материалом, не касаясь художественной стороны изделия.  У Александра был опыт художника оформителя и диплом преподавателя Художественной школы, ему предстояло на практике закрепить теоретические знания - приобретённые во время учебы в ВУЗе.  Друга тоже звали Александром, но он предпочитал откликаться на «Шурика», по тому, что имел весёлый характер - граничащий с эпатажным поведением.  Увидав земляка, он во весь голос заорал:  - О, Искандер! - Кош келемиздер! ( добро пожаловать) И принялся обнимать друга. Граждан древнего города трудно чем - то удивить, но Шурику удалось. Многие пассажиры - выходившие из трамвая - обернулись в сторону непонятного приветствия.  Обнявшись, два Александра направились в гостиницу.  Шурик за неделю проживания тут, успел ознакомиться с   достопримечательностями и историей города.  Он оживлённо, жестикулировал руками – рассказывая интересные события, произошедшие в городе, с тринадцатого века по тот день, как он сюда прибыл. Поднявшись на  этаж, в свой номер, Шурик пригласил гостя к, заранее накрытому столу, и продолжил свой оживлённый рассказ.   Он рассказал, какие красивые церкви сохранились в этом городе. Какими чудными изразцами украшены стены старинных зданий.  И современные высотки все облицованы знаменитым красным глазурованным кирпичом.            
   ***
Пятиэтажная коробка из стекла и бетона,  поразила своим величием. Хотя Шурик и описал ,предварительно, здание Дворца художников, где им предстоит учиться.  Щедрость городских властей, предоставивших такое шикарное здание, под мастерские художникам города - удивила Александра. Мастерские «Народных промыслов» находились на первом этаже, второй этаж занимали представители «Декоративно прикладного творчества», выше располагались скульпторы, живописцы и реставраторы.
 Так как теоретическую сторону Александру осваивать не требуется, он сразу приступил к практике.
  Мастер – преподаватель, которого звали Леонид, был ровесником Александра и Шурика, по этому, они подружились, и учёба была в удовольствие. Леонид – потомственный керамист. Его дед в тридцатые годы был знаменитым мастером, руководил артелью, где делали замечательную керамическую посуду. Леонид окончил Абрамцевское училище и стал продолжателем дедовского промысла. Теперь он как маститый профессионал взялся обучать своему ремеслу «начинающих». За плечами Леонида десяток крупных выставок, в том числе несколько международных.
  – Мастер учениками силён; - утверждает Леонид и подтверждал это делом.
  Занятия в мастерской проходили весь день.  По окончанию занятий, они «накрывали поляну» и задушевная беседа, бывало, затягивалась -  до позднего вечера.
 У художников – обитателей этого здания, была замечательная традиция, отмечать День рождения - по определённому ритуалу. «Виновник» -торжества, накануне, заказывал у гончаров большой горшок, литров на десять, его обжигали, не покрывая глазурью. А в день мероприятия натирали внутренность горячего горшка салом с чесноком, наполняли - доверху мясом, картошкой, прочими овощами и ставили в обжиговую печь.  Когда аромат данного блюда, перебивал прочие запахи в здании, все спешили вниз отведать экзотического блюда. Здесь же, на горшке  писали поздравления, покрывали глазурью, и обжигали,    Имениннику оставался памятный горшок с пожеланиями и рисунками друзей.
 Художники народ не общительный, живут своим внутренним миром, но тут чувствовалось согласие и  взаимопонимание.
 Процесс обучения шел своим чередом, технологические приёмы были освоены, предстояло только оттачивать мастерство. 
   ***
 Номер в гостинице, где проживали два Александра, находился напротив Буфета - переоборудованного по веянью моды в Бар с цветомузыкой, коктейлями и длинноногими девицами.  Молодым людям нравилось это соседство, потому как, девицы то и дело просились к ним в туалет, и оказывались в определённой зависимости, что позволяло находить с ними контакт и взаимную выгоду.
 Всех это устраивало, пока Шурик жил в номере один, но когда появился Александр, буфетчица в первый - же день «положила на него глаз», и Шурику пришлось съехать в другой номер.
  Влюблённая буфетчица стала ночевать в номере Александра, объясняя  это тем, что боится возвращаться домой ночью. Роман с Жанной - повязал свободу Александра, и ему приходилось весь вечер просиживать в Баре под присмотром хозяйки, а ночью разыгрывать роль страстного любовника.
  Всё это длилось пару недель, потом Жанна - заметив, что мужчине не нравится чрезмерное опекунство, дала ему свободы столько – сколько необходимо, для того чтобы мужик не сбежал вообще. Она его возила по городу - показывая достопримечательности, брала на пикник с друзьями, даже пригласила в свой ресторан, где она числилась буфетчицей. Они сидели за столиком у окна любовались вечерним пейзажем.   Окна ресторана при гостинице, выходили на набережную реки.   На песчаном пляже отдыхали горожане.  Тут были молодые семьи с малыми детками, влюблённые парочки и люди старшего поколения.  Вот подошла парочка - уже не молодых людей, они расположились на траве - где кончается песчаный пляж.  Мужчина с седой головой, постелил свою куртку подруге под пышную попу, подсел к ней поближе и стал поглаживать её по спине, касаясь головой её плеча.  Он что - то ей говорил, она в ответ, мотала головой  и  поправляла - вьющееся локоны - спадающие на плечи.  Александр показал Жанне парочку, за которой он наблюдает, она тоже стала рассматривать «влюблённых на траве».
 – Это не муж с женой; - сказал Александр.
 – А кто, это по- твоему?   - спросила Жанна. 
    Александр подумал немного, и стал посвящать подругу, в свои наблюдения:
    - Это любовники, встретившиеся после долгой разлуки. Он поселился в нашей гостинице и пригласил подругу юности на свидание.  Она живёт с детьми и не может пригласить к себе домой, любимого мужчину. Видишь, как нежно, он гладит её спину, наверное, уговаривает остаться у него в номере - на ночь. Она соглашается, но боится, что он разочаруется.  Время так беспощадно - забирает былую красоту.  Одни шикарные волосы, вот и всё, что у неё осталось от той красавицы.  Видишь, как он припадает к её плечу, он чувствует запах, той любимой женщины, он его возбуждает сильнее внешних факторов.
 Память запаха - это сильнейший  - афродизиак.   
  Жанна, внимательно слушала Александра, и думала о, чем - то, своём.  О неминуемом увядании - женской привлекательности.
 Она попросила Александра налить ей Шампанского, быстро выпила и ушла к подругам на кухню - покурить.
 Александр долго воздерживался, но после выпитой рюмки все – же решил - подымить.   Дым от его дешевой Примы раздражал вальяжных господ за  соседним столиком, и они подарили ему пачку ереванского Салюта.  Александр достал блокнот и набросал портрет - самого старшего мужчину - за соседним столиком.  В знак благодарности, за сигареты, он преподнёс рисунок - кавказской компании.  Реакция щедрых соседей, превзошла все ожидания, они так обрадовались, сюрпризу, что вознаградили - «бедного художника» - бутылкой армянского коньяка.   Когда подошла Жанна и узнала о знакомстве Александра с соседями, то события стали развиваться по непредусмотренному сценарию.  Гости за соседним столиком, были знакомы с Жанной, они занимались в гостинице игорным бизнесом, и естественно имели приличный доход.  В данный момент они отмечали день рождения «Боса».  Им захотелось продолжить банкет в номере – « с девочками».  Жанна, по-видимому, не раз устраивала подобные застолья и охотно согласилась организовать всё, в течение нескольких минут.
  Александр помог накрыть стол в номере друзей.      Жанна позвонила куда - то и пригласила «девочек».   Вечер получился романтичным с нотками садомазохизма.  Александр и Жанна, на этом вечере были больше прислугой, чем гостями.  Приглашенные девушки, после - публичного орального удовлетворения – «чернявых».  Подвергались связыванию, порки шнуром от телефона и прочим извращениям.
 Когда компания удалилась в свой - «мини - Лас-Вегас».   Александр вместе с «девчонками» перебрались в «Бар» к  Жанне.
  Девушки - обслужившие кавказскую компанию, оказались - горничные этой гостиницы.   Они  - вне  смены, подрабатывают - таким образом,   получая за час унижения и истязаний – вознаграждение, равное - месячной зарплате.  Жанна, за обслуживание, тоже получила приличное вознаграждение.
  Собравшись в её уютном Баре, компания, прикончила - подаренный коньяк.
 Захмелевший  Александр переместился в свой номер и заснул.
 Проснулся мужчина от странного ощущения, кто - то использовал  его, как эротическую игрушку. Одна рука находилась в тесной промежности одной «играющей», другая «играющая» пыталась ротиком пробудить сонного «дружочка», а на лице  Александра сидела третья. 
  Он, чуть не задохнулся, от перекрытого дыхания - увлёкшийся наездницы. 
Проснувшись, он осмотрел присутствующих.   Жанны среди них, не было, его использовали – подпитые горничные.  В таком «цветнике» мужчина оказался впервые, он освободился от девиц и исчез в ванной комнате.
 Приняв контрастный душ, Александр, был готов -  удовлетворить всех - троих - подружек.  Девушки были молоды и красивы, истинных имён они не называли, а по кличкам их звали  Сезанна, Лолита и Эммануэль. Александр поинтересовался:
 -  Девочки, не осталось ли, что выпить?
 Лолита достала из холодильника, початую бутылку водки, налила Александру и подругам. Взбодрённый мужчина, не успел закусить, как его повалили обратно на палас и прерванная игра - продолжилась.   
Женщины забавлялись, меняя позиции,  доставляя себе удовольствие.  Алкоголь притупил чувственность Александра, и он пассивно валялся на паласе, позволяя девушкам забавляться с ним,  фантазируя различные варианты и позы.  Они менялись местами, то насаживались на бесчувственно торчащий «фрагмент» Александра, то подставляли возбужденные «донышки» под ласковый язык партнёра.
  Постепенно девушки насладились вдоволь  и уснули.   Александр забрался в ванну и лежа в тёплой воде, прокручивал в голове события необычной ночи. Ему впервые довелось заниматься эротическими ласками сразу с тремя женщинами, он не испытывал, ни удовлетворения, ни отвращения, единственная мысль не давала ему покоя:   - Где Жанна, почему она оставила его со своими подругами? 
  Александр  оделся, взял ключ от номера, прикрыл дверь и потопал к другу Шурику на второй этаж. Шагая по мягкой дорожке коридора, он ощущал невыносимые удары в голову, сопровождающиеся чёткими вопросами:  - Кто ты?  - Зачем ты здесь?  - Твоя цель?   Вопросы повторялись и повторялись, пока Александр не упёрся - носом в дверь.   Шурик долго не открывал, он с вечера собирался в гости к одной студентке, которая приехала   «подбирать хвосты», и они нечаянно встретились.  Александр подумал, что друг заночевал у «заочнице», развернулся и собрался уходить. Тут щелкнул замок и заспанная физиономия Шурика, поморгав – расплылась в радушной улыбке.
  Судьба свела их недавно, раньше он работал в торговле и был классный повар, после аварии, провалявшись полгода в больнице - стал инвалидом и решил сменить ремесло.  Тут до приезда Александра он познакомился с Жанной и стал помогать ей на кухне, его кулинарные шедевры раскупались мгновенно, и он на этом,  неплохо зарабатывал. 
   – Искандер, ты,  что не спишь? Заходи, я тебе такое - расскажу, упадешь…   
   Александр действительно упал - на соседнюю кровать, и «умоляющи» попросил:   - Завтра, завтра расскажешь, я сплю…   Шурик, не умолкая, возбуждённо рассказывал, о каких – то студентках в общежитии, но Александр уже не слышал его.
  Воскресное утро, для Александров наступило в полдень, они проснулись и лежали, не двигаясь.   Так - не двигаясь, они пролежали до пяти - вечера, пока Жанна - пришедшая на работу, не растормошила их. 
   В номере у Александра было прибрано, аккуратно заправлены кровати, ни что не напоминало о беспокойной ночи.
  В Баре посетителей не было, два Александра и Жанна сидели за столиком, и пили крепкий чай с молоком.
 – Я вчера рано закрылась, дочка заехала, девять с четвертью - было;  - пояснила Жанна: -  Девки, пузырь взяли и к тебе свалили, пытались тебя разбудить, но я им запретила, они обещали долго не задерживаться.  Ты им,  очень понравился, всё расспрашивали, кто, да откуда?  Все-таки разбудили – сучки, раз ты у Шурика оказался? 
- Я им не стал мешать, перебрался к другу;  -  сознался Александр. 
  Шурик пошел на кухню, готовить своё фирменное блюдо.   
 -  Я вчера призадумалась, после твоих наблюдений   за взрослой парочкой:  - Продолжала откровенное признание Жанна;  - Мне так захотелось с мужем встретиться.  Разбежались по глупости.   Почти пять лет, ему замену искала.  Знаю, он меня любит, и я его люблю, дочка беременная, скоро бабушкой буду, а всё на «молоденьких» заглядываюсь.   Так что, наш роман прочитан, расстанемся друзьями.   Жанна встала из –за стола и пошла за стойку, на своё рабочее место.
                ***
  Однажды в Баре набилось столько народу, что Жанна попросила приютить по-соседски, группу иностранцев. Они хоть и были разных национальностей, но разговаривали на английском языке, переводчика с ними не было, и Шурик не придумав, ни чего лучшего - начал разговаривать с ними, на ломанном русском: - Ми студента приехал учица на керамик; - кривляясь и жестикулируя, объяснял он изумлённым гостям. Это выглядело - смешно и нелепо, Александр решил исправить ситуацию, достал альбом, карандаш и стал рисовать комиксы. Иностранцам понравился такой способ  общения, и они тоже стали рисовать свои картинки, произнося - известные им - русские слова.  Постепенно все перезнакомились, принесли от Жанны коктейли, и общение продолжалось до поздней ночи.   
   Ещё один казус с иностранцем произошел в мастерской у Леонида.  Солидный швед приобрёл камин в выставочном павильоне, потом приехал в мастерскую и попросил продать ему формы, по которым изготовлен его камин. Леонид продал ему за приличную сумму – формы.  Иностранец вынес их во двор, и расколотил молотком на мелкие крошки. Объяснил он свои действия так:   - Теперь я уверен,  такой красоты, как у меня, точно ни у кого - не будит.   
  ***
Итогом учёбы должен стать, самостоятельно спроектированный камин с формами для облицовочных изразцов - выполненных из гипса.  А также комплект обожженных и глазурованных изразцов на один камин.  Сам процесс изготовления форм, технологически не сложный, но требует аккуратности и отнимает много времени, по этому - два Александра  - трудились уже третий месяц.  Когда все формы были отлиты, а их на камин надо около десятка, приступили к изготовлению изразцов, из глины.   Александр и Шурик трудились теперь по двенадцать часов, чтобы наверстать упущенное время.  Пославший их на учёбу, предприниматель не желал нести лишние расходы - на обучение, требовал уложиться в трехмесячный срок.  Молодые люди отказались от развлечений и погрузились полностью в производство камина.  Глину - привезённую из карьера, сначала замачивали на несколько дней, потом раскатывали на специальных вальцах, тщательно утрамбовывали пальцами, в формы, добиваясь чёткого рельефного оттиска, и укладывали на деревянные трапики для просушки. Просохшие заготовки  шкурили и  укладывали в печь для обжига. Процесс обжига, очень ответственный этап, надо постоянно следить за температурным режимом, равномерно поднимая температуру и так же равномерно остужая печь. Правильно обожженное изделие приобретает равномерный красный цвет и при щелчке издаёт звенящий звук.  Не менее ответственный момент, окраска обожженных изразцов. Сначала наносится грунтовочный светлый слой краски и обжигается, затем идет цветная окраска и опять обжигается.
 К концу третьего месяца работа была завершена, изделия упаковали в ящики и отвезли на товарную станцию для отправки.  Теперь молодые люди вздохнули с облегчением, они сидели посреди мастерской Леонида и всё расспрашивали и расспрашивали его о  неясностях, возникших в процессе работы, с этим чудным материалом – глиной.  Чувствовалось, что мастер доволен своими учениками, он не просто научил их древнему промыслу, он смог заразить их творческим началом – без которого не может жить настоящий мастер