Взрослая группа. Пятый месяц занятий. Останавливать словомешалку научились. Правое полушарие работает. Что такое измененное состояние, знают не понаслышке. После урока подходит ученица (она же моя коллега по школе) и просит совета:
- Первый раз я «попала» в это состояние прямо на занятии у Вас. Длилось это «отсутствие присутствия», думаю, недолго, так как группа продолжала делать индуктивность мышления. Меня это удивило, но не насторожило. Но сегодня я «выпала» на уроке.
- В каком классе шел урок?
- В 6-Б.
- Сколько времени, по Вашим ощущениям, Вы «отсутствовали»?
- Судя по тому, что я успела просмотреть целый фильм из прежней жизни, минуты 4.
- Когда Вы пришли в себя, как вели себя дети? Ваши ученики, как и мои, приучены к тотальному порядку на уроке. Мы не делаем замечаний, не повышаем голос, но пауза молчания, даже на несколько секунд, заставляет детей подтянуться. Если бы Вы молчали, ушли в себя, потух взгляд на 4 минуты, дети бы начали озираться, пытаясь понять, что случилось, кто виновник остановки урока. Если этого не произошло, значит, это продолжалось несколько секунд. Расскажите, что Вы увидели.
- 15 век. Египет. Маленький городок. Но это мой город, здесь я родилась, здесь живу. Медленно шагаю по улочке. Сейчас поверну за угол, знаю, что там увижу. Я могу описать все улочки, дома, я знаю людей, которые двигаются параллельно со мной или идут навстречу. . . Что это было?
- Ничего особенного: во время занятий Вы научились переходить из одного состояния сознания в другое. Пока этот процесс для Вас неконтролируемый. Просто живите с этим, не пугайтесь, наблюдайте, испытайте радость, что Вам это дали. И ВСЕ!
Интересно, почему одним этот дар – видеть – дается, а другим нет. Думаю, что ответ на поверхности: одни слышат мои слова, которые идут рефреном на занятии: «Относитесь ко всему, что я даю на слуховую память, как к сказкам. Это были-небылицы, которые к вам не имеют отношения, это не ваша жизнь, не ваш опыт. Я фантазерка по жизни, возможно, стоя перед вами, сочиняю по ходу сценария. Задача, которую преследую я, вызвать эмоцию – удивление, неприятие, радость, непонимание – не важно, какую, но эмоцию. Нам надо развить эмоциональный интеллект, научиться правильно маркировать, затем ранжировать информацию. Тогда она будет пробиваться в вашу долговременную память и, правильно сгруппированная, систематизированная, уйдет в нужный файл. Вам не нужно будет через годы рыться в корзинке для мусора (мозг неподготовленного человека), искать те или другие данные. Ваша память будет подчиняться вам. Другого пути развития долговременной памяти не существует.