Счастливый человек 11

Нина Джос
   Долго не могла продолжить воспоминания о своём дедушке. Дописала до начала Великой Отечественной войны, а дальше работа застопорилась. Дело в том, что дед намерено мало и редко рассказывал нам с мамой про войну. Не любил вспоминать и считал, что пережитые там ужасы не для нежных женских ушей.
 
   На войну дед Николай попал в начале 1942 года. Будучи моряком, воевал на Балтийском флоте и пережил блокаду Ленинграда. У деда были боевые награды, кое- что я храню и сейчас. Дед вскользь вспоминал про пережитый страшный голод, как с патрулём обходили холодные квартиры и вывозили трупы погибших людей. Как стреляли ворон, которых развелось великое множество и варили мясо этих птиц по пять часов кряду на костре, но оно всё равно оставалось жёстким и волокнистым. После такого обеда болел живот, а потом ещё долго не мог слушать карканье ворон на деревьях - накатывала тошнота.
 
   Дед говорил: - "Не верь тому, кто скажет, что на войне не страшно. Там каждый день проживаешь, как последний. На войне все человеческие качества вылазят наружу - трусость и подлость, доброта и героизм. Перед страхом смерти люди открывают своё истинное лицо. Смелые и честные часто погибали первыми. Подлецы и трусы прятались за чужие спины, спасая свои жизни. В кино войну показывают красиво. В реальности всё было намного страшнее. В войне нет ничего красивого - мужчины ходили грязные, вшивые. Мыться и стираться было некогда и негде. Лица зарастали щетиной, зубы шатались от цинги".
 
    В блокадном Ленинграде дед Николай похудел на двадцать восемь килограмм и потерял почти все зубы. С пятидесятилетнего возраста он носил искусственные челюсти и весело щёлкая ненастоящими зубами говорил, что у него улыбка, как у американской кинозвезды.
 
   Как-то дед рассказывал, что служил на катере и они с командой, среди зимы, вылавливали трупы в ледяной Неве. Надо было доставать из карманов убитых документы, позволявшие определить имена погибших. Он привёз с фронта пару фотографий, найденных в карманах мёртвых немцев, чтобы показать домашним лица врагов. Я помню эти снимки - они долго хранились в доме. На одном было четверо друзей - молодые бравые парни с широкими улыбками. На другом - две девушки в нарядных платьях: подруги вражеских солдат.
 
    - Это враги, - говорила мне мама, показывая снимки, - они пришли на нашу землю грабить и убивать. Но в результате, погибли сами. - Я с недоумением всматривалась в лица парней. Они были веселы и полны надежд на счастливое будущее. А закончили жизнь в холодных водах Невы, в далёкой России, которую пришли поработить и ограбить. А девушки так и не дождались своих "героев".

    С детских лет не могла понять, да и сейчас не понимаю - зачем люди развязывают войны? Кому и зачем нужно убивать чужих и незнакомых людей? Ради какой такой "великой цели", идеи или выгоды можно разрушать города, сжигать дома и превращать Землю, наш общий дом, в ад? Может быть кто-то посчитает меня глупой или ограниченной, но в душе я отчаянная пацифистка. Как женщина-мать, вырастившая  двоих детей, отлично знаю цену человеческой жизни. Зачем надо гнать на убой или преступления чужих детей? Ведь любая война - это самое большое преступление против матерей, дающих жизнь, против отцов, строящих дома для семьи, против самой жизни и природы. ПРОТИВ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ И БОГА.
 
    Но вернусь к рассказу о моих предках. К величайшему счастью, наша семья одна из немногих в стране, где в годы ВОВ никто из близких родственников не погиб.
 
    Бабушкин старший брат Виктор - был на фронте, даже на передовой. Получил ранение, лечился в госпитале, вернулся на фронт и благополучно довоевал до победы. На фронте он стал алкоголиком. Боевые сто граммов сыграли свою роль. После войны страдал тяжелой депрессией, лечился от алкоголизма и успешно. Бросил пить и прожил 81 год. Умер от рака желудка в Киеве.
 
    Младший брат - Петр, имел бронь и на фронт не попал. Он был военным конструктором. Погиб вместе с женой и дочкой при взрыве на "Маяке" под Челябинском в 1957-ом.
 
    Старший брат деда - Михаил на фронте не был. Имел бронь, как старший бухгалтер. Погиб - попал под автобус в возрасте 69-ти лет.
 
    Младший брат деда - Валентин, всю войну проработал машинистом поезда. Водил составы под бомбёжками, но к счастью, уцелел. Умер в возрасте 87 лет.
 
    Сестра деда - Нина вместе с детьми и родителями была в оккупации. Никто не пострадал. Её муж, Николай Левченко, провел войну в Сталинских лагерях, как "враг народа". Вернувшись, работал сторожем в совхозе. Дожил до 91 года.
 
     Продолжение http://proza.ru/2020/02/25/636