17. МОП. Детство

Тамара Бекмухаметова-Лузанова
Как все начиналось

Сегодня я живу  в Казани, в одном из красивейших городов России – столице Татарстана, официально являющейся третьей столицей нашей необъятной России. Но родилась я в Киргизии захудалом совхозе, которого, скорее всего, никогда не было на карте. Моя семья переехала сюда из Сибири сразу после Великой Отечественной войны в поисках лучшей жизни. По сравнению с Сибирью в Киргизии  всегда было тепло. Не нужно было покупать теплую одежду и запасаться дровами на зиму. Овощи и фрукты можно было выращивать и есть почти круглый год.
 Жили мы с мамой и бабушкой в саманном доме. Помню, как мама, достраивая наш дом, делала кирпичи из глины и соломы, заполняя ими специальные формочки, которые затем высушивались на ярком солнце. Моя родина и сегодня одна из самых отсталых стран СНГ, а тогда нищета была  «другом» нашей семьи.
  В 60-е годы в селах и аулах печи не топили дровами, так как  местность, где мы жили, деревьями не произрастала. Взрослые и дети собирали сухой коровий «кизяк» для обогрева своих жилищ и приготовления пищи. Аккуратные немцы, которые жили в нашем поселке, размачивали и  заполняли этим поистине бесценным материалом небольшие тазики, сушили и складывали в особые пирамидки, которые потом всю зиму до самой весны «украшали» их огороды.
Мама рассказывала, что родилась я весом 900 граммов. Она боялась меня купать, т.к. левая её рука была парализована. В детстве она переболела полиомиелитом.
- Вот здесь была твоя головка, а здесь ручки и ножки, - показывала на своей здоровой ладони мама.
Имя Тамара было достаточно редким по тем временам. В переводе с греческого языка имя Тамара означает слово Пальма, а древняя Пальмира в Сирии означает Город Пальм. Такова история моего имени.
В силу сложившихся обстоятельств моя мама вела обособленный образ жизни. От переживаний у неё был маленький живот, и соседи не подозревали о беременности девушки. Двенадцатого ноября тысяча девятьсот пятьдесят второго года родилась я.
В июне мне исполнилось семь месяцев, когда я пошла ножками, и тут же стала осваивать наш маленький двор.  Мамины знакомые, проходя мимо, останавливались возле нашей калитки и спрашивали её:
- Нина, что за «чудо» я нынче видела у тебя во дворе? Оно рылось в печке…- Раньше печки стояли во дворе, на них готовили еду. Или:
- Мне показалось, что у вас во дворе бегает ребенок. Не показалось? Нинка, ты, что ль родила?
Наверное, моей маме было очень трудно одной воспитывать кроху. Тогда не было декретных отпусков, и нужно было самой работать, чтобы прокормить себя и ребенка. И тогда мама привязывала меня к ножке стола и уходила на работу. Работала она учетчицей, по совместительству агрономом на бахчевых полях.
Время шло, и я подрастала. Моя семья состояла из четырёх человек: это были мама, бабушка, дядя Ваня и я.
Рано утром, когда все уходили на работу,  я отправлялась к своим друзьям - дяде Кариму и его детям Розе и  Рамазану. К сожалению имен двух других его детей я не помню, ведь тогда мне было не более трех лет.  Однажды, я пришла к ним домой и застала  отца семейства за бритьем детских голов. Дядя Карим брил наголо головы  мальчикам и девочкам, видимо эта нехитрая манипуляция позволяла избавить семью от педикулёза. Работал он красиво и методично. Я заворожено смотрела, как сосед управляется с опасной бритвой. Когда он закончил, я стала просить, чтобы тот побрил и мою голову.
Вечером за мной пришла мама, не увидев меня среди остальных детей, она спросила с тревожной ноткой в голосе:
- Вы не видели Тому? - Карим засмеялся, а мама ахнула, увидев меня…
И вот нахлынули воспоминания из того самого очень-очень далекого раннего детства.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:
"Раннее детство чудесное"-http://www.proza.ru/2020/02/22/72