Глава 22. Какая лошадь везет, на ту больше и кладу

Владимир Бежин Михайлов
Великая Отечественная война, во время которой плечом к плечу воевали представители десятков народов из разных республик, сплотила народы бывшего Советского Союза. В горниле этой страшной войны и был выпестован советский народ. На фронте люди мечтали о счастливой справедливой жизни после войны в дружной семье советских народов.
У Фридриха Энгельса, как известно, относившегося к России и русскому народу не лучшим образом, есть довольно примечательное рассуждение.
В письме Карлу Марксу 23 мая 1851 года он пишет: «Россия действительно играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар; и Россия восприняла гораздо больше элементов просвещения и в особенности элементов промышленного развития, чем, по самой природе своей шлехетски-сонная, Польша... Поляки никогда не умели ассимилировать чужеродные элементы. Немцы в городах остались и остаются немцами. Между тем каждый русский немец во втором поколении является живым примером того, как Россия умеет русифицировать немцев и евреев. Даже у евреев вырастают там славянские скулы».
Поэтому даже в невероятно сложные времена, например, в годы Великой Отечественной войны, Советский Союз смог сохранить свою целостность, поскольку в то время еще не произошло окончательное обескровливание РСФСР.
Казалось бы, Россия обескровлена тяжелейшей войной, ну, помогите, – подставьте плечо. Это заложит крепкие прочные государственные основы. Это был бы железобетон межнациональной дружбы на века. Куда там! Снова все тяготы восстановления народного хозяйства возложили на РСФСР.
Изменить модальность межнациональных отношений внутри страны политическое руководство страны не возжелало – по отношению к РСФСР продолжилась все та же методичная колониальная политика, или, как говорили в то время в новгородской деревне: «Какая лошадь везет, на ту больше и кладут».
Вот всего лишь один пример. Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» была предусмотрена конверсия государственных займов, а также обмен облигаций свободно обращавшегося Государственного внутреннего выигрышного займа 1938 года. Конверсии подлежали следующие займы, размещавшиеся среди населения в 1936–1946 гг.: Заем Второй Пятилетки (выпуск четвертого года), Заем Укрепления Обороны Союза ССР, Заем Третьей Пятилетки – выпуски первого, второго, третьего и четвертого годов, четыре военных займа и Заем восстановления и развития народного хозяйства СССР.
Как это выглядело на практике? В записке министерства финансов СССР И. В. Сталину «Об итогах конверсии государственных займов» от 29 сентября 1948 года говорится: «По отдельным союзным республикам в порядке обмена выдано облигаций Государственного 2% займа 1946 года на следующие суммы:

Республики В миллионах рублей
Выигрышный выпуск Процентный выпуск Всего
сумма в % к итогу
РСФСР 20876 2079 22955 70,40
Украинская ССР 3724 60 3874 11,60
Белорусская ССР 388 2 390 1,20
Узбекская ССР 1053 224 1277 3,91
Казахская ССР 972 125 1097 3,36
Грузинская ССР 759 97 856 2,63
Азербайджанская ССР 590 69 659 2,02
Литовская ССР 75 - 75 0,23
Молдавская ССР 103 1 104 0,32
Латвийская ССР 142 - 142 0,44
Киргизская ССР 251 36 287 0,88
Таджикская ССР 216 53 269 0,83
Армянская ССР 242 35 277 0,85
Туркменская ССР 237 57 294 0,90
Эстонская ССР 76 - 76 0,23
Карело-Финская ССР 63 1 64 0,20
Всего 29767 2839 32606 100

В конце записки резюмируется: «Проведение конверсии резко сократило расходы по государственным займам. При сохранении прежних займов и свидетельств по специальным вкладам платежи только по ним в течение всего срока их обращения составили бы 161 млрд. рублей. После обмена облигаций платежи по конверсионному займу в течение 20-летнего срока составят 41 млрд. рублей. Таким образом, разница в платежах выражается в сумме 120 млрд. рублей; при этом платежи будут произведены в более поздние сроки».
Снова на РСФСР тяжким бременем ложатся основные расходы.
И это в то время, когда по данным статистических органов СССР в 1951 году на 100 женщин в трудоспособном возрасте 16–54 лет приходится всего лишь 65 мужчин в трудоспособном возрасте 16–59 лет. Самый низкий показатель в СССР. Для сравнения: за исключением Украины и Белоруссии, в других республиках этот показатель устойчиво располагался от 75 мужчин в Латвийской ССР до 93 в Туркменской и Таджикской ССР.
В 1943 году на Московской конференции министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции и на Тегеранской конференции глав государств и правительств помимо текущих задач стало обсуждаться и послевоенное устройство мира. Так появился проект Организации объединенных наций (ООН).
26 июня 1945 года в Сан-Франциско 51 государство мира подписало Устав ООН. При этом среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: колония Великобритании Британская индия (ныне разделенная на независимые государства – Индию, Пакистан, Бангладеш и Мьянму); протекторат США – Филиппины; независимые доминионы Великобритании – Австралийский Союз, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.
Наряду с СССР основателями ООН стали две союзные республики – Белорусская и Украинская ССР. Почему в основателях ООН оказались только эти республики, а не все республики СССР, и самое непонятное – почему самая крупная республика страны – РСФСР – была задвинут в угол? Вопрос риторический.
Для того, чтобы БССР и УССР вошли в список стран-основательниц ООН, в большой спешке пришлось наделить их атрибутами государственности: своими собственными республиканскими вооруженными силами, правом заключать союзы и международные договоры. Для этого были внесены изменения в конституции республик.
В январе 1944 года прошел Пленум ЦК ВКП(б), который рассмотрел предложения Совнаркома СССР по расширению прав союзных республик в сфере обороны и внешней политики. В тот же день депутаты Верховного Совета СССР проголосовали за законы «Об образовании воинских формирований союзных республик» и «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних отношений».
В результате этих решений в БССР и УССР в 1944 году были созданы наркоматы иностранных дел и учреждены национальные вооруженные силы. Безусловно, все эти структуры носили декоративный характер, но факт остается фактом. В 1946 году все эти бутафорские структуры были прикрыты.