Отрывки из Воспоминаний о войне

Линар Сафин
Спецоперация по вывозу всей особо важной документации, или Герои без наград

                1

       Тем временем, ситуация с положением дел внутри нашего Управления  в период, так называемого позорного и предательского перемирия, остается нерешенной. Стало ясно, что объявившие его генерал А.Лебедь и бывший полковник Советской Армии А.Масхадов в данной обстановке являются обычными марионетками в руках более влиятельных и могущественных хозяев. А между тем город при молчаливом согласии руководства страны, бездействия военных и официальных лиц Чеченской республики, с каждой минутой,  все увереннее и бесповоротно переходит под влияние боевиков, сепаратистов разных мастей и просто бандитов. Находящиеся внутри образовавшегося кольца подразделения федеральных войск, волею судьбы-злодейки становятся заложниками, пока еще никому непонятной, внутриполитической «грязной игры» между Москвой и самопровозглашенной Ичкерией. И уже в ходе  официальных переговоров (помпезно освещенных во всех федеральных СМИ) этот факт будет хорошим предлогом для шантажа военных и политических уступок со стороны российского руководства.
       В этой непредсказуемой обстановке, нам, сотрудникам спецслужб России, тем более не приходится ждать от боевиков какого-то особого привилегированного положения к себе. А касаясь вопроса и деталей нашего выхода из окружения на приемлемых условиях, вообще никем не обсуждается и не стоит на повестке дня. Т.е. для Москвы и для руководства страны, мы, сотрудники ФСБ оказались лишними и ненужными в их политической игре. Ведь помимо двухсот офицеров ФСБ и представителей военных, в здании Управления остается огромное количество документов, которые ни при каких обстоятельствах, не должны попасть в чужие руки. Если представить хоть на секунду, что  вся эта документация вначале попадет в руки боевиков, а потом, плавно перейдет к их западным кураторам, которые с удовольствием при помощи иностранных СМИ все эти секретные материалы массовым тиражом распространят, и они будут доступны всему мировому сообществу. На самом деле это может вызвать грандиозный международный скандал с непредсказуемыми последствиями, что не дай бог. Но об этом в высших политических кругах России в этот период никто и не думал. Но чекисты, офицеры и патриоты никогда не «продавались» и не теряли чувства долга и чести.
      Что касается спецкартотеки, оперативных материалов и рабочих дел, мы, действуя на основании служебных инструкций, на случай угрозы их  захвата, сожгли еще до «горячей фазы» обороны Управления.
     Заблаговременно, пока позволяли условия, все оперативные сотрудники и руководители подразделений, каждый самостоятельно, приготовили к уничтожению свои «тревожные» мешки (у каждого сотрудника ФСБ, в служебном сейфе, имеются два объемистых тряпичных мешка для выноса всей секретной документации). И все по команде стали ждать часа «Х»,  т.е. момента, когда станет ясно, что есть стопроцентная угроза захвата здания ФСБ. В марте месяце 1996г. уже была схожая ситуация. Но тогда, в самый последний момент НАМ удалось выстоять и отстоять Управление и не прибегать к крайним мерам в отношении документов. Как лягут карты на этот раз, знал один Господь Бог. Но обстановка на этот раз была более серьезной и непредсказуемой. Если тогда была просто стихийная и наглая «вылазка» боевиков, то сегодня в городе шла настоящая война с уничтожением городской инфраструктуры и массовой гибелью гражданского населения.
       К полудню 6 августа 1996г. наступил критический момент в оценке оперативной обстановки. Бои уже шли рядом с Домом правительства ЧР и на стадионе «Динамо», где развернулась настоящая бойня. Исходя из поступающих сведений, чувствовалось, что боевики планируют  с ходу взять наше здание  в плотное кольцо для последующего уничтожения всех и всего, что там есть.
       По радиусу один за другим, стоящие вокруг  территории УФСБ РФ по ЧР, жилые дома переходят в руки атакующих.  Ведь хозяевам частных квартир нечем противостоять вооруженным бандитам. У большинства гражданских лиц, нет ни огнестрельного оружия и ничего другого, чтобы защищать свои дома от нападающих. Поэтому, многие заблаговременно, еще до начала боевых действий, успели покинуть жилища, оставив все свое имущество  на растерзание мародеров.
       Однако интересно получается, они, простые граждане, знали о предстоящем штурме города и за день до этого бежали из него. А наше руководство, вместе с чиновниками республиканского правительства и военными не были в курсе предстоящего  захвата Грозного. Это, конечно, ложь. Всю подробную и детальную информацию все они имели, даже с избытком, в первую очередь от НАС. Но, думаю, сверху поступила команда: - «На все закрыть глаза». Только так можно объяснить бездействие тех, перед кем стояла задача защищать город и его жителей от бандитов и боевиков. Между прочим, у «федералов»  к августу 1996г. было огромное количество  авиации, всевозможной бронетехники и в несколько раз превосходящие по численности подготовленные войска, расквартированные на территории Чеченской Республики. А боевики, необученные и имеющие лишь легкое вооружение, смогли нейтрализовать военных и захватить  город. Это то же самое как одержать победу в противоборстве с танком, имея в руках одни сельскохозяйственные вилы. В конце 90-х г. вышел фильм журналиста РТР Сладкова «Стреляющий август», где два главных «героя» генерал Пуликовский и капитан ВДВ «обливают» нас грязью и показывают нас трусами и паникерами. В начале фильма генерал дает оценку боевой готовности города к отражению атак боевиков из собственных наблюдений. Вот его прямая речь: «Система обороны  была  стационарная, укреплена хорошо. Был на всех «точках», блокпостах, комендатурах, опорных пунктах. Было очень мощное укрепление. Был месячный запас боеприпасов, продовольствия, воды, медикаментов. Были долговременные опорные пункты...». Но как так, если были такие мощные оборонительные пункты и блокпосты, как могли боевики за несколько часов, почти без боя, дойти до нас. Это невозможно. Только если по единой команде убрать все это (так и было на самом деле) можно за такой короткий интервал времени дойти до комплекса правительственных зданий, расположенных в центре города.
       Поэтому тысячи и тысячи смертей, граждан России, оказавшихся по разную сторону баррикад в этой братоубийственной  войне, останутся на совести тогдашних генералов и политиков….
          А то  немногочисленное гражданское население, которое  не поверило  слухам о предстоящих боевых действиях, с началом штурма, перебрались к нам. И все это время укрывались в подвале Управления. Они также как и мы, стойко переносили все тяготы  военного времени: голод, жажду,  духоту, постоянные обстрелы. Многие из них, кто имел хоть какое-то представление о медицине, помогали ухаживать за ранеными и старались морально  поддерживать наш боевой дух.
      Учитывая перечисленные обстоятельства становится ясно, что  захват никем не защищенных пустующих жилых домов и государственных учреждений, было делом времени. Участникам штурма Грозного, наверное, также было известно, что со стороны военных не будет серьезного и полномасштабного сопротивления. Можно сказать, что весь город у них «лежал под ногами». Бери и хозяйничай.  Так и получилось.
     Но, думаю, что город Грозный, с учетом всех сложившихся обстоятельств, это не конечная цель, которая стояла перед А.Масхадовым, Ш.Басаевым и другими полевыми командирами. Вероятнее всего, им нужны были МЫ – чекисты, патриоты, честно и на совесть исполняющие свой долг по защите конституционного строя и ее мирных граждан (чеченцев, русских и граждан других национальностей, проживающих на территории Чеченской Республики). Уж больно быстро им удалось за столь короткое время, преодолев огромное городское пространство, утыканное бесконечным количеством блокпостов, оказаться в центре города и  окружить нас.
      За период работы Управления ФСБ РФ по ЧР, ее сотрудники, в ходе своей повседневной оперативно-розыскной деятельности сумели во многом распутать и размотать огромный противоречивый клубок под условным названием «Грязная политика». Размотав его,  в итоге стало ясно, что «все нити» этого регионального конфликта ведут в «большие московские кабинеты». Чекисты смогли раздобыть массу документальных свидетельств и доказательств о совместных  финансовых аферах,  махинациях и противоправных действиях российских политиков и военных высокого ранга с криминальными авторитетами и лидерами НВФ на территории Северного Кавказа. Нам, действительно, было многое известно. Вся добываемая  оперативная информация шла в Москву, в соответствующие структуры. А ее получатели, в нарушении требований секретного делопроизводства, по-видимому, знакомили ими ТЕХ, кому по статусу было не положено этого знать. К сожалению, тогда секретная информация не имела статуса  грифа секретности (на всех оперативных документах имеется гриф секретности: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности». И каждый сотрудник ФСБ, в зависимости от занимаемой должности и своего статуса имеет доступ к той или иной категории документов). Вместо этого тогда там была обозначена ЦЕНА, плати и знакомься любым документом особой важности. И этого, скорее всего, боялись наши противники и, кое-кто другой …
     Вы уж, меня извините, граждане генералы (язык не поворачивается назвать вас товарищами генералами) за столь нелестную оценку вашим действиям, но сказать по правде, ВЫ нас действительно бросили и предали. И никто из руководителей Центрального аппарата ФСБ РФ по телефону не  промолвил ни одного слова на наши многочисленные попытки получить хоть какую-то вразумительную информацию по тем событиям. Все наши попытки по «ОС» (оперативная связь) и «ВЧ» (высокочастотная связь) получить информацию были тщетны. Вы играли «в молчанку». А я, может быть и грубо, но все же имею право так говорить т.к. это право получил 14 августа 1996г. когда два моих старших товарища Борис Б. и Игорь М. (оба заместители начальника отдела) пригласили меня и Володю М. в кабинет Виктора Васильевича, там уже собралась большая часть ребят с нашего  отдела. В присутствии всех, наши командиры мне первому предложили в наградном листе вписать себя и орден на мое усмотрение, ну, естественно орден «Мужества». Вначале я ничего не понял и растерялся на мгновение. Но придя в себя заявил: «Ребята, я боевой офицер и не привык сам себя награждать!» и добавил: «Я от негодяев и предателей награды не беру».  Сказав это в знак поддержки, посмотрел на Володю.  Мой боевой друг полностью меня понимал и был такого же мнения о наших московских руководителях. Я порекомендовал вернуть в отдел кадров  бланк наградного листа чистым и не замаранным чьей-нибудь фамилией. Вначале  нас предали, а после того как мы выжили и победили, решили нам закрыть рты своими «побрякушками». Нет уж, господа, я лучше буду иметь возможность говорить ПРАВДУ, чем взяв от вас награду, испачкаю свой мундир и морально не смогу сказать, как все было на самом деле.
      Уже будучи в Ханкале, ответственные по приему тех, кто выходил из окружения, и занимавшиеся отправкой чекистов на Родину убедительно просили всех, чтоб мы обязательно, когда приземлимся в аэропорту «Чкаловском», подошли к столам, которые накрыло руководство ФСБ для торжественной встречи с нами. Как приятно осознавать, что не нашлось ни одного офицера среди нас, кто бы подошел к этому «столу» с угощениями. Мы  с предателями водку не пьем.
 Ликвидировав чекистов и уничтожив все документальные свидетельства и материалы, полученные ими, можно избежать огласки и скандалов  в общественном пространстве   между различными политическими и олигархическими группировками, которые в то время сцепились в смертельную схватку в борьбе за власть. А если  вся полученная чекистами оперативная информация попала бы в руки боевиков и «нечистоплотных» политиков, то сколько безвинных наших соотечественников могли пострадать!
      Это прекрасно понимали и МЫ, и боевики.(Продолжение следует...)