Гибридная Мария Сергеевна

Елена Рогалис
                Гибридная Мария Сергеевна

 Очень поучительно было посмотреть новые серии незабвенного сериала «Тайны следствия» 2019 года выпуска. Смотрела и понимала, что произошли какие-то значительные перемены в стране, которые невольно отразились и на этом фильме. Это совершенно нормально, что за 20 прошедших лет должно было многое измениться, сменилось поколение, пришли сильно изменившие наше взаимоотношение с миром новые технологии, наметились новые идеалы. Но как-то было неуютно от этой новизны, что-то не воспринималось, напрягало. Пришлось пересматривать все сначала, с первой серии далекого 2000 года, чтобы разобраться.
  Помните ту первую серию, когда на происшествие приезжает сильно подвыпивший эксперт. Мария Сергеевна совсем не рассердилась, а просто ласково его упаковала. Нет, нет, я конечно не за пьянство в служебное время. Но эта сцена несравнимо милее нынешнего антиалкогольного пассажа в первой серии 19 сезона, когда Короткову никак не дадут выпить. Ну ладно Мария Сергеевна, ей, с ее ненавязчивыми странностями на протяжении всего сериала простительно, ну не пьет теперь барышня, завязала, но Федор??!  Преисполненный чувства отцовского долга он проговаривается по Фрейду — мы ушли вперед, а ты чудной наш Коротков остался в прошлом. Откуда же и куда они ушли то всей компанией, оставив растерянного неприкаянного Леню? 
 Откуда мне более-менее понятно. Из нашего грешного советского прошлого, мотивы и интонации которого явно слышны в первых сезонах, и фильмы из которых многим, и мне в том числе, нравятся до сих пор. В чем загадка этого феномена? Это ведь не только ностальгия по миру, где прошла твоя молодость и где ты был счастлив. Ведь я, как и многие, совершенно трезво оцениваем наше общее советское прошлое. Мы понимаем, что нынешняя наша ментальная неприкаянность родом оттуда, что эти ядовитые мухоморы, которые заседают во всех высоких собраниях и вырядились в мантии, выросли на той самой полянке, обильно орошенной ложью, среди  которой мы жили советские семьдесят лет. И тем не менее даже сейчас эти первые серии мне приятно смотреть.
 Почему? Конечно нужно учесть качество сценария. Хорошо сделанный   полицейский детектив кроме занимательно закрученной интриги должен иметь наполненную связями и сюжетами чисто человеческую параллельную составляющую. Не слишком перегруженную, как часто у французов и немного менее схематичную , как у американцев - короче как у англичан будет в самый раз. Это правильно выдержанное соотношение, дополненное хорошими диалогами, и делают первые сезоны такими смотрибельными. Персонажи выразительные, с характером, а хорошо подобранные актеры не портят, а украшают задумку сценариста. Но разбор фильма на предмет его качества оставлю специально обученным для этого людям.
 Интереснее разобраться почему же мы ( думаю разделяю мнение некоторой части зрителей) смотрим, сопереживаем, верим. Потому что эти персонажи живые, они верят в то что говорят и делают. Они живут еще в том параллельном от государства мире, который выстроил себе за долгие годы советский человек. В этом мире была выработана своя шкала ценностей, свои правила поведения и критерии оценки себя и окружающих. И наши герои так органичны и правдивы, потому что они живут на своей земле, в своем мире, который для них представляет ценность.
  С тем откуда ушли, во всяком случае мне, более менее понятно. А куда пришли?
  С определением возникают трудности. То что это нечто гибридное, неопределеннное мне  очевидно. Создатели фильма тоже мне кажется в некоторой растерянности.
 Ребятам сценаристам в детстве конечно объясняли, что такое хорошо, а что такое плохо. И остатки этих представлений они как могут проговаривают, причем с перебором зачастую, наверное боятся забыть.       
 Чего стоят жалистные 3-4 серии. Тут мы и против дискриминации приезжих, и душа болит за детдомовцев, а уж как кота с Леней жалко! Короче мы за все хорошее - против всего плохого. Но почему-то хочется воскликнуть вслед за Станиславским — не верю. Вот раньше верилось в  искренность наших положительных, а сейчас почему-то нет. Я не сомневаюсь по-прежнему в доброте и прочих прекрасных душевных качествах наших любимых героев, но навязчивость, с которой их заставляют демонстрировать свои прелести утомляет.  Только врожденный такт и интеллигентность Марии Сергеевны помогает не превратить это действо в дедактический материал по на тему «И спросила кроха...».
  Создатели новых серий явно не знают, что делать с этими чужими им персонажами. Все эти не смешные разговоры про памперсы, это такой, если я правильно понимаю смысл этого слова, - невольный троллинг. Авторам неинтересен и смешон наш Федечка, они терпят его только потому, что зрители его еще любят и кроме того подозревают, что на ставшей несколько роботоподобной Марии Сергеевне и мачо-москвиче фильм не вытянешь.
 Единственный персонаж, который интересен нашим авторам — это Шипов. Для них он повод для собственной рефлексии. Забавные вещи  конечно происходят с этим гибридный оборотнем в погонах. Чудак Леня почему-то хочет его извести. Но складывается такое впечатление, что у авторов сценария у самих какое-то неопределенное к нему отношение. А что такого в конце концов - человек хочет просто хорошо жить, да он же все для семьи, для детей. Какой отец, какой муж, какой следак — любо дорого! Может имеет право? Ответа нет, но на всякий случай решили, что пусть уж исправляется и посидит от греха подальше.   Забавно, что зритель тоже почувствовал этот дискрепанс и в комментариях в сети с растерянностью ищет объяснение сочувствию, которое испытывает  к этой  последней оставшейся паршивой овце в  чистых рядах нашей доблестной полиции.
 Пародийно выглядит и новый персонаж — супергерой-коп. Опять это словечко просится на язык — гибридный он какой-то все таки. Бандитов догоняет и ловит через раз, и созревшую Марию Сергеевну упустил. Да по-хорошему нужно оставить только двух персонажей — Щевцову, как воплощение соц. законности и Олега, как простого героя и мастера на все руки. Они вдвоем с поддержкой спецназа со всем легко справятся. Ну будет еще одна калька с американского CIS типа сказочного «Следа». Но ведь смотрим с удовольствием и не требуем от создателей ничего лишнего.   
 Жалко сериал, но еще больше жалко нас самих. Не уверена, что общество сумеет приспособиться к тому запредельному уровню вранья и лицемерия, которое на него обрушилось сейчас.  Но уж если приспособится, то всем мало не покажется.