Дорога, которая ведёт к храму

Александра Калягина
     Церковь святого Лазаря находится Великом Новгороде, на Западном кладбище. По крайней мере, так я думала, когда отправлялась в неё. Кладбище нашла довольно легко. Неприятным сюрпризом стало лишь то, что находится оно не в черте города, а в пригороде, между дачными посёлками. Пройдя несколько кварталов частных домов, оказалась перед кладбищенской оградой. Я вошла на кладбище через маленькую калитку в ограде и пошла прямо, решив, что самая широкая дорога обязательно приведёт к церкви. Я была уверена, что она находится в центре кладбища. В сторону от широкой дороги отходили маленькие дорожки и тропинки между могил. Меня поразило, как же их много. Кладбищу будто не было конца.
     Спустя несколько минут, дорога вывела меня на широкую площадку. Вокруг, в какую сторону не посмотришь, до самого горизонта возвышались над землёй памятники и кресты. Некоторые памятники изображали людей во весь рост, с некоторых смотрели лишь портреты. Навсегда замершие лишь в одной позе и с одним выражением лица люди, у которых были разные судьбы, собрались теперь все вместе после смерти. Прямо напротив меня на противоположной стороне площадки на высоком памятнике был изображен окутанный сиянием юноша в белых одеждах. Подойдя поближе, я убедилась, что моя догадка верна. Это был Иисус Христос. Обойдя памятник, я прочла имя – Пушкина Наталья Николаевна.
     Полное совпадение с именем и фамилией жены Александра Сергеевича Пушкина тогда не смутили. Но потом выяснила, что это лишь совпадение, потому что Наталья Николаевна Ланская (Пушкина) похоронена в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Странно, подумала я, под таким памятником должен был покоиться какой-нибудь священник.
     Я недолго размышляла, как найти храм (а задуматься то следовало). Пошла дальше прямо к центру кладбища. Шла я долго, а церкви всё не было. К тому же, усилилась метель. За все это время не встретила ни одного живого человека. Да и неудивительно ведь был канун Рождества. Кто же в этот день и в такую погоду пойдёт на кладбище?
     Когда впереди показался угол какого-то строения, я обрадовалась. Наверное, это домик смотрителя кладбища. У него то и спрошу дорогу к церкви. Однако, когда я подошла поближе, моему разочарованию не было предела. Строение оказалась деревянным туалетом. Я даже зашла внутрь, но никого там не было. К тому же, сразу позади него увидела ограду и поняла, что прошла всё кладбище и зашла в тупик.  Дальше идти было некуда.
     Я стала молиться, просить Господа показать мне дорогу и поплелась обратно. Теперь я решила свернуть с широкой дороги, подумав, что церковь должна быть недалеко в стороне от неё. На перекрёстках тропинок я выбирала направление наугад и вскоре заблудилась окончательно. Теперь я не представляла даже, в какой стороне находится выход с кладбища. Остановившись на одном из перекрёстков, снова стала молиться. Ветер свистел, раскачивая деревья. Метель продолжалась, и, похоже, не собиралась униматься.
     Оглядевшись, вдруг заметила на одном из крестов надпись сверху ИНЦИ. Обычно на могильных крестах этой надписи я не видела. Она пишется на больших крестах в церквях. Подумала, что это знак и пошла по той дорожке, около которой стоял крест. Побродив ещё некоторое время, заметил ещё один крест с такой же надписью. На нём был изображен распятый Христос. Очистив от снега его лик, я помолилась и свернула сразу же за этой могилой, и оказалась на узенькой, заметенной снегом тропинке.
     Слева была какая-то канава, справа могилки. Поняла, что занесло меня в кладбищенские дебри. Сугробы под ногами были по колено, а сапоги у меня лишь по щиколотку. Вдалеке что-то бумкает, собака лает. Но эти звуки с самого начала были, когда я на кладбище зашла. Так что они не помогут мне. Я уже было собралась лезть на дерево, чтобы понять, где нахожусь. Но все деревья вокруг как назло слишком хлипкие. Иду, молюсь, надписи на могилах читаю. И неожиданно выхожу на широкую дорогу, по которой я от памятника Пушкиной к туалету пошла.
     Ну, слава Богу. Теперь отсюда выберусь. Темнело, опасаться стала, что останусь на этом кладбище. Вижу Наталью Николаевну, Христа не видно, он с другой стороны памятника. Собралась уже домой, смирилась, что не найду церковь. И вдруг вижу: вправо другая дорожка отходит, и вдалеке горит одиноко фонарь. На самом кладбище освещения нет. Там он, храм! Точно там, иначе быть не может! Пустилась чуть ли не бегом. Подхожу, стоит церковь. На домике смотрителя карта кладбища висит, на доске объявлений расписание, когда службы, житие святого Лазаря. А дальше от ворот идёт дорога до новой мельницы…
     Идя обратно, я снова вернулась на поляну. Всмотрелась в знакомый памятник и обомлела. Правая рука Спасителя, как раз, вдоль нужной тропинки направлена, указывая прямо на церковь. По дороге домой я поблагодарила Бога за урок.
     Вот и в жизни бывает так: на развилке перед выбором, как поступить, мы своевольно идём, куда захотим, вместо того, чтобы попросить совета у Бога. И приводит наша самонадеянность в некий жизненный туалет. Вонючий, грязный, разваливающийся, ибо без Бога сами по себе только и можем мы к чему-то плохому прибиться. Но стоит спросить у Всевышнего, как быть и довериться его указаниям, жизнь приведёт к свету и благодати, как меня давеча к храму.