***

Ирина Яманова
  Прошло ещё два-три года. Наша мама была не сказано рада тому, что её приняли на работу. Ночью, с ружьём в руках, охраняя угольный склад 11-ой шахты,она утром спешила домой по кладке, очень опасной,  через Кубань. Я и сейчас с ужасом представляю свою маму там над рекой,пробирающуюся между дырами в раскачивающейся кладке, угодить в которые было смертельно опасно. Надо было успеть покормить детей,а для этого нужен был тот уголь 2-3 кг.,которые ей выдавали за каждое дежурство.
  1947-й голодный послевоенный год наша семья встретила без всякой надежды на выживание.Однажды ночью я проснулась от того, что плакала моя мама,умоляя Вацека :" Ты мне должен поклясться,что заберёшь её,как только встанешь на ноги,а нам с Неллей уже не выбраться.Мы будем за вас молиться на том свете,а на этом Ты сделаешь всё,чтобы выжил сам и вырастил свою сестричку. На первых порах старики Тебе с ней помогут."
 Ранним утром наступающего дня,собрав нас в дорогу, моя мамочка, утирая слёзы,старалась успокоить меня тем, что скоро Вацек заберёт меня, а сейчас у бабушки с дедушкой есть сад, там растут абрикосы вкусные и яблоки и старики просят,чтобы ты приехала и помогла им собрать урожай. Моя мама впервые прощалась со мной,желая спасти меня от голодной смерти.  Она прощалась со мной навсегда. Брат крепко взял меня за руку и повёл быстро, чтобы я,оглядываясь не видела материнских слёз  и не слышала её рыданий.