Наводнение

Наталья Еремеева
Этими воспоминаниями поделился Анатолий Кузмик, бывший житель поселка, а теперь Американец.



Anatoliy Lidiya Kuzmik

В Кульяновской Нахаловке было три улицы: Кульяновка, Костромская и Арзамасская всего домов 50. Откуда такие названия, даже понятия не имею. Мои родители построили дом по адресу Кульяновка 48. Можно сказать в конце Нахаловки. По нашему ряду третий дом с конца.

                Наводнение

В первый год нашего жития в Нахаловке случилось наводнение. Мне было годика два и по рассказам моей мамы, у меня была непонятная ей истерика. Я кричал с вечера и до темноты, мама не могла понять в чем дело, вынесла меня на улицу,  думала, что свежий воздух меня образумит. Когда вышла во двор  увидела, что вода идет метровым валом вокруг дома. Все потому, что наш дом был на пригорке.
 
Мама побежала к соседям напротив, это были Петровы, постучала в окно, сообщила о беде. Потом к соседям Кайдаловым, они еще строились. Дом стоял еще без крыши и без окон и много материала лежало вокруг.  Все вместе  стали закидывать его в
сруб.

 И когда вода стала подниматься выше, вернулись в свой дом, чтоб свои вещи поднять на чердак. Забрались и сами, а вода поднимается все выше и выше. В доме ее было на метр выше пола.

Утром приплыли на лодке какие-то люди и переплавили меня к общественной бане, до которой вода тогда не дошла.

Мама убеждала, что память у человека начинается с пяти лет, но когда я начинал рассказывать, об увиденном, как какие-то кучки торчали из воды в нашем огороде и  мне было страшно, когда меня подавали с чердака в лодку, она поняла , что я на самом деле помню.

 Наводнение у нас в поселке случались каждые 10 лет: в 57, в 67 и в 77. Последнее наводнение  было самым незабываемым, потому-что я был уже взрослым. В тот год вернулся из армии. Моя сестра Нина вышла замуж за Николая Овчинникова, и жила   в летней кухне. Николай работал на Алюминиевом 2. С работы он пришел домой раньше, сказал: "Отпустили т.к. идет какое-то наводнение".  Мать говорит: "Если ты проходил мимо канала и воды не видел, то она придет только к утру, ложись спать".

  Николай пошел проверить воду и через 2 минуты вбегает в дом с круглыми глазами, орет: "Вода". Началась суматоха, беготня по соседям. Кто-то вещи начал поднимать повыше, кто-то начал двигать мебель. Я помогал Николаю разбирать новенький шифоньер, торопились и если начали разбирать по сухому, то закончили по колено в воде. Вода прибывала быстро ледяная, мутная. Залезли на чердак, сердце колотится, а с наружи равномерный шум. Прислушивались, что творится внутри дома, т.к. в доме наш старый шифоньер положили на стол, а в шифоньер мелкие вещи. Из опыта прошлых лет , вода доходила до окон, но в этот год вода не дошла до потолка 20 сантиметров.  Мы слышали как падает шифоньер со стола ударяя одним концом по потолку.  Утро, проснулись от крика снаружи:"Есть кто живой?" Приплыл на лодке муж двоюродной сестры. У нас все было в норме, и мы решили попроведовать соседей. Наведывались к Сайкиным, у них все было нормально, только корова с телятами стояли на куче шлакоблоков до половины в воде. Мы с Володькой залезли к ним на чердак. Завели разговор , как все было. Смотрю в сторонке куча  вздрагивает, спрашиваю: "Это что?" Они смеются-"Это Тоня соседка."

Anatoliy Lidiya Kuzmik


   Тоня

 Тоня, не помню сейчас как фамилия, просыпается после празднования 9 Мая, опускает ноги с кровати, ледяная вода, она на стол, вода поднимается, она на приемник т.е. радио, вода поднимается выше. Тоня видит, что дело "кранты" разбивает окно и плывет к углярке. Вода поднимается выше. Тоня кричит блажъю: "Гриша, спаси."
Расстояние между соседями около 200 метров. Решили, что Тоня проплывет сколько сможет, а Гриша ее встретит. Тоня ни минуты не думая , прыгает в воду и как прекрасный пловец преодолевает препятствие. Грише пришлось только принять ее на крышу. Вот она-то и вздрагивала под двумя матрацами. Услышав, что кто-то приплыл она выползает из под матрацев и говорит: "Ребята, увезите меня на землю, мне надо согреться, я тут "трешечку" припасла". Привязав корову и телят к лодке, мы с Тоней и Гришей начали грести к дамбе. Я боялся за корову с телятами, что не дотянут, ведь расстояние было приличное, около пол километра, но они выдержали, хоть из воды их пришлось вытаскивать волоком, сильно устали.
   



Anatoliy Lidiya Kuzmik

 После патрулирования Нахаловки мы умотанные причалили к горке около бани. Нас встретила толпа кульяновских с расспросами. Из толпы отделяются мои родственники Павел, мой старший брат, и Николай, зятек. Оба служили в морфлоте. Ну  они как знающие дело в судоходстве, взяли весла в свои руки. Смеясь над нами и возвышая флот, типа, вы тут плавали, а по воде надо ходить. Отчалили и отошли метров на 200. Смотрю они на чьей-то углярке стоят, голосят: "Снимите нас отсюда." Я думал шутят, а они на самом деле опрокинули лодку. Хохоту было, я вам скажу... Пришлось на каком-то плотике снимать "флотцев". Сколько лет прошло, а как соберемся вместе и они скажут -"Мы флотцы" Тут я им вспоминаю все и хохоту полный дом.