Новый год в Собакино

Лариса Черепанова 2
Перед новым годом ко мне подошла подруга.
- Какие планы, как будем праздник встречать?
Я передернула плечами, о чем здесь говорить.

- Как всегда, стол накроем, откроем шампанское, а потом, включим телевизор и будем смотреть все подряд. Для разнообразия можем в этом году во двор выйти, посмотрим, как соседи в воздух деньги запускают.
- Как это «деньги в воздух»?
- А петарды и фейерверки, это, на мой взгляд, деньги на ветер.
- Зато красиво, может быть, и мы купим и запустим?
- Вот уж ты меня уволь от этого, я не умею, а тебе не советую. Руки-ноги поотрывает, что я с тобой буду тогда делать?
- Это точно, я неудачница, явно добром все  эти петарды не закончатся.

Поговорили и забыли. До праздника еще почти две недели. Продукты потихоньку стали закупать, наряды раскроили и шили к празднику обновки. Нужно ж себя хоть как-то порадовать, когда радости в жизни нет.

Я часто думала о том, как хорошо было раньше. Собирались  веселые и беззаботные компании, пели, смеялись, танцевали.  А сейчас все иначе, наш дружный коллектив распался сам-собой. Кто-то уехал, кто-то в семье и только о своих детях думают, не могут оторваться от домашних дел и расслабится в такой чудесный праздник. Вот  и остались мы со Светланой вдвоем. Женское счастье обошло нас стороной.

Хорошо бы пойти куда-нибудь в ресторан, а там познакомиться с такими же молодыми мужчинами, веселиться под елочкой, танцевать и пить шампанское. Но заранее столик не заказали, а сейчас уже об этом думать поздно. Ладно, что грустить-то, накроем стол, откроем шампанское, поздравим друг друга с праздником.

Но перед самым праздником Светлана перезвонила мне.
- Сандра, все отменяется.
- Что отменяется? - не поняла я.
- Праздник в твоей квартире отменяется.
- Праздника не будет? – Удивилась я.
- Сашуль, ты не так меня поняла.

Нужно сказать, что меня зовут Александра, а Света называет меня то Сашка, то Шурка, иногда Сашок или Шурик, порой более гламурно Алекс или Сандра. Я отзываюсь на все ее обращения одинаково ровно. Как-то я пыталась определить, в какой ситуации она меня зовет особым именем.  Думала, думала и ничего не поняла, и не стала придавать этому значение, может и системы никакой у нее нет, а я сама пытаюсь философствовать.

- Так что? Новый год будем как китайцы в феврале встречать или в марте?
- Нет, новый год как обычно тридцать первого, вот только место встречи не у тебя, а у моих родственников.
- У каких еще родственников? Это что-то новое.
- Тётка позвонила, приглашает к себе. Там два в одном. И новый год и сговор. Сестра двоюродная замуж выходит. Приедут родственники со стороны жениха. Вот тетка говорит, что и с нашей стороны должно быть людей побольше.
- Вот и поезжай, Светуль, я то причем.
- Вместе поедем. Не спорь со мной. Это ведь так романтично встретить год собаки в Собакино.

Со Светкой спорить себе во вред. Она маленькая, но упрямая. Если уж что-то решила, то переубедить невозможно.
Тридцать первого за нами заехал ее двоюродный брат Иван. Погрузил наши сумки в машину, поехали. По дороге Иван веселил нас рассказами о своей сестре Наташке и ее женихе.

- Он ненормальный, это я вам точно говорю. И как только наша Наташка этого не понимает. Ведь если она замуж за него выйдет и поживет какое-то время, то и сама такой же сумасшедшей станет. Он ведь барин наш, а мы его крепостные.

Я слушала, но не очень понимала этот метафоричный язык, а Светлана расспрашивала:
- Что еще за барин? Крепостное право давно ведь отменили.
- На бумаге отменили, а мозги не всем промыли.- Иван засмеялся.
- Саш, - обратился он ко мне, - знаете, какая у него фамилия? - Парень засмеялся своим мыслям.
- Откуда ж мне это знать, я его никогда не видела. Впрочем, как и вашу сестру.
- Собакин. Представляете себе, Собакин. – Иван вновь весело засмеялся.
- Собакин, не может быть?  - Воскликнула Светлана,  - я бы в жизни за человека с такой фамилией замуж не пошла. Представляете, как меня бы люди звали «Мадам Собакина», или «Жучка», а может еще и похуже. – Она вновь громко и заразительно засмеялась.
- Теперь мадам Жучка у нас Наташка будет, но как не странно, господин Шарик своей фамилии не стыдится, а гордится ею.
- Чем гордиться то, что он Собакин? – Света воскликнула с удивлением.
- Вот-вот, именно, гордится, что он Собакин, говорит, что он из старинного княжеского рода. Или боярского, я не совсем в этом разобрался. Ничего,  ночь впереди, вместе послушаем историю его рода.

Еще раз улыбнувшись и подмигнув мне в зеркало заднего вида, парень продолжал:
- Наше село ведь раньше Собакино называлось. А теперь переименовали, сейчас Богородицкое. Нам наше название больше нравится, а вот новый родственник говорит, что это их родовые земли, что жители  - это их вотчинные крестьяне, а он наш барин.
- Как бы этому барину жители бока не намяли,  - засмеялась Светлана.  – Я ведь знаю, ребята у вас боевые, обид не простят. Они ему крестьянское восстание устроят или бунт. Жалко, что моя фамилия не Болотников или Разин, я бы сама возглавила восстание.
- Слава Богу, что фамилия иная, помнишь, чем они закончили свою повстанческую карьеру? Вот так бы и тебе головушку срубили. – Ответила я подруге.
- Нет, сейчас времена другие, не посмеет Собакин на меня покуситься. Или покушаться? Как верно, что-то я запуталась?
- Укуситься,  - засмеялась я,  - раз Собакин, то смотри, чтобы не цапнул тебя, если нарываться на грубость будешь.

Иван вновь засмеялся и подмигнул мне. Легонько так, чуть заметно, поймал мой взгляд в зеркале заднего вида, но я увидела и смутилась. Мне все это совершенно ни к чему. Парень он, скорее всего, неплохой, но было видно, что парень лет на пять-шесть моложе меня. А для меня возраст мужчины – это табу. Женщина всегда хочет для своего мужчины быть «крошкой» и «малышкой», я не исключение. Да и зачем? Светка моя подруга, а покрутить с ее братом и расстаться. Не стоит из-за интрижки лишаться дружбы с подругой. Как только оказывается, что обижен кто-то из родственников, то дружба дает трещину. Не буду на него смотреть и улыбаться в ответ не стану.

- Село у нас небольшое, стоит на берегу реки Кавенка. Речка когда-то была побольше, а сейчас совсем обмелела.  Но если летом запруду сделать, то и купальню устроить можно. От Вязьмы мы недалеко: тридцать километров по трассе, а потом два километра в сторону. Совхоз огромный был в советские времена. Сейчас совхоза уже нет. Только ООО осталось, да и то не очень-то активно действует.

- Подожди,  - вмешалась Светлана,  - а что раньше было, до советской власти. Подождите, я в Интернете посмотрю.
Девушка достала телефон, потыкала кнопки и стала читать: «Известно как минимум с 1744 года, когда в деревне был построен деревянный дубовый храм Успения Пресвятой Богородицы. В XIX веке село Успенское - волостной центр Вяземского уезда. В конце XIX века в селе проживало 260 жителей».
- Вот теперь понятно, почему Успенское, это по храму Успения. А вот почему Собакино? Читаю дальше.
«В 30-ти километрах от Вязьмы, в долине речки Кавенки раскинулось село Успенское. В XIX веке Успенское - волостной центр и важный торговый пункт Вяземского уезда. В конце века в селе проживало 260 жителей, было два храма, богадельня, церковноприходская школа. Деревянный дубовый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с такой же колокольней, был построен в 1744 году перенесенного из Вязьмы».
- Так вот, зять Собакин говорит, что это земли его предков, теперь он будет здесь строить свой дом, это как он считает, будет восстановленное имение. Он  ищет чертежи барского дома, будет восстанавливать его.
Иван вновь засмеялся и стал смотреть в зеркало заднего вида, но я наблюдала за ним краешком глаза, не поднимая головы.

 Свернули с трассы Москва Минск и через какое -то время подъехали к большому дому. Стали выгружать вещи. На крыльцо вышла хозяйка:
- Заходите, ждём вас.
В доме все кипело, варилось, бурлило, жарились и пеклось, было видно, что праздник обещал быть хлебосольный.

- Девчонки, помогайте на стол накрывать, а то моя Наталья самоустранились, все на мне.
- Теть Маш, это Саша, подруга моя, - сказала Светлана, - я ее с собой взяла для увеличения числа наших родственников.
- Это хорошо, -отозвалась хозяйка, - а то как нас бить начнут, так нам своими силами не справиться, вместе проще отбиваться.
- А почему нас бить будут? - Спросила я, начиная волноваться.
- А как же иначе, - простодушно удивилась тетя Маша,- Наташка ж замуж  собралась, а мы все не сном ни духом. И не встречались они, и планов никаких не было
- А зачем нам все эти ваши планы, -отозвалась Наталья, выходя из соседней комнаты.-  Главное, что мы любим друг друга, поженимся теперь, я в Москву поеду, стану в столице жить.
-Он тебе об этом говорил? – просил Иван. - Что-то разведка доносит, что он как раз собирается у нас в Успенском остаться и старое название ему вернуть.
- А пусть, что хочет думает, мне лишь бы замуж выйти, а там видно будет.
- Как знаешь. - Тетя Маша только улыбнулась.-  Я б предпочла, чтобы ты сначала медучилище закончила. Замуж не напасть, как бы замужем не пропасть.
- Так что, они не планируют пожениться или нет?- спросила Светлана.
Тетя Маша усмехнулась
- А кто сейчас поймет эту молодежь. Встречаются, вроде бы, вон моя Наташка телефон из рук не выпускает. А по мне, так сначала бы медучилище окончила, образование получила. И что это за нужда такая в восемнадцать лет замуж бежать.
Пока мы накрывали на стол, Наталья стала одеваться.
- Я пойду к Собакиным и позову их.
- А что до сих пор не позвала?- язвительно заметил ее брат.
- Позвала, но потороплю.
- Не ходи, -остановила ее Светлана, - позвони по телефону. Зачем через весь поселок идти.
Но Наталью не остановить, похоже,  ей очень хотелось увидеть Собакина.

Зимой темнеет рано. В девять часов сели за стол. Вернулась Наташка одна.
- Где сваты то?- спросила ее мать, - Или сговор отменяется.
- Ничего не отменяется, -огрызнулась дочь,- попозже подойдут, собираются.
- А с кем он будет?- спросила я.
- С матерью.

Ну с матерью, так с матерью. Мне это было безразлично.
Мы сели за стол, чуть выпили и стали разговаривать.
- А это и хорошо, что чужих пока нет, - сказал Иван,- так хорошо сидим, спокойно, по-домашнему.
- А сватовство?- не успокаивалась Наташка.
- Так это мы и сами организовать можем, - улыбнулся Иван.
Он повернулся ко мне:
- Саш, выходи за меня замуж.
Затем повернулся к Светлане:
- Отдашь мне свою подругу в жены? Ее родственников здесь нет, ты отвечаешь за Александру.
Светка засмеялась
- А что, Шурок, мы с тобой так и породниться сможем. Ванька у нас парень видный, рукастый, мозговитый. Я за, отдаю тебя замуж. Совет вам да любовь.

Я улыбалась молча. Что говорить, это ж шутка, если отнекиваться и воспринимать все всерьез, то получится, что слишком уж зациклена на проблеме своей личной жизни. А так, улыбнулась и промолчала, типа "Мели Емеля, твоя неделя", как говорила моя бабушка.
А Ванька, получив одобрение от сестры, быстренько подхватил свою тарелку и пересел ко мне.
Он что-то стал шептать мне в ухо, но я не слушала, думала о том, что шутка затянулась.
В дверь постучали. Наташка пулей вылетела из-за стола. В комнату вошла женщина лет шестидесяти, протягивая несколько  пакетов.

- С наступающим вас, соседи. Это вам от нашего стола.
Через некоторое время появится и жених. Это был высокий тридцатилетний парень с длинными волосами, подхваченные в тугой пучок.
"Программист или попик", - подумала я, глядя на него. Он поздоровался и прошел в комнату. Наташка тут же подскочила к нему.
-Приходи, садись к столу, - она не спускала с него глаз и буквально не отходила от него ни на шаг. – Что тебе положить?

Парень воспринимал все признаки внимания спокойно.
"Что-то он не похож на влюбленного",- подумала я, - "хотя, кто из этих московских знает".
Плохо о москвичах я думала зря. Такие же точно люди, как и все остальные, иногда амбиций побольше, чем у нас, простых смертных, но это просто амбиции. По большому счету все они "понаехали", кто раньше, а кто позже.  И этот вот признается, что из нашей вяземской деревни род его вышел.

Расселись за столом, проводили уходящий год, вспомнили, что было хорошего в этом году, что не удалось. Наташка сияла от счастья:
- У меня год хороший, - улыбалась она, - я с Игорем познакомилась и полюбила его.

Парень даже поперхнулся от этих слов:
- Наташ, мы ж с тобой договаривались, что мы только друзья, к чему события торопить.
- Да ладно, а что тянуть то, год этот, говорят хороший для свадеб. Год собаки – преданного и верного спутника нам обещает.
Игорь ничего не сказал, качнув головой.
"Видно, никакого сговора не будет", - поняла я,- "Наташка торопит события, а парень или не готов или вообще не собирается жениться".

Это поняла не одна я, в комнате было повисла тишина, только тетя Маша, обрадовавшись, что дочери пока скороспелое замужество не грозит, что дочка успеет-таки закончить свое образование, повеселела.
- Так вы только на лето приезжать в Успенское собираетесь или постоянно здесь жить? - Спросила она у матери  Игоря.
- Наверное, поселимся здесь, - улыбнулась женщина. - А что, я на пенсии, сыну все равно где работать, ему лишь бы компьютер был рядом. У меня дочь старшая замуж вышла, зятя домой привела, двое детей у них. Тесно нам в нашей двушке. Вот мы с  сын решили, что они в Москве остаются, у них дети, развивать нужно, опять же медицина рядом, а мы с поедем и поживем на природе.

Наталья раскрыла рот. Она впервые услышала о том, что у ее распрекрасного  Игоря есть сестра. Нет, она слышала историю о том, сын с матерью хотят остаться здесь, но не думала, что это серьезно. В силу своего юного возраста и самоуверенности девушка надеялась, что после замужества, она уговорит молодого мужа уехать в Москву, о которой давно мечтала. А по факту оказалось, что парень совсем не шутил, объявляя о желании остаться в их поселке.

- Мы уже дом купили, начал рассказывать Игорь. Весной начнем ремонт делать. За лето, думаю, все закончим.
- А почему в Успенское? - Спросила Светлана.
- Я программу компьютерную делал, охотно стал пояснять парень, - оттуда и узнал, что после того, как царь Иван Грозный женился на Марье Собакиной, то ее родственники получили много всяких льгот. И среди всего прочего земли дали им неподалеку от Москвы, в Вяземском княжестве. Захотелось посмотреть, приехал, глянул, понравилось. Тихо, спокойно, живи и радуйся.
- Это как можно Москву на наше село променять?-  Не успокаивалась Наташка. - Где Москва и где наше Богородицкое? Какие сравнения могут быть.

Игорь усмехнулся.
-Так и Москва не сразу ж Москвою стала. Было село Кучково, По имени его основателя, Кучка. Потом уж в столицы выбилось. А что хорошего, шум, пыль, загазованность, пробки на дорогах. А мне для работы тишина нужна.
- Чем занимаешься? - Спросила его Света.
- Программы компьютерные пишу. А нас в квартире уж слишком много собралось, о каком плодотворном труде  могла идти речь. Вот мы и придумали с мамой на природу податься.

Наташка обиженно сопела. Я уже не могла понять из-за чего она обижается: от того, что Игорь жениться на ней не думал или что он в Москву уезжать не хотел.

Новый год прошел весело. Если песни, танцевали, пошли кататься с горки. Через два дня уезжали назад. Я нисколько не пожалела, что год собаки встречала в Собакино.

Через полгода мы вновь оказались в этом селе. Светлана выходила за Игоря замуж. Зря она смеялась над его фамилией. Теперь она сама Собакиной стала. Иван не отходит от меня:
-  Саш, а может и нам пожениться?
Я смотрю на него и улыбаюсь. "А может быть, ну ее эту ничтожную разницу в возрасте".


                я 2015