Дух дома. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
Бабушка научила, покидая дом, приговаривать:

- Домовенок дорогой, береги мой дом родной. От врагов и от беды, от пожара и воды. Ешь, что хочешь, сам найди.

    Игра, которая не требует внимания, записалась в раннем детстве, и ты делаешь это на автомате. Не задумываясь о том, кому эта информация адресована.

    В новой квартире я получила доказательство того, что в ней (как, впрочем, и в коттедже) действительно и жил, и живет тот, кому эти слова адресованы. О том, что он заселился в квартиру и мы с ним её делим, я знала с первых дней: время от времени он напоминал мне, что он любит порядок во всем и я не имею права что-то менять в своих привычках.

      После уроков часов до двенадцати читаю. Этот вечер не является исключением. Со стороны кухни щелчок – закрылась посудомоечная машина, спустя несколько секунд шум воды. Встала, прошла в сторону кухни, отключила машинку и попросила домового:

- Давай договоримся, по ночам посуду не моем, внуки спят, не мешаем.


              С квартиры пришлось съехать, так как офис стал мал и, пока решаю вопрос с приобретением дополнительных площадей, двух учителей перевела с учениками на 2 этаж.       
    Идет урок. Ученику 5 лет. Он раз за разом поворачивается к двери, как будто кого-то ждет. Поинтересовалась, кого он ждет, мама придет за ним через час. Он смотрит на меня удивленно (потом поняла, что он и не сомневался, что мы видим одно и то же) и спрашивает
-А почему этот дедушка сегодня не пришел на мое занятие?
Я удивилась. Моя очередь задавать вопросы
- Ты о ком? Какого дедушку ждешь?
-Так маленького, который всегда стоит там у двери и смотрит, как я занимаюсь.
-Как выглядит этот дедушка?
-Вы разве не помните?
   Как мне ему сказать, что я взрослый человек и многого уже не только не вижу, но и не знаю, что это существует в реальном мире.
-Сюда много людей приходит, всех не запомнишь.
-Так он такой маленький (он подошел к притолоке двери и рукой показал высоту чуть больше метра). И лохматый.
   Нет, решила я, надо этот разговор прекращать и предложила:
-Наверное, у него сегодня другие дела. Возвращайся на место, давай заниматься.
Ученик спокойно сел на место и больше не поворачивался.
 
Сотрудница рассказывает:

- Сын угомонился, пора и нам на покой. Не успели отключиться, со стороны кухни шум посуды. Муж сквозь дрёму говорит:
- Кошка опять к раковине полезла.
- Голову поверни, она у нас в ногах лежит.

     Оба разом осознали, что там что-то происходит, но мы не понимаем, что именно. Встали, топаем туда. Включили свет. Все нормально, то есть в пределах нормы. Исключением от нормы было то, то посуда сложена в раковину, а не вымыта, как это делаю я ежевечерне. Муж разворачивается ко мне и констатирует факт:
- Договариваемся, ты про посуду не забываешь: домовенку, судя по всему, не нравится грязная посуда в раковине. И пошел спать.

Построила новый коттедж, собираю вещи. Подошла к кухне, прислонилась к притолоке, пытаюсь понять, с чего начать сбор посуды. За спиной движение. За много лет я уже привыкла, что резких движений делать не стоит: ничего не увидишь. Тарелки стоят горкой – большие, средние и сверху маленькие. У меня на глазах среднюю тарелку «кто-то» тянет, вытянул . . .  Помните, как блинчики по воде пускать камешками? Сейчас я наблюдаю это в своем доме. Тарелка опускается до пола, начинает движение, легко летит к противоположной стене гостиной (а это метров 10), слегка касается стены и останавливается. Запуск был выверен до сантиметра. Вот это точность!
   Иду к тарелке, беру ее в руки, несу на место . . . Но затолкнуть ее в стопку не могу! И никто не сможет! Снимаю маленькие тарелки, водворяю путешественницу на место и говорю (наверное, домовенку):

- Ты должен принять решение. Нравится тебе это или нет, мы переезжаем в новый дом. Принимай решение. У порога коробка, забирайся, я поехала. Решишь остаться – жалко, очень жалко, но настаивать не буду.

Это был единственный раз, когда домовенок принял решение остаться в старом доме. Откуда я это знаю? Если ты умеешь останавливать свою словомешалку, освобождать голову от словесного мусора, мир начинает приоткрывать завесу и показывать тебе чуть-чуть больше. Помните слова Далай Ламы о том, что человек видит своим физическим зрением, дай Бог, только 1 %? Только в состоянии покоя, когда мир в душе, ты ни о ком не думаешь, ни о чем не переживаешь, ничего не хочешь и, соответственно, не ждешь, мир начинает играть другими красками, допускает тебя к своим красотам, открывает тебе твои способности и шепчет:

- Посмотри, что ты можешь.