Призыв свыше. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Призыв свыше 25 августа 1925 г.

Мои благословенные мюриды,

Сегодня вечером я бы хотел пообщаться на тему: «Зова свыше». Этот предмет, несомненно, связан с Посланием, но в то же самое время он может быть понят, осознавая природу повседневной жизни. В Коране мы можем прочитать: «Ничто не может сдвинуться с места, даже атом без приказа Бога» Другими словами, есть только одна сила, которая движет вещами и существами по направлению к определенной цели. И эта энергия является источником различных уровней силы, которые мы можем увидеть у разных личностей. Именно этой силой осуществляется все, что происходит. Поэтому не будет преувеличением, если я процитирую вам поэта, который сказал: «Бог говорит с каждым человеком, но не каждый слышит слова Бога» Эта сердечная глухота является естественным результатом нашей жизни в миру. Если при помощи медитации мы поднимем сердце на определенную высоту, тогда Божественное слово проявится.

Чтобы иметь четкое представление об этом предмете, можно изучить его в еврейских писаниях, где это выражается двумя различными способами. Сказано, что Господь говорил с Иаковым, что Бог говорил с Авраамом и Моисеем. А в другой форме сказано, что ангел Габриэль принес Послание Бога Моисею. Это две разных формы, в которых это заложено. В одной форме говорится, что «Бог беседовал с пророком». Это разновидность простой формы, когда сердце пророка было поднято и возвышенно до такой высоты, с которой оно могло слышать Слово Божие, оно слышало Глас Божий. Идея же ангела, приносящего Божественное Послание более символична.

Для человека проще понять Послание, которое приносит ангел, чем Бога, говорящего напрямую. Как только кто-то скажет: «Бог говорит», человек сразу спросит: «Есть ли у Бога уста, чтобы говорить, обладает ли Он формой, является ли Он таким же существом, как человек, отделенным от нашего существа?» И если на эти вопросы ответить «Да это так», то это будет означать, что каждая возможность человека подойти к пониманию Бога будет покрыта умиротворяющим ответом. Но если было сказано, что ангел принес Послание, тогда люди начинают думать: «Да, это сущность, которая принесла послание». Почтальон мог прийти от Бога на землю и принести Послание. Это все равно, что сказать, что голубь принес письмо. Человеку легко понять, что голубь может летать и принести письмо. 

Кроме того, для мистика, для пророка, Бог не только личность, в которую он верит, но Бог и не абстрактное Бытие, как для безучастного философа. Для мистика Бог — это все, Он в той же мере Абстрактный, как и является Личностью. Именно в этой Личности Бога, которая стала реальностью для мистика, приходит Послание истины. Но это не такая простая вещь сделать из Бога воображения Бога реальности. Для каждого человека это схоже с созданием идола, статуи и попытке ее оживить. Есть и еще одна вещь, более сложная, чем оживление статуи. Но если когда-либо кто-либо достиг Бога, он не достиг, найдя Бога в абстрактном, чего-то, чего нельзя найти.  Но он должен был создать Бога, а затем посредством этого Бога, Который был однажды создан, этот Бог абстрактного заговорил. 

Это было тем средством, через которое Бог дал Свое Послание. Другими словами, электричество повсюду, везде. Для того, чтобы привести его к проявлению было необходимо произвести плотный материал, чтобы привлечь его, и вызвать этот свет. Чтобы заставить абстрактного Бога говорить, человек должен сначала создать транспортное средство; это форма Бога о которой говорили пророки. У Саади есть высказывание: «Каждый в этом мире родился для определенной цели, и свет этого предназначения вспыхнул в его душе». Поэтому пророческое послание отличается, и имеет определенную работу для выполнения. 

Теперь различие между Божественным Посланием настолько же сильно как и Сам Бог, живет также как и Сам Творец, также сильно как сам Господь, выполняет свою Цель на земле как сам Вседержитель. Служители Суфийского Послания, которые объединились друг с другом плечом к плечу, чтобы оказать услугу во время нужды человечества, не должны ни на минуту думать подобным образом: «Как горстка людей будет в состоянии выполнить это служение, во имя которого их призвали?» Если мы обратимся к священным текстам, то сможем прочесть: «Бог начал человеческую расу всего с двух людей — Адама и Евы», если это возможно, то и эта миссия выполнима. Мы больше, чем это. Если каждое Послание, которое было предназначено на благо человечества, когда-то вырастало и становилось таким же широким как целый мир, то начиналось оно с одного, двух или трех человек. 

Это никогда не начинается с сотен и тысяч. Количество человек не учитывалось; важна была та сила, та тайна, которая стояла за этим. Наша уверенность и доверие Суфийскому Посланию должна была укрепить нас твердо стоять в служении Богу и человечеству, и никогда не позволять себе быть обескураженными из-за отсутствия вещей, которые каждый испытывает в этом ограниченном мире, но всегда сохраняя перед нами присутствие Бога и Его Совершенства. Он призывает нас оказывать служение нашим ближним, искренне и с убеждением, без сомнений и страха, теми малыми способами, которые мы в состоянии исполнить. Подобным образом мы должны быть в состоянии выполнить наш долг.

А теперь вопрос для тех, кто трудится вместе с нами. Иногда мы видим их ошибки, их недостатки и их ограничения. Но в то же самое время мы замечаем их заслуги, их достоинства, их доброту. Лучше всего игнорировать отрицательную сторону, не озадачиваться из-за нее, не проявлять недовольства по этому поводу, сохраняя надежду на то, что в итоге все будет хорошо, поскольку это служение, предназначенное для всего человечества. Мы должны держать перед собой этот высокий идеал, этот великий идеал, вместо того, чтобы думать о небольших провалах и ошибках наших братьев и сестер в Движении. Мы все обладаем ограничениями, но так как мы все человеческие существа, мы ожидаем терпимости и прощения по отношению к себе. Мы сами должны так же поступать; когда мы прощаем сами, другие тоже простят нас. 

Это гармоничное сотрудничество в работе, в которой мы нуждаемся. Именно в Суфийском Движении мы должны проявлять терпимость и всепрощение по отношению друг к другу. Именно в нашем Движении мы должны практиковать сочувствие и забыть любую антипатию, и отбрасывать ее прочь, когда она приходит. Когда между собой мы сможем создать настоящее братство, естественным образом мы будем показывать пример для остальных людей, не на словах, а в поступках. Мы не должны разочаровываться, мы не должны терять надежду, какими бы ни были обстоятельства. Мы должны держаться того высокого идеала, к которому мы стремимся приблизиться. И даже самым незначительным служением, которое мы можем оказать Движению, мы должны быть удовлетворены. Да благословит вас Господь.

"Послания" Хазрат Инайят Хан

Призыв свыше 25 августа 1925 г

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга.