История Хлыстовки

Валентин Сальников
Сальников Валентин Михайлович

Село Хлыстовка.
История.
Село Хлыстовка в 1917 году в период между двумя революциями.

Редакция 2020 года. Сокращённая версия без фотографий и копий архивных документов.






                Памяти моего деда,-
                Ивана Ильича,
                я посвящаю это исследование.








Краснополье-Фрязино
2020 г.

Оглавление.
Пролог.            
Краткая история освоения села.               
Законодательная база владения и распределения земель.            
Земли Хлыстовского общества.               
Облик села.               
Население.               
Хозяйственная деятельность населения.               
Торговля.
Отхожие промыслы.               
Другие виды хозяйственной деятельности.               
Топливная проблема.               
Литература.               
Об авторе.


Пролог.

В 1917 году проводилась задуманная ещё царским правительством Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись населения1. История распорядилась так, что этой переписи суждено было пройти в период между двумя революциями. В феврале 1917 года произошла Февральская Буржуазная Революция. Насколько правильно это определение? Большинство историков лукавит. Более правильно назвать произошедшее масонским заговором. Ведь большинство членов временного правительства были видными масонами. Царь отрёкся от престола. Власть перешла в руки Временного правительства. Вопрос о государственном устройстве должно было решать Учредительное собрание. Прямо надо сказать Временное правительство оказалось слабым и неспособным решить поставленные перед ним задачи, о чём разговор особый. Смена государственного устройства в годы войны оказалась убийственной для страны. Пала монархия, переворот 1917 года,страна погрузилась в гражданскую войну.
Тем не менее, с большими издержками  Сельскохозяйственная и поземельная перепись была проведена. Результаты переписи были важны для оценки состояния сельского хозяйства пришедшего в значительный упадок во время Первой Мировой Войны. Проводилась она летом-осенью 1917 года. Буквально после её окончания свершилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, которая до 1927 года более правильно именовалась Октябрьским переворотом.
После Октябрьского переворота большевики на некоторое время забыли про эту перепись, началась Гражданская война. Но в 1920 году им пришлось вернуться к этой проблеме. После Гражданской войны и политики военного коммунизма надо было оценить ситуацию в сельском хозяйстве. Срочно была проведена сельскохозяйственная перепись населения. Её результатом был НЭП.
Многим из нас, очевидно, интересно знать, что преставляло собой село Хлыстовка накануне резкой смены государственного и экономического устройства. Население Хлыстовки жило общиной (миром). Более полное представление о жизни в общине можно почерпнуть из многих источников12,13.
После революционных событий 1905-1907 годов и проведения в жизнь аграрной реформы Столыпина наметилась тенденция выхода её членов из общины. Устоявшаяся жизнь общины была нарушена. На жизнь общины сильно отразился пожар 1912 года. Большинство домохозяев лишилось крова и хозяйственных построек. Два года спустя началась Первая мировая война. Самая активная часть мужского населения была призвана в армию, многие из них не вернулись с фронтов или остались калеками, подорвали здоровье. Всё это отрицательно сказалось на экономическом положении населения. Значительная часть семейств были не в состоянии обрабатывать свои наделы надлежащим образом. С другой стороны малоземелье заставляло многих искать работу на стороне в промышленных центрах.
И тем не менее село возрождалось, более того высокими тем-пами продолжилось кирпичное строительство.
   Выше отмечалась неспособность Временного правительства управлять страной. Безусловно, это сказалось и на качестве проведения переписи. Многие стороны жизни села не нашли отражения в её материалах. Так мы не находим описания жилищ и хозяйственных построек, плохо описан инвентарь и так далее. В переписных листах указаны фамилия, имя отчество только главы двора.
Но, несмотря на существенные недостатки, материалы переписи являются одними из не многих и бесценных  источников информации о жизни наших  далёких предков.
В редакции 2020 года сделаны существенные дополнения и уточнения по сравнению с предыдущими версиями.
   Эта статья первая из серии "История Хлыстовки". Поэтому более полные, а порой и более точные сведения можно найти в последующих моих статьях.
   За полным содержанием статьи обращайтесь к автору.

e-mail: elcomvms@rambler.ru
Телефон: 8-903-664-20-20; 8-968-803-39-22.

 
1. Краткая история основания села.

Как мало мы знаем о своей истории. Пытаемся ли узнать, кто мы и где живём?
    Многие даты и исторические события имеют и в наши дни жи-вой интерес, но долгие годы оставались вне зоны нашего внимания. В первую очередь это относится к нашей малой родине. Не очень бережно мы относимся к документам былых времён. За долгие годы большевистского мракобесия нас разлучили с нашей историей. Много, большинство, архивных материалов утеряно, уничтожено. Вихрь октябрьского переворота был безжалостен к нашей истории. Одурманенные большевиками мы планомерно уничтожали свою историю, свою веру, свой народ.
А между тем  селу Хлыстовке идёт уже четвёртое столе-тие2,3,4,10,11.  По сведениям краеведа В. Шаракина село основано около 1681г. Он пишет: “Выселившись из Красной Слободы, Лев Шелоков и Василий Зубков  с товарищами в числе 16 человек основали около 1681года с. Хлыстовка.“  У него - же написано по-другому: “Выселившиеся из Красной Слободы солдаты, служившие в Московском выборном полку генерала  Агея  Щепелева, основали около 1681 года деревню Хлыстовка”. Вы обратили внимание: упоминается село и деревня. Статус села был получен, очевидно, после открытия церкви.  У П. И. Трушкина мы находим название Космодемьянское отнесённое к 1737 году. Можно предположить, что открытие церкви состоялось несколько раньше этой даты. В  работах Хвощева и Холмогоровых указывается, что село Космодемьнское основано около 1695-98г.г7,9. Можно предположить, что это не основание села, а освещение построенной церквушки. Поэтому наиболее достоверно основание села можно отнести к 1681 году.
Церковь была освещена в честь святых Космы и Дамиана (в русском варианте: Кузьма и Демьян). По её имени длительное время и называлось село. Как правильно: Космодемьнское или Кузьмадемьянское? Вопрос спорный. В Москве есть церковь с таким же названием. Есть набережная – Космодамианская. В ис-торических документах укоренилось название села как Космодемьянское. Это двойное название села сохранилось до конца восемнадцатого века, когда было приобретена здание церкви в Спасо-Преображенском монастыре. Новая церковь была освещена в честь восхождения во храм Живоначальной Троицы. С этого времени селу возвращается прежнее название-Хлыстовка. Но и по настоящее время день святых Космы и Дамиана (в народе Кузьминки) в селе большой престольный праздник.
Что представляло  село и его окрестности  в начале восемнадцатого века. Воспользуемся статьёй священника Ивана Беляева, опубликованной в ПЕВ в 1868 году6. Вот выдержка из его статьи: «…Вообразите же себе, что вы живёте назад тому полтораста лет, что вы едете из Москвы белокаменной на край тогдашнего рус-ского царства, к юго-восточной Украине (так в тексте, не путать с современной Украиной, прим. автора.).
Лето. Стоят ясные июльские дни. По невообразимо-дурной дороге дотащились вы до города Арзамаса, и затем до Темникова. Вот вы оставили за собой и Темников, и дорога стала ещё хуже. Леса и болота, топи, кочки, ямы-всё это очень чувствительно докладывает вам о себе, всё это (буде вы человек с идеальным настроением) наводит вас на ту мысль, что дикая природа не сразу отдаётся во власть человека, что она-дикая, девственная природа, устилая всевозможными непроходимостями путь-дорогу, как будто хочет отвести разрушительную руку человека от своего девственного лона. Вот вы переехали через реку Аксел, вот за-светилась перед вами река Урей, и наконец, Краснослободский край. Вы въезжаете в небольшое селение: это село Введенское, Селищи тоже, в нём не больше 50 дворов, неправильно разбро-санных близ маленькой реки. Среди села небольшая деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (как и ныне), а вокруг нея жмутся одна к другой убогия насыпи могил.
 Вы едете дальше. Пред вами и за вами опять всё тот же лес. Только кое-где распаханные поляны. Если вы желаете знать, что есть по сторонам, то – представим невозможное - мы поднимаем вас сажень на сто от земли и просим смотреть.
 Вот к югу от села Введенского, в лесу, близ оврага, пустынка с одним-единственным монахом. К востоку от этой пустыни, тоже в лесу, над оврагом, село Космодемьянское; в нём не больше 20 дворов, заселенных солдатами. За этим селом на том же овраге, мордовская некрещеная деревня Парка (ныне село), а дальше – старинное мордовское кладбище. За большой рощей, против глубокого оврага, оно легло широкой скатертью по склону небольшой горы, и боязливо, не гостеприимно смотрит на русское не прошеное селение Дуброву (ныне Слободские Дубровки), раскинувшееся вдали по ту сторону оврага…».
А ещё село называют Выборным, особенно жители соседних мордовских сел и деревень. По одной из версий – мол, место выборное (выбранное). А вот другая версия говорит о том, что это место облюбовали отставные солдаты Первого Московского Выборного полка (выборные солдаты). Они защищали южные и юго-восточные рубежи Московского государства в семнадцатом веке от набегов ногайцев и других недружественных соседей. Это было время царствования государя Алексея Михайловича.
Командовал этим полком первый полный генерал Русской Армии Агей Шепелев. Полк имел особый статус. Солдаты и офицеры в нём были выборными (отборными). Говоря современным военным языком – это было специальное, хорошо подготовленное и оснащённое воинское формирование.
Вот так появилось в лесной глуши на берегу небольшой речушки поселение. Давно уже нет тех глухих лесов, со временем обмелела речушка.
Вполне предположить, что первые поселенцы жили лесом да речкой. Постепенно лес вырубался, жители всё больше и больше переходили к земледелию и животноводству. К началу девятнадцатого века  они стали основной сферой деятельности жителей села.  Этому способствовало то, что земля была плодородной, урожаи были высокими. К тому же жителей отличало невероятное трудолюбие.
Село росло. К началу двадцатого века оно насчитывало около тысячи жителей. Надо сказать, что земли в сельской общине стало не хватать. Некоторые предприимчивые мужики стали арендовать землю у жителей Красной Слободы, многие стали искать работу на стороне (уезжали на заработки в промышленные центры), стала процветать торговля. Важным этапом в развитии села стало появление небольших предприятий: мельниц, дранок, маслобоек, кузницы, кирпичного производства. О последнем надо сказать особо. В 1912 году случилась большая беда – село сгорело дотла. Дома были в основном деревянными, крытые соломой, тёсом, щепой. К тому же сыграла отрицательную роль чрезмерная  плотность застройки. Село пришлось возрождать заново. И вот в те невероятно тяжёлые времена с 1900 по 1926г.г. (Первая мировая война, революция, гражданская война) народ сумел построить около 30-ти жилых домов и столько же хозяйственных построек из кирпича. К моменту коллективизации село слыло богатым в уезде.
А после этого периода первый кирпичный дом у жителей по-явился в селе только через сорок лет. Коллективизация и после-дующие войны остановили развитие села. Новое, после НЭПа наступление социализма на село, в виде поголовной коллективи-зации ознаменовало собой этап окончательного уничтожения села.
Что представляет собой сегодняшнее село Краснополье. Катастрофически убывает население. Сегодня оно составляет менее  150 человек. Как не прискорбно в основном это люди пенсионного возраста. Местный колхоз (ныне это СХПК) уверенно шёл к своему банкротству. И это при огромном трудолюбии народа! В чём причина? Ни один крестьянский двор не начал своего дела, не вышел из бывшего колхоза, хотя население в значительной мере живет за счет подворья и огородов. Благо ещё пенсии платят регулярно (нефть и газ ещё есть). Не надо забывать - Республика Мордовия – дотационный регион.
Этой небольшой заметкой хотелось напомнить о нашей истории, пригласить земляков к дискуссии, услышать мнение людей разных поколений о жизни села в прошлом, подумать над тем, как возродить село.
Что нужно нам предпринять для подъёма села? Конечно, нужна финансовая поддержка, нужно помочь селу техникой, материа-лами, Подумать, как внедрить передовые технологии, Как поменять  систему закупок сельскохозяйственной продукции (другими словами перестать грабить село). Что делать с бывшими колхозами и совхозами (нынешними СХПК), как в корне улучшить условия жизни крестьянина и многое другое к чему мы вернёмся в нашей дискуссии.

 
2. Законодательная база владения и распределения земли.

В девятнадцатом столетии Россия так и не выработала эффективного законодательства о порядке раздела земли в общинах. А земельный вопрос в центральной России стоял очень остро. Крестьянское население центральной России быстро росло, урожай-ность полей была низкой. Система распределения земель не за-ставляло крестьян серьёзно заниматься повышением плодородия почвы. Усугубляли ситуацию частые засухи. Царское правительство вынуждено было принять ряд мер. Одной из них был закон от 8 июня 1893 года о порядке передела земель в общинах12,13. В последующем выходили другие законы уточняющие и дополняющие его. Закон 1893 года устанавливал передел земель в общине один раз в 12 и более лет с целью восстановления её плодородия. При этом требовалось согласие 2/3 членов общины. Ежегодные переделы не заставляли крестьянина повышать плодородие почвы. По новому закону не  подлежали переделу земли, плодородие которых бывший хозяин заметно повысил, земли облагороженные, например луга, где вырублен кустарник, проведена мелиорация, выровнена поверхность и т.д. Лишь переход на двенадцатилетний цикл передела земель как то заставлял домохозяев заниматься этой проблемой.
Итак, в 1894 году был произведён передел земель, следующий состоялся в 1908 году12,13. В большинстве центральных губерний переделы вызвали недовольство. Земли было просто мало.
Революция 1905-1907 годов прошла под лозунгом «чёрного  передела» земли, а это изъятие земли у помещиков, распределение по едокам, право выхода из общины, выкуп земель и т.д. Надо сказать, Хлыстовки это коснулось особым образом. Земли было мало, но и помещиков не было, отнимать было не у кого.
Революционные выступления 1905-07 годов заставили, однако правительство принимать срочные меры по упорядочению оборота земель. Правительство Столыпина начало проводить новую аграрную политику. 9 ноября 1906 года издаётся указ о порядке закрепления надельной земли в личную собственность12,13. Теперь домохозяева имели возможность подать заявление в общину о выделе своей доли земли. Община в течение 30 дней должна рассмотреть заявление. Если заявление общиной не рассмотрено или получен отказ, решение принимало земство. Хозяйства, по-лучившие землю в собственность, могли требовать от общины объединения всех наделов в единый участок (отруб). В 1910 году этот указ был принят как закон12,13. Выделившиеся из общины хозяйства имели солидную экономическую поддержку государ-ства для обустройства своих хуторов. На первом этапе процесс выделения из общины в Хлыстовке пошёл довольно активно. Но в последующем встретил упорное сопротивление общины11. Об-щина выделяла не лучшие земли, как правило, выделенная земля находилась сравнительно далеко от села. Кроме того «отрубники» лишались лугов, леса, общих выпасов. А это сильно ущемляло интересы выходивших из общины домохозяев. Требование выде-ления земли в одном месте не получили одобрения общины, несмотря на поддержку земством «отрубников». Поэтому хутор-ских хозяйств в присельном участке было организовано буквально единицы. В будущем это сыграло негативную роль в судьбе населения Хлыстовки. Общество раскололось, появилась вражда. Во время организации колхозов и в условиях колхозной жизни бывшие «отрубники» подвергались гонениям, часть из них были репрессированы и многие  погибли в лагерях.
Столыпинская аграрная реформа и передел земли 1908 года дали толчок к реформированию Хлыстовской общины. Её облик поменялся, что и зафиксировала перепись 1917 года.
Однако, несмотря на то, что в общине прошли заметные пере-мены, в Хлыстовке она сохранилась  и просуществовала с некоторыми изменениями вплоть до организации колхоза.

 
3. Земли Хлыстовского общества.

Итак, село Хлыстовка, Слободско-Дубровской волости Красно-слободского уезда Пензенской губернии. Община или земельное общество называлось естественно Хлыстовское. Расположено на левом берегу небольшой речушки с названием Парка. Село осно-вано около 1681 года отставными солдатами Первого Московско-го Выборного полка генерала А.А Шепелёва. Лев Щелоков и Василий Зубков в числе 16 человек облюбовали эти места и заложили село.
Хлыстовка находится в 16 верстах от г. Краснослободска, в 40 верстах от ж.д. станции Торбеево. До г. Темникова путь составляет 32 версты. Ближайшие основные базарные населённые пункты – г. Краснослободск, село Стрельниково (17 вёрст). Как видно это немного расходится с современным транспортным и торговым положением1.

Для справки: 1 верста равнялась 500 саженям или 1,0668км, 1 сажень равна 3 аршинам, 1 аршин равен 71,12см, 1 десятина (30;80 сажен) 2400 квадратных саженен или около 1,092 гектара.

Перепись  1917 года зафиксировала в общине 454 мужских души по условиям общинного землепользования. Следует обратить внимание на тот факт, что при переделе земли в 1908 году община зафиксировала 544 надела. По наделу 1868 года «ревизских» душ было всего 230. Именно в это время очевидно Хлыстовка получила земельный надел,  которым община владела к моменту переписи.
 Земли Хлыстовского общества состояли из двух участков. Первый – это земли вокруг села и вблизи, так называемый присельный участок. Второй участок, именуемый Краснослободской казённой дачей, находился в 18 верстах от г. Краснослободска на берегу реки Сивинь. Там имелись хозяйственные и жилые по-стройки, поселение это называлось Хлыстовский Выселок.
Остановимся на том моменте, что к середине девятнадцатого века леса вокруг Хлыстовки были практически вырублены. Их место заняла пашня. Население Хлыстовки к этому времени достигло 400-500 человек. И чтобы прокормить растущее население, площадь пахотных земель надо было постоянно увеличивать. Для решения продовольственной и топливной проблемы очевидно и была выделена Хлыстовскому обществу Краснослободская казённая дача. Произошло это предположительно после отмены крепостного права в процессе земельной реформы.
Информация в опросные листы заносилась исходя из наличия экспликационных документов (Д) и опросов домохозяев (О). Опросные листы, судя по подчеркам, составлялись разными лицами. По этим причинам цифры несколько разнятся. Целесообразно за основу взять итоговые результаты, которые дают близкие результаты.
По этим данным присельный участок общины составлял 771,44 десятины, из них удобной земли 768,61 десятины (из них пашни – 647,04 с учётом роста оврагов и размыва земли речкой Парка), а площадь Краснослободской казённой дачи составляла 428,70 де-сятины. Какова доля пашни оставшейся у членов общины в Краснослободской казённой даче в переписных листах не отра-жено. Очевидно, эта доля составляла 776,34–647,04=129,3 деся-тины. Кроме того по документам на даче 64,80 десятины земли числились в расчистке. По опросу же расчищаемой земли уже не значилось, Всего же пахотной земли в обществе было 986,94 де-сятины. Общая площадь земель – 1201,14 десятины. Из них 210,60 десятины были выделены из общины в отруба, а 24,5 надела были проданы домохозяевами частью в своё частью в другие общества отдельным лицам. Таким образом, во владении домохозяев общины оставалось 989,54 десятины. Из них удобной земли – 979,10 десятины. Эти земли по назначению распределялись между членами общины (без отрубников) следующим образом:
-Пашни – 776,34 (986,94 – 210,60)=776,34 десятины,
-Заливные луга (покосы) – 88,8 десятины,
-Леса – 49,94 десятины,
-Дороги и прогоны – 9,49 десятины,
-Церковь и кладбище – 0,13 десятины,
-Неудобья (Речка Парка и овраги) – 10,44 десятины,
-Выгоны – 27,20 десятины,
-Усадьбы – 27,20 десятин.
На каждую мужскую душу приходилось по 1,71 десятины пашни, - 0,20 десятины покосов, -  0,11 десятины лесов.
Несколько сложнее разобраться с состоянием земель в Краснослободской казённой даче. Поскольку документальные данные расходятся с результатами опросов. По всему видно община про-являла некоторую самодеятельность в обращении земель. Возможно, имело место расширение площади землепользования за счёт тихого само захвата. Необходимо отдельно поднять архивные документы по землепользованию Хлыстовской общины от момента отмены крепостного права и до организации колхозов. В тоже время по материалам переписи трудно установить распределение владений Краснослободской казённой дачи между чле-нами общины и отрубниками. Сходится только общая её площадь в 428,70 десятин. Между тем анализ цифр показывает, что отрубники значительную часть наделов получали именно  на даче. 776,34-647,04=129,30 десятины – количество надельной пашни членов общины в Краснослободской казённой даче. 49,94+88,8+129,30=268,04 десятины – общее количество земли членов общины в Краснослободской казённой даче. Тогда полу-чатся за отрубниками на даче, в общем, числилось 428,70-268,04=160,66 десятины. По этой причине часть домохозяев пе-реселилось на дачу, ближе теперь уже к своей земле. Именовалось это поселение Хлыстовский Выселок. Кроме того население окрестных сёл и деревень эти места называют Хлыстовским лесом и Зимнище или Земница (оба термина требуют уточнения). После организации колхозов было проведено новое межевание, Хлыстовка лишилась угодий в этих местах. Были получены наде-лы в урочищах «Чистое» и «Южное». Часть поселенцев Хлы-стовского Выселка вернулась назад, другая часть осталась жить на новом месте. При Советской власти  выселок стал называться Красным Городком15, и был жилым до семидесятых годов прошлого века. В нынешнем Краснополье уже мало кто знает или слышал о его жителях. Но в Хлыстовку вернулся Егор Степанович Козеняшев. По-уличному его звали просто Егор Сивинский. Ныне в Краснополье проживают его дочь Анна и сын Пётр. В Краснослободске проживает Алексей Васильевич Козеняшев. Его прадед Дмитрий Степанович – один из братьев Егора Степановича. Так вот Дмитрий Степанович до своей кончины в 1972 году проживал в Красном городке.
Первоначально название Хлыстовский Лес я услышал от отца ещё в детстве. Об этом поведал мне и Григорий Васильевич Козеняшев. Во время встречи с Алексеем Васильевичем Козеняше-вым я снова услышал это название. От них же я услышал ещё одно название тех мест – Зимнище (Земница). Слово это довольно старое. Возможно, оно  означает запасное жилище вдалеке, где можно жить и скрываться даже в зимнее время.
У Григория Васильевича в Н. Карьге проживала тётя. Во время отпусков он собирал там грибы и ягоды. В один из своих походов он сделал несколько снимков. Один из них у него сохранился. Мы можем оценить его работу. Копия снимка находится в общей папке фотографий. Причём кто-то из жителей пояснил ему, что один из домов, которые он сфотографировал, принадлежал Козеняшевым. Что запомнил ещё Григорий Васильевич? Что его поразило? А все дома были добротными и пяти стенными. А самое интересное – они имели очень схожую архитектуру. Надо полагать, осесть наши земляки в этих местах решили надолго. Лес был свой и рядом. Поэтому строились основательно. Похожие дома, так ведь строили практически одни и те же люди. А чтобы не было обиды среди переселенцев, всем поровну, одинаково. Всё по-крестьянски, по-мирски.
Краснослободская казённая дача была необоснованно отторг-нута в процессе колхозного строительства. На базе Хлыстовского Выселка, при Советской власти как уже было отмечено выше, образован посёлок Красный Городок. Его история, судьбы его жителей отдельная тема для исследований. Будет возможность, может, кто то из нас  вернётся  к этой странице истории. В  2003 году посёлок Красный городок исключён из учётных данных ад-министративно-территориального устройства Республики Мор-довия.
Какие существенные моменты зафиксировала перепись. Мы видим, что число наделов в 1917 году уменьшилось по сравнению с 1908 годом. С чем это связано.  Первое – в процессе аграрной реформы Столыпина происходил выход из общины и продажа земли. Второе – очевидно на экономике села сказался пожар 1912 года. Из-за большой смертности населения некоторые наделы остались просто бесхозными. Третье – Первая мировая война усугубила эту проблему. Появилось дополнительное количество бесхозных наделов по причине гибели владельца надела. К сожалению в переписных листах это фактически не нашло отражения. В тоже время анализ переписных листов наводит на мысль укрупнения некоторых хозяйств. К 1917 году многие хозяйства потерявшие кров во время пожара не успели обзавестись своим жильём, возвращались вновь к своим родителям или находили приют у близких родственников. А переписной лист фиксировал только одного хозяина. Часто одно хозяйство состояло из двух-трёх семей. В силу этих причин число наделов  сократилось.
Согласно переписным листам часть наделов была продана. Очевидно, это связано с тем, что домохозяева не имели возможности обработать свой надел. Имел место переезд части домохозяев в другие регионы. Продажа надела значительно пополняла бюджет семьи, и облегчало обустройство на новом месте. Основ-ная же причина переездов на новые земли было малоземелье,  частые засухи, хотя низкие урожаи были не характерны для Хлыстовской общины.  Часть членов общины порывало с сельским хозяйством, становились заводскими и фабричными рабочими, продолжая, числится жителями Хлыстовки.   
Куда же переселялись наши земляки. Поселения эти известны в Сибири, на Урале, в Средней Азии. К сожалению переехав на новое место, они часто теряли связь со своей исторической родиной, их потомки в основной своей массе не знают своих корней. Но переселившись, многим пришлось выпить горькую чашу чужбины.
Вот что поведал Григорий Васильевич Козеняшев. Отец его Василий Михайлович перед Первой мировой войной уехал в Киргизию. Освоился на новом месте, построил дом. К нему пере-брался его брат Иван Михайлович. Во время войны Василий Ми-хайлович был призван в армию. Семью же Ивана Михайловича постигла трагедия. В 1916 году во время националистического  бунта были убиты его жена и дочь. Он остался вдвоём с сыном лет десяти. Так вот этого мальчонку приглядел один богатый бездетный киргиз. Он несколько раз предлагал его купить. На что конечно Иван Михайлович не мог пойти. Но в один из его отъез-дов в соседний город за товаром, по возвращению он сына не об-наружил дома. Очевидно, киргиз его попросту выкрал. Как сложилась его судьба, мы наверно уже не узнаем никогда. Василий Михайлович после службы в армии  вернулся в Хлыстовку, обзавёлся семьёй, перебрался в Зареку. В семидесятые годы прошлого века Григорий Васильевич ездил в Киргизию, побывал в доме, построенном его отцом.  В нём проживала  вторая жена Ивана Михайловича. Ему очень понравился добротный поселок, построенный выходцами из центральных губерний. Умер Иван Михайлович в 1945 году от тифа. Вот такая непростая судьба была у переселенцев. Что интересно вместе с Василием Михайловичем в Киргизию выехала группа односельчан. Позже кто-то из них вернулся назад и поселился в Москве. Григорий Васильевич бывал у них в гостях. К сожалению, его преклонный возраст даёт о себе знать. Многое он уже не может вспомнить. А записей он не вёл.
 
Справка: Григорий Васильевич Козеняшев родился в Зареке в 1928 году. Закончил Московское Общевойсковое Командное Училище имени Верховного Совета РСФСР, Академию имени М.В. Фрунзе. Полковник в отставке. Ныне проживает в Москве.

4. Облик села.

К началу двадцатого столетия леса, некогда росшие вокруг первоначального поселения, были вырублены. Все площади заняла пашня. Село строилось вдоль крутого левого берега речки Парки. Причём многие строения (которые домом назвать трудно) располагались буквально на склонах. По этой причине к ним было трудно подъехать. Первоначально это была факически одна улица, в нескольких местах дома спускались к самой речке. Выше приведён отрывок из статьи Ивана Беляева. Он очень точно и красочно описал расположение села. «Деревня на овраге», точнее не сказать. Такое расположение поселения сложно оценить, как удачное. Скорее наоборот. Но в те времена на то были, очевидно, основания. Рискнём предположить, что немалое влияние оказала близость к воде (речка и родники). Крутой берег речки защищал строения от холодных северных ветров, а в летнее время хорошо прогревал склон. Для земледельца очень важный фактор. И ещё, первые поселенцы не владели технологией копки колодцев, особенно глубоких. Позже к этому привлекалось исключительно мордовское население. Отсюда и стремление поселится поближе к воде.
Так появилась первая улица, с небольшой площадью в центре села. На этой площади и была возведена первая деревянная цер-ковь, точнее церквушка. Около церкви появилось со временем и кладбище. После крещения мордовского населения здесь начали хоронить умерших из соседних деревень Парки и Гремячевой, а позже - и из вновь основанной деревни Зиновкинские Выселки. Так село стало центром прихода.
В тоже время от стариков иногда можно было услышать предположение, что первоначально поселение располагалось на пра-вом берегу. А старое кладбище располагалось на месте нынешнего. И только позже произошло переселение на левый берег речки. В пользу этого говорит тот факт, что поселение возможно основано на месте сторожевого поста, предназначенного для наблюдения за мордовским населением. А речка как раз была линией разграниче-ния между ними.
Кроме того возможно дорога из Темникова в Красную Слободу проходила через современные Селищи (как в недавнем прошлом), далее около Хлыстовки (или через) и на Куликово. На это есть намёк у того же Ивана Беляева. Возможно, в зимнее время речка использовалась как дорога. Кругом были дремучие леса и топи, а промёрзшее русло реки было удобным путём, хотя бы в зимнее время.
Однако вернёмся к поселению. Население росло. Появился ещё целый ряд строений. Со временем они образовали новую улицу.   Её так и стали именовать Новой или Верхней. А прежнюю улицу стали называть Старой или Нижней. Эти названия сохранились  до настоящего времени. Новая улица разрасталась, перешагнула холмы и дошла до поворота реки в сторону Селищ. В силу скла-док местности, напоминавшими рельеф Кавказского хребта, эту часть села так и называют, - «Кавказ».
Можно предположить, что первые поселенцы жили в землянках. Их можно было возвести быстро, а потом приступить к постройке деревянных домов и других строений. Деревянным оставалось село вплоть до начала двадцатого века. Технологией производства кирпича поселенцы не владели, а залежей естественного камня поблизости не было. Лес был вокруг, поэтому дерево было основным строительным материалом. Следует заметить, что некоторые семьи жили в землянках ещё в советские времена.
Для поселения была характерна хаотичность построек, к тому же строения лепились друг к другу. Кровля домов сплошь была соломенной, реже тесовой, мало использовалась жесть. Всё это усугубило последствия пожара случившегося в 1912 году. Тогда значительная часть села сгорела дотла. А ещё через два года началась мировая война, на которую было призвано значительное число самых трудоспособных мужчин. Тяжело пришлось восстанавливать село в условиях военного времени. Тем не менее, этот процесс шёл, и к 1917 году село в основном отстроилось вновь. Значительная часть вновь построенных домов были добротными. Многие строили пяти стенные дома с хорошими хозяйственными постройками.
Начало двадцатого столетия ознаменовалось тем, что некоторые зажиточные семьи стали строить кирпичные дома. Очевидно, первым построил кирпичный дом Фёдор Алексеевич Стольников. Его возведение относится к 1904-05г.г. Об этом свидетельствует надпись на кирпичной кладке. В этот период появилось много кирпичных сараев, где  шло семейное производство красного кирпича. Пока нет конкретных данных о времени постройки тех или иных кирпичных зданий. Но если говорить в целом, то в 1904-26гг. возведено около 60 строений. А ведь в этот период шла мировая война, совершились две революции, разгорелась страш-ная гражданская война, разорившие страну. К сожалению, в переписных листах отсутствует опись жилых и хозяйственных построек. Обратим наше внимание на то, что первый кирпичный дом в селе в советские времена появился только в шестидесятые годы. Два дома за тридцать лет.
Как память о кирпичном строительстве в приложениях помещены фотографии ряда домов. К сожалению не все дома сохранились. Нет и их фотографий. Вполне возможно кто-то сохранил в семейных архивах любительские снимки. Альбом составлен так, что можно сделать дополнительные вложения.
В 1908г. Пензенский губернатор утвердил проект реконструк-ции церкви. Её высота превысила 35 метров. Точная дата оконча-ния работ  не установлена. В наши дни совершенно случайно сохранилась копия этого проекта. Благодаря этому мы можем при-коснутся к нашей недавней истории. Здание церкви было полностью разрушено в предвоенные и военные годы. В наши дни уже мало кто помнит её облик и место положения. Церковная усадьба располагалась напротив домов И.Ф. Геранюшкина, Е.П. Козеня-шевой и других, в метрах в пятидесяти ниже. Остатки  фундамента храма сохранялись до середины пятидесятых годов. Церковь действовала до 1929 года, когда по решению Сельского совета была закрыта.
Рядом с церковной усадьбой располагался пожарный пост, представлявший собой небольшой сарай. В нём размещалась пара лошадей и имущество, в том числе ручная пожарная помпа. До начала шестидесятых годов пожарный пост исправно функцио-нировал.
До настоящего времен сохранился ров, спускающийся к речке Парка. Он отделял церковную усадьбу от жилой части села.
Вниз, вдоль дороги располагался хлебоприпасный (хлебозапасный) склад.
Сам храм располагался практически в центре усадьбы. К востоку от него располагалось старое кладбище. К западу от храма было ещё одно место для захоронения, где хоронили крещёную мордву, в основном из деревни Гремячевой. Чуть дальше, на крутом берегу располагалась церковноприходская школа. Учительствовали в ней священник Виктор Андреевич Европейцев и его супруга Варвара Михайловна.
Что интересно. В пятидесятые годы прошлого века вокруг правления колхоза был разведён сад. Сад был огорожен. Так вот новая изгородь прошла фактически по старой границе церковной усадьбы. Очевидно, кто то из членов плотницкой бригады так решил сохранить память о храме.
Рядом, через дорогу располагался довольно большой красивый сад, принадлежавший священнику, из-за чего в народе именовавшийся «Поповым садом». Позже в нём располагалась колхозная пасека. На территории сада ещё долго сохранялась деревянная летняя беседка, которая использовалась как подсобное помещение пасечником.
В северной части сада располагался красивый добротный деревянный дом священника с хозяйственными постройками. Хозяйство священника было сравнительно большим. Только одной пашни за церковью числилось более 30 десятин, да плюс выпасы, - овраг с прилегающими залуженными участками, который по сей день так и называется,- «Попов овраг». Позже в перестроенном доме доме священника располагался сельский фельдшерско-акушерский пункт. Многие из нас появились на свет в нём. В пя-тидесятые годы он был перестроен и перенесён несколько выше. Его развалины сохранились и в наши дни.
Чем же ещё был примечателен облик села. Начало двадцатого века знаменуется началом строительства предприятий перерабатывающей промышленности. Прежде всего, это несколько ветряных мельницы, располагавшиеся выше огородов на север. Одна из них принадлежала Матвею Васильевичу Долгачеву. Она находилась прямо на околице села, младшие поколения её уже не помнят. Она обветшала после ареста и осуждения Матвея Васи-льевич и его супруги за отказ вступить в колхоз. После отбытия срока наказания он с семьёй покинул село. Вторая мельница при-надлежала его отцу Василию Михайловичу, а фактически сыну-Афанасию Васильевичу. Еще одна мельница принадлежала Егору Васильевичу Сальникову (Сергееву). Причём последнего на селе считали большим специалистом по постройке и эксплуатации мельниц. Было две просорушки. Владельцами их были Василий Ефимович Сальников и Василий Абрамович Сальников, а фактически его сын Алексей Васильевич. Последний, владел ещё и мельницей, в последствии перемещённая в Зиновкинский Выселок.
Иван Ильич Сальников, долгое время работал в механических мастерских на нефтепромыслах у Нобеля в Грозном. Скопив капитал, он купил оборудование для маслобойки и привёз его в село. Построил для маслобойки кирпичное здание с деревянной пристройкой. В нём разместилось два рабочих места для перера-ботки семян и три механических пресса для выдавливания масла. В качестве сырья использовалось в основном конопляное семя. По тем временам это было уже не кустарное производство. Маслобойка позволяла обслуживать не только односельчан, с многих соседних сёл в Хлыстову потянулись подводы с исходным сырьём. Предприятие имело огромный успех. Все эти постройки в той или иной форме прослужили до шестидесятых годов. Но Иван Ильич не остановился на одной маслобойке. Привёз ещё и оборудование для кузницы. Вместе с братом Михаилом Ильичом построили небольшое деревянное помещение за двором на огороде рядом с сараем для производсва кирпича. Поблизости с этим местом был посажен и вырос большой раскидистый вяз. Собственно говоря, кузница была запущена раньше маслобойки. Она оказала неоценимую помощь в запуске оборудования маслобойки, при её постройке требовалось выполнить много слесарных и кузнечных работ. Инструмент с этой кузницы ещё долго использовался в механической мастерской местного СХПК.
Описанные выше предприятия были не единичными. Им предшествовали более мелкие и кустарные постройки. Наличие мельниц зафиксировано в семьях Образцова Александра Петровича, Потехина Василия Петровича. Маслобойки имелись в семьях Васина Никандра Петровича, Сальникова Алексея Ивановича. Все эти постройки не дошли до наших дней.
Козеняшев Василий Григорьевич имел овчинный завод, хотя более правильно было бы указать помещение для выделки шкур.
 Первыми поселенцами Хлыстовки были отставные солдаты Первого московского выборного полка. В составе этого полка несли службу и запорожские казаки. Среди них значился Илья Селиванович Сальников11. Пока можно предположить, что он и дал начало многочисленному роду Сальниковых. Дополнительные сведения можно получить в материалах 1-9 ревизий, которые подлежит изучить. А вот фамилий достоверных первых поселенцев Льва Шелокова и  Василия Зубкова в наши дни в Хлыстовке  нет.
Перепись 1917 года зафиксировала 176 дворов. Общее числен-ность населения села достигла 1252 человека. Из них 622 мужчи-ны  и 630 женщин. 193человека мужского пола числилось призванными в армию. Надо сказать это очень значительная часть взрослого мужского населения. Неизвестно входят ли в это число погибшие на фронтах селяне. Шла война. Но мы видим, что очень много мужчин числилась временно отсутствующими. Попросту это те, кто занимался отхожим промыслом. Данные по составу населения сведены из переписных листов в таблицу №1.
Во всех дворах главы хозяйств являлись великороссами, следовательно, и остальные члены семьи имели туже национальность. После 1917 года все они записаны просто русскими. По социальному статусу это были государственные крестьяне. Два двора составляло духовенство. Это семьи священника и диакона.
Принадлежность к великороссам подразумевала православное вероисповедание.
Основная масса населения занималась хлебопашеством и животноводством. Занятия населения более подробно мы рассмотрим ниже.
Таблица №1 даёт полное представление о распределение глав крестьянских хозяйств по фамилиям. Сальниковы, Потехины, Репниковы и Козеняшевы составляют более половины селян.
Дворов зафиксировано 176. Но количество семей значительно превышало эту цифру.  В то время было характерно, когда под одной крышей жило несколько женатых братьев с детьми. Только со временем появлялась возможность выделить в самостоятельное хозяйство кого-то из них. Пожар 1912 года уничтожил большое количество жилых домов. Многие жили просто у своих родственников, а часто и у соседей. Но в переписной лист заносился только хозяин двора. По этой причине мы не найдём в материалах переписи глав некоторых семей. Начавшаяся Первая мировая война усугубила положение. На фронт призвали значительную часть работоспособных мужчин. Многие семьи остались без кормильцев. Конечно, это сказалось на темпах восстановления села и расселения крупных дворов. По мнению старожилов, из их не-многочисленных воспоминаний, процесс расселения в основном завершился к 1925-26г.г.
Очень часто при составлении переписных листов допускались искажения фамилий или использовалось вторая уличная фамилия. Уличные фамилия характерны практически для всех дворов. Перечислим некоторые. Абрамовы, Гераськовы, Гордеевы, Гуре-евы, Егоровы, Илюшкины, Макаровы, Мироновы, Мишкины, Родькины, Сергеевы, Федянины, Яшины и многие другие. Как правило, фамилия происходили от имени предков во втором–третьем поколениях. Занимательно было бы составить таблицу двойных фамилий. В документах этого нет. Тут надо полагаться на память стариков.
Вернёмся к фамилиям в переписных листах. Некоторые требуют комментариев. Один из дворов записан как Дугачевы. Возможно это ошибочная запись Долгачевых или Дугониных, а может быть это самостоятельная фамилия. Три двора записаны как Еронюшкины. Но судя по всему это всё-таки Геранюшкины. Встречаем фамилию Елькины. Но у Григория Тимофеевича Ёркина в скобках указано Елькин. Значит это одно и то же. В настоящее время закрепилось фамилия Ёркины. В написании Козеня-шевых мы найдём замены  гласных букв. Из-за чего произношение несколько изменяется. Кроме того есть несколько фамилий, которые нам современникам незнакомы, это Васины, Ералашкины, Маляновы, Пузанковы, Усановы. А вот двор Тузовых. Но это Сальниковы. В отхожих промыслах братья часто записывались под вымышленными фамилиями. Иначе на работу не брали. Вот и закрепилась эта фамилия. А потом она стала уличной.
Более полные сведения о фамилиях есть в церковных книгах, но многие из них просто не сохранились до наших дней.

6. Хозяйственная деятельность населения.

Чем же занимались наши земляки в начале двадцатого века. К началу века в Хлыстовке сформировалась традиционная для всего Краснослободского уезда система хозяйствования. Занятием основной массы крестьянского населения было хлебопашество и животноводство. Хлыстовка была типичным селом, где основным занятием было хлебопашество. Но термин этот надо понимать в более широком смысле. Само по себе хлебопашество было неотделимо от занятия скотоводством. Поэтому хлыстовские мужики считали себя хлебопашцами в самом широком смысле этого слова.
В земледелии господствовала трёхпольная система севооборота. Наделы распределялись примерно на три равных клина: яровой, озимой и пар. Причём севооборот формировался так, что каждое поле, как правило, было занято одним клином. Это было целесообразно по ряду причин. Удобрять землю можно было в удобное и свободное от других основных работ время, обеспечивался свободный доступ к участкам. В силу того, что пастбищ в присельном участке было не так много, паровой клин часто ис-пользовался для выпасов (это с точки зрения распространения сорняков было агротехнически не правильно).
Яровой клин занимался в основном посевами овса, проса, картофеля, конопли. Реже в некоторых хозяйствах отмечены посевы пшеницы и льна.
Озимой клин отводился в основном под рожь, редко под пшеницу.
Отсутствие значительных посевов пшеницы, ячменя можно объяснить отсутствием урожайных районированных сортов и сложившимися традициями хлебопашества.
Не зафиксированы посевы однолетних и многолетних трав. Хотя заготовки лугового сена в присельном участке за исключением некоторых хозяйств отсутствовали. Из материалов переписи вид-но, что основную долю сена хозяйства заготавливали  в угодьях Краснослободской казённой дачи. Там часть лугов были залив-ными и давали хорошие укосы, как правило, дважды за лето. Эти данные подтверждаются и рассказами стариков заставшими тот период.
Перепись зафиксировала статистические данные об урожайности основных культур. Причём данные приведены для широкого диапазона природных явлений. Сведения по урожайности приве-дены в таблице №2. Как видим для агротехники того времени урожаи вполне сносные. А если сравнивать с урожайностью в колхозах в тридцатые и сороковые годы11, то мы увидим, к чему привела поголовная коллективизация. Очевидно, начал сказываться двенадцатилетний цикл передела земель. Земли было мало, едоков прибывало с каждым годом. Надо было заниматься повышением плодородия почвы. Надо полагать, владельцы участков начали интенсивно использовать навоз для этих целей. Потому результат был на лицо. Другие удобрений в то время практически не использовались.
Как не плоха была трёхпольная система земледелия, но она позволяла восполнять плодородие почвы.
Данные по урожайности, это средние цифры по результатам опроса хозяев дворов. А крестьянин, как известно мужик  зажимистый, поэтому цифры по урожайности несколько занижены.
Занятие земледелием предполагает наличие тягловой силы  и орудий производства. Основной тягловой силой в Хлыстовке бы-ли лошади, хотя известно и про использование быков и коров. Но для Хлыстовки это было мало характерно.
Конечно, в рационе питания был не один хлеб. Требовались и мясо, и молоко, и различные масла. Нельзя было обойтись без овощей и фруктов. Тяжёлый крестьянский труд требовал сносного питания.
Поэтому практически во всех хозяйствах имелись коровы, овцы и свиньи. Как это ни странно не зафиксировано, ни одной козы, нет сведений о птице. Но в тоже время наличие кур, гусей, уток подтверждается рассказами стариков. В таблице №3 приведены сводные цифры по поголовью скота.
Животноводство с течением времени играло для жителей Хлыстовки все возрастающую роль. Продукты животноводства со временем занимали значительную долю в рационе питания населения. Но как видно из таблицы потребление продуктов живот-новодства было весьма скромным. В большинстве хозяйств име-лось по одной и более лошадей, коровы, овцы, козы, свиньи и другая живность. В тоже время многие хозяйства не имели лошадей. Им приходилось нанимать для обработки земли односельчан или сдавать свои наделы в аренду.
Большую помощь в содержании скота играла Краснослободская казённая дача. Там заготавливалось значительное количество сена, в летнее время  пасся скот. Выгоны на присельном участке были не велики, нагрузка на них была существенной, и травостой не успевал восстанавливаться.
В материалах переписи отсутствуют сведения о садоводстве. Хотя во многих хозяйствах сады имелись. И собранное в них было большим подспорьем в рационе питания, особенно в части замены сахара, которым не был избалован российский крестьянин, жители Хлыстовки не были исключением. Опять же от старшего поколения приходилось слышать о заготовках сухофруктов. Многие семьи занимались приготовлением мармелада и джема путём выпаривания яблочного сока и протертых яблок. Т.е. использовался эффект повышения концентрации сахара и глюкозы в исходном сырье. К  тому же полученные продукты хорошо сохранялись длительное время.
Переписчики не зафиксировали и такого занятия, как пчело-водство. Хотя по рассказам старожилов пасеки имелись во многих хозяйствах. Многие семьи держали пчелиные семьи на территории Краснослободской казённой дачи, которая была идеальным местом для этого промысла.
Памятны времена, когда на правом берегу речки Парка распо-лагались небольшие участки заливной пашни. Эти участки были поделены на небольшие наделы. На них выращивались такие культуры как капуста, огурцы, морковь, репа и другие овощи и бахчевые.  К сожаление и это занятие не отражено переписью.
Краснослободская казённая дача, была в значительной степени источником топлива. Там заготавливался хворост, а также велась выборочная вырубка не леса. Остановимся на том моменте, что к середине девятнадцатого века леса вокруг Хлыстовки были прак-тически вырублены. Их место заняла пашня. Население Хлыстовки к этому времени достигло 400-500 человек. И чтобы прокормить растущее население, площадь пахотных земель надо было постоянно увеличивать. Для решения продовольственной и топливной проблемы очевидно и была выделена Хлыстовскому обществу Краснослободская казённая дача. Произошло это пред-положительно после отмены крепостного права в процессе зе-мельной реформы.
Многим из нас ещё пришлось участвовать в таком тяжёлом занятии как заготовка торфа. А между тем значительные объёмы добычи торфа начались именно в тот период и продолжались около ста лет, пока его запасы не истощились к шестидесятым годам прошлого века. Торф стал основным топливом после кол-лективизации, когда Краснослободская казённая дача была необоснованно отторгнута. На базе Хлыстовского Выселка, при Советской власти как уже было отмечено выше, образован посёлок Красный Городок. Его история, судьбы его жителей отдельная тема для исследований. Будет возможность, может, кто то из нас  вернётся  к этой странице истории.

7. Торговля.

Оживление рынка труда в России привело к развитию эконо-мических отношений и на селе. Заметное место заняла торговля. Прежде всего, продавался излишек сельскохозяйственной про-дукции: хлеб, молочные продукты, мясо, конопляное масло, мёд, картофель, шерсть, шкуры, пенька и другое. Тогдашние торговые отношения были весьма развиты. Прежде всего, надо отметить воскресный базар в Краснослободске. В будние дни в крупных сёлах также проходили базары. Среди них надо отметить Селищи, Аксёл, Базарные Дубровки, Стрельниково. Хлыстовские мужики были постоянными участниками торговли. Многие имели компаньонов и просто друзей среди населения окрестных сёл. Это помогало делу. Была возможность где–то переночевать, пе-реждать непогоду, обсудить дела, сделать заказы или самому что-то предложить. Так Фёдор Алексеевич Стольников и Иван Ильич Сальников дружили с жителем Лопуховки Алимом. О дружбе Фёдора Алексеевича упомянул в своём рассказ «Незабываемое» П.И. Козеняшев14. Алим был званым гостем на свадьбе старшего сына Ивана Ильича – Романа.
Со временем в селе появилось несколько частных лавок. Если обратить внимание на старые кирпичные постройки, то у многих из них есть полуподвалы. Они выполняли функции не только амбаров, но зачастую использовались как помещение для лавки. Достоверно известно в разное время лавки содержали Яков Никитович Геранюшкин, Иван Петрович Козеняшев, Михаил Ильич Сальников, Константин Геранюшкин.

8. Отхожие промыслы.

Несмотря на шедшую войну и необходимость восстановления села значительное число работоспособных мужчин находились на стороне. Там люди могли заработать больше, тем самым ока-зывали существенную помощь семье. Малоземелье тоже вынуж-дало искать дополнительный приработок на стороне, чтобы про-кормить семью.
Чем же занимались наши земляки на стороне. Конечно, многим приходилось выполнять черновую работу. Но что характерно со временем число мужчин освоивших плотницкое и столярное дело росло. Их профессию продолжили  дети и внуки. Это они по-строили современное село.  Появились свои кузнецы, жестянщики и кровельщики. Во многих семьях все работоспособные мужчины считали себя плотниками, а не хлебопашцами. В переписных листах многие числятся находящимися на заработках.
Куда же выезжали на работу наши земляки? Конечно, притягивала старая столица-Москва и новая-Петроград. Промышленные центры Поволжья, Урал тоже дали работу нашим землякам. Привлекательным оказался Кавказ. Там требовались смекалистые и трудолюбивые рабочие.  Кроме того на нефтяных промыслах Нобеля хорошо платили.
Казанский вокзал в Москве. На его возведении трудилась большая группа хлыстовских мужиков. Многие из них в совер-шенстве освоили там плотницкое и столярное дело.
Со временем часть семей переехали к месту работы своих кормильцев, навсегда покинув село. Многие из них и их потомки так больше и не увидели свою историческую родину.
 
9. Другие виды хозяйственной деятельности.

Чем только не приходилось заниматься нашим землякам. Не все очевидно знают значение слова «шушун». Дмитрий Максимович Репников числился шушунщиком. Словари дают такое толкование слова шушун - старинная верхняя женская одежда вроде кофты или телогрейки. Между тем его потомки уже в советские времена выполняли заказы односельчан по пошиву одежды.
Василий Киреевич Репников указал себя ведерником. Старшие поколения наверно помнят его. Кому-то он делал вёдра и тазы, кому-то чинил кастрюли. Брат его Михаил Киреевич слыл хоро-шим жестянщиком, специалистом по кровле крыш.
Козеняшев Василий Григорьевич означил себя владельцем овчинного завода. Хотя заводом это назвать трудно. Очевидно, это было небольшое помещение, приспособленное под переработку овчин.
Некоторые семьи специализировались на производстве валяной обуви. Так Сальников Иван Васильевич записан сапожником.
Ну и конечно Хлыстовские плотники. Так сложилось в Хлыстовке постройка жилых домов, надворных и других построек велась в основном собственными силами.
Некоторые семьи бросили занятия хлебопашеством. Хозяин двора записывал себя фабричным рабочим. Таким значится Козеняшев Павел Петрович.
Но самым массовым видом хозяйственной деятельности было ткачество и вязание. Практически в каждом доме имелся ткацкий станок. Ткали грубые ткани в основном из конопляных, реже льняных нитей. Использование нитей их хлопка было ограничено. В тоже время хлопчатобумажные ткани стали широко использоваться для пошива праздничной одежды. В большом количестве ткали сукно. Тёплая одежда требовалась особенно в холодное время года, для чего и использовались суконные ткани. При вязке носок, чулок, варежек, рукавиц использовались шерстяные нити. В зажиточных семья было много половиков  собственного изготовления.
Ткачество, вязание и прядение различных нитей было исклю-чительным занятием женщин. Причём девочек приучали к этому занятию с малых лет. Если молодая девушка не сумела выполнять такую работу, выйти замуж для неё становилось проблематичным, про них говорили, - белоручка. У молодых женщин было в особом почёте вязание крючком различных украшений. Во многих семьях и ныне можно увидеть красивые занавески, подзоры, покрывала и другие поделки. Ныне этим искусством мало кто владеет. Покупаем всё готовое.

 
10. Топливная проблема.

Остановимся на таком моменте. К середине девятнадцатого века леса вокруг Хлыстовки были практически вырублены. Их место заняла пашня. Население Хлыстовки к этому времени достигло 400-500 человек. И чтобы прокормить растущее население, площадь пахотных земель надо было постоянно увеличивать.    Многим из нас ещё пришлось участвовать в таком тяжёлом занятии как заготовка торфа. А между тем значительные объёмы добычи торфа начались именно в тот период и продолжались около ста лет, пока его запасы не истощились к шестидесятым годам прошлого века. Торф стал основным топливом после коллективезации, когда Краснослободская казённая дача была необоснованно отторгнута от сельской общины.  Леса и луга на даче были в значительной степени источником топлива. Там заготавливался хворост, а также велась выборочная вырубка леса.
И только благодаря тому, что через Мордовию прошли магистральные газопроводы, топливная проблема на длительный пе-риод решена. Тем самым создана эффективная предпосылка для возрождения села. Не воспользоваться такой возможностью будет непростительно.


11. Литература.

1. ГАПО. Фонд 158, опись 3, дело 3440. Всероссийская сельско-хозяйственная
        и поземельная перепись 1917 года. «Общество Хлыстовское».
2. В. Шаракин. Из истории заселения Примокшанья. «Знамя Труда», №№ 67,69,
        70.1991г.
3.      Шаракин. Из истории заселения Примокшанья. «Красная Слобода», №№ 144,
        145. 1991г.
4. П.И. Трушкин. Красная Слобода. «Красная слобода».
5. РГАДА. Ландратские книги Ревизские сказки. Материалы 1-ой, 2-ой и 3-ей
        ревизий. Ф.350, описи №№ 1; 2 и 3.
7. Хвощев А.Л. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922г.
8. В. Холмогоров, Г. Холмогоров. Материалы для истории, ста-тистики и
        археологии города Темникова и его уезда XVII и XVIII столетий. Тамбов,
        1890г.
9. Н.В. Заварюхин, Л. А. Феклина. Государева вотчина на Мокше в XVII-XVIII
        веках. Саранск, 2005г.
10. А.В. Лютов. Там где Мокша встречается с Прамой. Воро-  неж. 2007г.
11. «Красная Слобода». НИИ гуманитарных наук при Прави-тельстве Республики
        Мордовия. Саранск. 2008г.
12. Большая энциклопедия русского народа «СВЯТАЯ РУСЬ». Том «Русское
        государство». Под редакцией О. А. Платонова. Москва, Институт русской
        цивилизации, 2002г.
13. Большая энциклопедия русского народа «СВЯТАЯ РУСЬ».     Том «Русское
        хозяйство». Под редакцией О. А. Платонова. Москва, Институт русской
        цивилизации, 2006г.
14. П.И. Козеняшев. Незабываемое. «Ленинский Призыв», №№   85-89, 1957г.
15. Карта «Республика Мордовия». ФГУП «Средневолжское  аэрогеодезическое
        предприятие». Самара. 2004г.
    
 
Об авторе.

Валентин Михайлович Сальников родился в 1948 году. В 1971 году окончил факультет электроники и автоматики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. По распределению МЭП СССР был направлен на работу в ОКБ Фрязин-ского завода полупроводниковых приборов (позже переимено-ван в Завод Электронприбор). В ОКБ завода прошёл путь от инженера до начальника КБ. С 1988 года главный технолог, заместитель главного инженера, главный инженер-заместитель генерального директора завода. В настоящее время пенсионер.
В ОКБ завода им в качестве главного конструктора выполнена разработка целого ряда полупроводниковых приборов для нужд народного хозяйства и обороны страны. По тематике выполненных работ  опубликованы статьи и обзоры по проблемам развития электронной техники. За внедрённые в производство изобретения награждён знаком «Изобретатель СССР».