Жизнь в цветных пятнах 16

Лидия Сарычева
          Быт и развитие 2.


У нас было много игрушек: мозаики, пирамидки, даже составная песочница. Их можно без конца собирать и разбирать.
Мама показывала, как складывать фигурки с мозаичной картинки, что продавалась вместе с ней.
Мы собирали поезд, котёнка, девочку с мальчиком. Детскую пару я позже складывала самостоятельно.
Трава, лоскутки, бумага, палочки, щепочки- богатый строительный материал для детской фантазии.
Однажды все мои куклы оказывались раздетыми, мне очень хотелось сочинять их наряды самой. Я заворачивала, перевязывала, скручивала ткань так, чтобы выходило подобие платья.
Из травы пыталась плести человечков, чтобы включать их в игровой сюжет, раз кукол для него не хватало. Заколки, журналы, расчёски  легко становились жителями сказочной страны, которых ждут приключения.
Однако слепить, вырезать, сконструировать что-то по-настоящему красивое у меня не выходило.
Позже главными достижениями моих рук были: правильная снежинка из бумаги, и морковка из пластилина.
Отсутствие зрения в этом легко обвинить. Но, обучаясь в школе, среди других незрячих детей, я поняла, многие могут вырезать человечка, вылепить домик и даже нарисовать его на специальном приборе школьника выпуклыми линиями.
Предел возможностей слепого ребёнка трудно определить. Как и у зрячих, он зависит от многих вещей: склада характера, образа жизни.
Один может вязать, но не сумеет пройти по деревенской тропинке. Другой способен влезть на дерево, скакать на скакалке, но при этом не приготовит вкусного супа.
Как и других детей, игра развлекала и развивала меня, чтобы однажды смениться делом.


Продолжение
http://proza.ru/2020/03/03/1132