Под вязами Хептон Корта. Глава 39. Окончание

Елена Шинкарева
Они разговорились. Незаметно, с предстоящей герцогу экспедиции, разговор перешел на прошлое. Не называя времена Фронды напрямую, принцесса вспоминала как тяжело было им с матерью и как ценна была та поддержка , которую оказывал им герцог де Бофор.
Герцог схватил случай за бороду. Он напомнил принцессе о своем друге бароне де Керуаль. И тут, о чудо, оказалось , что Ее Высочество не забыла благородного дворянина, спасшего их с матерью и небольшой свитой во время шторма в бурном море в виду Мелена и приютившего их затем в своем скромном замке. Надо заметить, что воспоминания самой Генриетты об этом приключении были несколько отрывочны, но ее Матушка, вдовствующая Английская королева много раз рассказывала ей о нем, особенно в их бедственные времена, сетуя , что обстоятельства не позволяют ей хоть как то отблагодарить храброго и благородного дворянина.
Герцог решил, что благоприятный момент настал. Он рассказал о бедственном положении в котором оказался барон, отчасти и потому, что он, не сообщив по начальству, оказал гостеприимство царственный английским беглянкам. После их отъезда, по приказу Мазарини, барон де Керуаль лишился места, и существовал на мизерную пенсию. Замок , где сам де Бофор побывал 3 месяца назад превратился в руины, где живет сам барон де Керуаль с супругой и тремя отпрысками. Герцог не преминул поведать о его старшей красивой , воспитанной в монастыре Св. Урсулы дочери по имени Луиза-Рене де Керуаль, милой и скромной бесприданнице, которая мечтала бы получить место при Дворе, на которое ее знатность и древность рода давали полное право. Но она была бесприданницей и не имела апанажа.
Если ей не найдется места при Дворе, ей придется вступить послушницей и затем стать монахиней монастыря, где она училась бесплатно благодаря тому, что ее родная тетушка была насельницей этого монастыря и занималась образованием воспитанниц, за что пользовалась уважением Матери Настоятельницы, и по этой причине та , видимо, была готова принять демуазель де Керуаль в монастырь без всякого вступительного взноса.
Принцесса задумалась...
-Я бы хотела как то помочь бедной девушке и ее отцу...
-Денег за прошлое благодеяние он не примет, быстро прервал де Бофор. Слишком горд и самолюбив для этого. Я ведь и сам узнал о его бедственном положении случайно, наткнувшись в грозовую ночь на развалины того, что мне местные рабочие назвали "замком Керуаль". А ведь он был среди тех, кто оказал мне помощь в некоем знаменитом деле,( герцог неловко, как ему было и свойственно, намекал на свой побег из Венсенна),но увидев, что я уже вне опасности, тихо покинул нашу персону не попросив никакой награды и даже не рассказав, в каком положении он находился.
Принцесса продолжила: Но, сейчас, увы,при Дворе нет свободных дамских должностей, насколько мне известно. Хотя.., через некоторое время, возможно, у меня...Но это все еще не точно... Ваш друг не мог бы подождать хотя бы еще пару месяцев.Потом, что то может произойти и место появится. Оставьте мне, на всякий случай, адрес Вашего друга.
Герцог продиктовал адрес , который принцесса собственноручно записала позолоченным карандашиком в свой блокнот. После этого она встала, подошла к прекрасно сделанному письменному столу, открыла один из ящичков, где, видимо, стояла одна из шкатулок для драгоценностей и достала оттуда великолепный перстень с сапфиром, в окружении бриллиантов.
-Возьмите , господин герцог, для Вашего друга. Этот перстень подарила мне моя свекровь, Вдовствующая Королева Анна Австрийская. Она рассказала очень занимательную историю о преданных ей в молодости мушкетерах, одним из которых был нынешний Капитан-Лейтенант Мушкетеров господин Д Артаньян. Чтобы выручить ее он вынужден был заложить этот перстень Капитану Гвардейцев Д Эзессару, у которого Ее Величество увидела его и выкупила. Через 20 лет она, через посредство Мазарини, в награду за оказанные услуги в трудные для нее времена( Фронда вновь была обойдена молчанием), вновь передала его господину Д Артаньяну. Но Мазарини послал господина Д Артаньяна с поручением в Англию. И там они с другом вновь попали в трудные обстоятельства, вынуждены были продать королевский подарок. Еще через 10 лет Королевский Ювелир предложил Ее Величеству посмотреть на великолепный перстень с алмазом, который он выкупил у непутевого наследника старого еврея-ростовщика. Каково же было удивление королевы, когда она увидела свой собственный перстень. Ювелир запросил за него огромную цену. Королева рассмеялась и сказала, что ей приходиться в 3й раз платить за свой собственный перстень. На удивление своего ювелира она ответила:" Первый раз за него платил мой покойный супруг, король Людовик 13, подарив мне его к первой годовщине нашей свадьбы, второй раз я выкупала его у человека , которому он был продан тем, кому я его пожаловала в знак нашей монаршей благодарности за неоценимые услуги. Теперь Вы предлагаете мне его купить в третий раз. Но, несмотря на то, что его цена возросла непомерно я не буду торговаться и выкуплю его в третий раз."
Ювелир был поражен услышанным. Он заявил, что перстень и так принадлежит Ее Величеству, и он отдаст ей драгоценность просто так. Но может предложить ей на продажу другой примечательный перстень, выкупленный у того же сына ростовщика. Это был перстень с великолепным сапфиром в оправе из бриллиантов. На безупречном камне был только один дефект: царапина на одной из граней, которая, впрочем, нисколько его не портила. Ее Величество купила перстень. Уж очень он был красив и достаточно старинен. Но, как она объясняла, носить украшение почти не могла. У нее появлялось плохое самочувствие, портилось настроение, на душе становилось тяжело. Тогда она подарила украшение мне. Я не стала и пытаться надевать его. Но Вы сможете отослать его Вашему другу со словами моей признательности. Перстень- не деньги. Такой дар не может обидеть , или оскорбить. Это поможет барону де Керуаль, подождать еще 2-3 месяца с определением его дочери в монастырь. А там, на все Воля Б-жья!
Герцог де Бофор и Генриетта Орлеанская тепло распрощались, вполне довольные друг другом.
По приходу домой, герцог написал письмо своему поверенному в Бретани,( ведь незадолго до похода на Джиджелли у Его Величества были планы сделать де Бофора Губернатором Бретани), и герцог завел там себе поверенного. Он послал с курьером это послание присовокупив к нему кожаный мешочек , где лежал перстень с сапфиром- подарок принцессы, с приказом передать его барону де Керуаль немедленно, от некоей Высокой Особы, которую тот должен помнить, и 2 тысячи ливров на пошив придворных платьев для демуазель де Керуаль, если она будет принята ко Двору. Если же нет- вручить эти деньги лично ей, чтобы она использовала их по своему усмотрению.
Для барона герцог продиктовал своему секретарю письмо,где не подавая особой надежды, сообшал, что ему удалось переговорить о судьбе демуазель де Керуаль с некоей Высокой Особой, которая просила дать ей пару месяцев, чтобы попытаться помочь девушке в интересующем ее деле...
Отправив это послание, де Бофор счел свое обещание выполненным.