Вопросы школьной дисциплины

Тамара Савельева
До момента, когда я начала работать в школе, я не анализировала разницу между системами образования в Советском Союзе и в современной России. Но оказавшись внутри образовательной системы в качестве одного из винтиков, я невольно стала сравнивать один за другим её элементы. 

В СССР школа являлась не только образовательным, но и воспитательным институтом, в круг задач которого входило воспитание достойных граждан советского общества. Любой учитель-предметник, а не только классный руководитель, мог провести беседу в классе о семье как о ячейке общества, о дисциплине в школе и дома, о пользе здорового образа жизни, о перспективах высшего образования и продвижения по служебной лестнице, и так далее.

В свою очередь, ученики, которые были такими же детьми, что и нынешние, с похожими подростковыми проблемами и разными взглядами на жизнь, не протестовали против дисциплины, хотя и нарушали её. Во главу угла ставилось уважение к учителю, соблюдение общепринятых правил, а шалости тщательно скрывали и старались не попадаться на глаза с запрещёнными предметами. Никому и в голову не пришло бы отказаться выучить стихотворение, сделать письменные задания по математике и русскому или поучаствовать в художественной самодеятельности. Мне, например, реально нравилось готовить политинформацию на английском языке и рассказывать новости в начале урока. И ни у кого не возникло бы бредовой идеи жаловаться на учителя в комитет по образованию за то, что он или она сделали замечание курящему подростку или неуспевающему хулигану из пятого класса.

В современном обществе, в ходе целого ряда так называемых реформ, образование свели к сфере услуг, хоть и образовательных, отняв у школы воспитательную функцию. Теперь, если послушать детей и их родителей, у них есть обширные «права», а у сотрудников образовательных организаций - только «обязанности по их обслуживанию». Педагогам приходится искусно жонглировать словесными формулировками, чтобы «онижедети» и «яжематери» не усмотрели оскорбления в домашних заданиях, и по-спортивному лавировать на уроках между вспышками фотокамер мобильных телефонов, дабы не дать повода юным и зрелым блогерам сделать из тебя сетевой мем. При этом, нарушая дисциплину, дети упускают до 95% информации и превращаются в плохих учеников.

В целом, мне очень понятны, как скрытые, так и явные, мотивы такого, с позволения сказать, реформирования. Когда в социуме появляется богатое меньшинство, оно не заинтересовано в хорошем образовании и воспитании бедного большинства. Система образования разрушается, вводится подмена понятий, планомерное оболванивание народных масс, а то ведь додумаются, что можно жить лучше, снова свергнув олигархию. Таким образом, взяв курс на западную «демократию» и такие же либеральные «ценности»,  некоторая часть общества активно обогащается уже на протяжении минимум четверти века. И единственным препятствием  на их пути пока ещё остаётся советская интеллигенция, получившая фундаментальное, академическое и всестороннее образование, которую невозможно обмануть, столкнуть с идеологической линии на кривую протестную дорожку, заставить замолчать и спрятать свои убеждения. Мы не верим, не боимся, и не просим, и даже в финансовые пирамиды не вступаем, как же им нас достать? А никак! Я иногда не кладу сразу трубку на вызовы прыщавых мальчиков и девочек, именующих себя брокерами и пытающихся заставить (ой, пардон, уговорить) меня купить их товары и услуги или «вложить инвестиции в финансовый рынок», а развлекаюсь, слушая их словесный понос, который у них маркетингом зовётся.

Но происходит постепенное «вымывание мозгов», в том числе, из сферы образования с использованием политических и экономических рычагов. Что станет с обществом, когда физически закончится это поколение образованных людей? Только не радуйтесь, что мы станем жить, как на западе, в Европе или Америке. Ничего хорошего там нет. А если и есть, то не для нас. Оглянитесь по сторонам, задумайтесь, решите парочку уравнений  с двумя неизвестными, а лучше настоящий психологический тест вместо расхожего IQ из всемирной паутины. Хоть разок прочитайте самостоятельно библию и конституцию, не полагаясь на трактовки всякого рода проповедников, и сделайте независимые выводы. Если взять на себя смелость быть частью истории, которую мы творим сейчас, некоторые перекосы общественной жизни можно устранить и изменить ситуацию. Лично я не собираюсь складывать руки на этом поприще. Пока ещё не всё потеряно, вот и анализирую. (2020)