Глава 13. Фактор первой леди

Владимир Бежин Михайлов
В тот период меня уже было сложно чем-то удивить. Я бывал в резиденциях лидеров многих стран. Но тут даже мне стало не по себе.
Валерий Величко, «От Лубянки – до Кремля»

В конце 1980-х годов в политике неожиданно возник еще один фактор – «первая леди», которая все чаще стала вмешиваться в государственные дела. В связи с этим даже стали возникать проблемы и на международном уровне.
Например, присутствие на серьезных закрытых совещаниях Раисы Максимовны вызывало полное непонимание коллег из стран социалистического лагеря.
«Мы неоднократно просили ЮС (Плеханова. – В. М.) довести эту информацию до Горбачева, – вспоминает В. Н. Величко. – И вот, кажется, после или во время поездки в Венгрию, Юрий Сергеевич наконец решился поговорить об этом с Михаилом Сергеевичем. Надо было видеть ЮС после этого разговора. «Генерал, – кричал посиневший от гнева Горбачев, – я запрещаю Вам в дальнейшем обсуждать эту тему, если Вы хотите оставаться при должности!»
При подготовке последних зарубежных визитов окончательные списки «горбачевского» самолета ревизовала и утверждала лично Раиса Максимовна, что создавало огромные трудности. Первоочередное внимание уделялось комплектованию команды и «рассадке сопровождающих лиц в основном (горбачевском) самолете». Десятки раз готовились и корректировались до момента отлета различные списки. Она, не вдаваясь в определения нужности сотрудника охраны для дела, без раздумий выбрасывала из числа потенциальных пассажиров каждого, кто хоть единожды без должного энтузиазма пел «осанну» Михаилу Сергеевичу.
С каждой поездкой по стране или за рубеж Раиса Максимовна все больше и больше требовала к себе внимания. Для нее разрабатывалась специальная программа, которая требовала огромного внимания с учетом ее весьма вздорного характера. При этом, угодить ей, бывало, трудно.
«Как рассказывал Юрий Сергеевич, на одной из офицерских посиделок после двух-трех рюмок один из руководителей охраны семейства Горбачевых упал лицом на стол и горько разрыдался: «Не могу больше работать! Раиса постоянно орет, оскорбляет. Я ей говорю – скажите, что нужно сделать, и я так и сделаю! Указаний конкретных нет, а сплошь истерический крик!» И это плакал сильный и физически, и психологически человек», – пишет в книге воспоминаний В. Н. Величко.
Спецмагазины, спецателье и т.п. все больше начинают работать на семейство Горбачевых. Все большие суммы в валюте тратятся на обновление гардеробов «первой леди». В «Девятке» существует специальный отдел, занимающийся «хозяйственными» покупками за рубежом. Часы в Швейцарии, туалеты в Париже…
Огромные государственные средства тратились на строительство, ремонт и украшение строящихся в Барвихе, Форосе и Мюссерах дворцов.
«В начале 1990-х мне по службе пришлось подписывать акт о приеме под охрану спецобъекта «Чайка-М» на территории бывшей госдачи № 27 «Мюссера» (Пицундско-Мюссерский биосферный заповедник, Республика Абхазия). – пишет Величко. – В тот период меня уже было сложно чем-то удивить. Я бывал в резиденциях лидеров многих стран. Но тут даже мне стало не по себе. Золотой песок для «хозяйского» пляжа был привезен из Болгарии. Кровля здания – из меди. Для прохода семейства к морю сквозь огромную скалу был пробит тоннель 3–5-метрового диаметра».
Затем все чаще в секретных документах стало появляться название «Форос». Это место на Крымском побережье недалеко от мыса Сарыч было выбрано семейством Горбачевых в конце 1985 года. Не беспокоили Горбачевых ни цена, ни трудности строительства на голом скальном грунте. Строительство новой резиденции силами тысяч военных строителей шло быстро и с размахом. Люди работали днем и ночью, но надо было еще угодить и капризам «первой леди». Не понравилась, например, Раисе Максимовне галька на берегу – очень мол мелкая и необкатанная; и вскоре завезли несколько барж другой.
«Первая леди» много раз прилетала в Форос, заставляя переделывать уже построенные части дворца, не обращая внимания на ссылки строителей по поводу уже произведенных расходов. Проект все время дополнялся новыми и дорогостоящими деталями: летний кинотеатр, грот, зимний сад, крытые эскалаторы от главного дворца к морю и т. д.