Человек, его выбор и поступки

Алла Чурлина
На детской площадке «Волшебная флейта» у бывших городских стен и бастионов комплекса Мирабель стоит выразительная скульптура польско-немецкого учёного Николая Коперника. Её, как и запечатлённый облик другого титана мировой науки - Парацельса - в саду Курхауса, изваял Йозеф Торак (1889-1952) - австрийский скульптор, чья карьера расцвела в период национал-социализма Третьего Рейха. Он был членом партии, вовремя развёлся со своей женой-еврейкой, был обласкан фюрером, лично дружил со Шпеером и Борманом. Вихри Нюрнбергского процесса не разразились над его «малой формой» прославления арийской культуры по сравнению с масштабными проектами Шпеера. Он доживал свой век в курортном регионе оз. Кимзее в Баварии. В Зальцбурге его два памятника - Копернику и Парацельсу - были установлены в 1950 году. В 1952-ом он покидает этот мир. С 1963 в жилом районе Айген в Зальцбурге небольшая улица носит его имя - Josef-Thorak-Strasse. Небольшая, 230 метров длиной, в которые вместился позор одного человека. Страсти вокруг его имени и скульптур в городе не угасают. Несколько организаций стремятся убрать его имя и работы с земли Зальцбурга. Но тогда нужно задуматься и о правомерности личности Герберта фон Караяна в истории и культуре музыкального мира. Человек, его выбор и поступки. Без искупления вряд ли приемлемы обществом. А пока ваятель, чьи прощальные и поминальные надгробия можно увидеть на бенедиктинском кладбище Св. Петра, сам упокоен тут же, среди других заслуженных лиц, в 25-ой склеповой нише.

«Я предпочитаю довольствоваться тем, за верность чего могу поручиться», - говорил Коперник. Будем довольствоваться тем, что у каждого произведения есть автор, судьба которого лучится или лежит тенью на его творчестве.