Малый марафон Пушкин-Ленинград

Полковник Чечель
   
     - Товарищ милиционЭр, таки деньги были в кошельке, а кошелек в лифчике...
- Мадам Рабинович, Вы что не заметили, как Вам в лифчик залезли...?!
- Та я ж думала, шо он в хорошем смысле...

   На днях моя жена, милая Ирина, перебирая старые мои фотографии, наткнулась на одну, которая её заинтересовала. Она обратилась за разъяснением ко мне, и сразу нахлынули воспоминания. Был период, когда я собирал спортивные значки. Началось это увлечение с Московской Олимпиады, а своего апогея достигло во время учёбы в Военно-Морской академии города Ленинграда, это который потом Санкт-Петербургом нарекли. Зайдя в гости к своему однокашнику-корефану Генахе Самойлову, я увидел у него необычный значок – «Чайка, парящая над волнами, а в клюве подвеска с надписью «Пушкин-Ленинград». «Слушай, продай, подари или возьми на замену любой из моей коллекции», - предложил я Гене.

     «Вася, ты можешь заработать такой значок сам. Через 1,5 месяца будет традиционный пробег «Пушкин – Ленинград», который проводится ежегодно каждое третье воскресенье сентября месяца, и в котором может принять участие любой спортсмен, но для этого надо предоставить справку о прохождении медкомиссии и вовремя подать заявку. Я сразу ухватился за эту идею, т.к. мой первый вид спорта – прыжки на лыжах с трамплина приучил любые соревнования рассматривать как вызов и возможность проверить себя на волевые качества. Точнее даже будет сказать, что дело не в самом виде спорта, который выбрала для меня моя мама, когда мы после первого класса переехали в Москву вслед за отцом, поступившим в академию, а в моём первом тренере Капустиным Михаиле  Дмитриевиче и самой горнолыжной школе на Ленинских (Воробьёвых) горах, в которой я отзанимался   четыре года.

                ГОРНОЛЫЖНАЯ  ШКОЛА

    Судите сами, мы каждое лето подряд на два  месяца выезжали в спортивный лагерь, где нам давали азы практически всех видов спорта, которые были в моде в те времена. Причём, по каждому виду предлагаемых спортивных дисциплин тренера были  Мастера Спорта СССР  - все спортивные игры: футбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис, волейбол, русские игры: лапта, квач, в слона, в армянского и т.д. Плавание, акробатика, гимнастика, прыжки в воду, стрельба из лука, гребля, лёгкая атлетика (прыжки в длину, высоту, бег, метание копья, гранаты). Тренеры приезжали с семьями недели на две, давали нам свой курс, уезжали, а на их место прибывали другие.

    Три года лагерь располагался в заповеднике на Истринском водохранилище и одно лето – на водоканале Москва-Волга, т.е. места для отдыха и тренировок были идеальные. В результате такие тренировки заложили в нас такой огромный арсенал побочных и на первый взгляд не очень-то и нужных для основного вида спорта движений, что просто «ховайсь». Но это только на первый взгляд. Я не буду вас долго и нудно в этом убеждать, приведу лишь несколько примеров. В гарнизоне Кейла в Эстонии меня, единственного русского, взяли играть за сборную эстонской школы по волейболу, а ведь я никогда не был волейболистом.

  Далее, я уже говорил, что в училище меня включили в состав сразу четырёх сборных: по боксу, хоккею, лыжам и лёгкой атлетике. Так вот, на 3-4-ом курсе нас двоих с корефаном Геной Самойловым неоднократно приглашали выступать за различные гражданские организации и заводы. Помню, на первенстве города Орска по лёгкой атлетике мы сначала за ОПЗ ( я думаю, Орский перерабатывающий завод) сначала пробежали эстафету 4 по 100 метров, а потом оказалось, что им некого выставить в восьмиборье, которое  проводится в 2 дня: 1 й бег на 100 и 400 м, прыжки в длину и в высоту, метание диска, прыжки с шестом, метание копья, бег на 1500 метров. Выступление в каждом виде оценивалось в очках по специальной таблице, т.е. это было то же десятиборье, но без толкания ядра и бега 110 метров с барьерами.

   Самое сложное, сами понимаете, прыжки с шестом. И вот представьте себе, я согласился выступить, хотя до этого настоящего шеста в руках никогда не держал. Но в спортивном лагере тренер, (а по лёгкой атлетике он был один, но он был многоборцем), нас не раз заставлял брать длинные палки, типа шеста и прыгать с разбега через лужи после дождя, а в Эстонии мы, пацаны, уже с такими палками пытались перепрыгивать через заборы и брать различные препятствия, т.е. исходный навык у меня был отработан – разбег с шестом наперевес, его втыкание и постановка, и самое главное потом – подтягивание ног и корпуса вверх и перенос их через препятствие.

   В общем, когда на второй день дело дошло до этого вида, я внимательно посмотрел, как это делают другие, потом в сторонке попробовал повторить их движения, когда дело дошло до самих соревнований, мне удалось взять высоту 2 метра 80 сантиметров. Я уже не помню, с какой высоты начинали, кажется, 2 м 50 см, - но здесь важно другое. Я не заработал баранку, т.е. ноль очков, которое сразу отбрасывает спортсмена далеко назад, как бы хорошо он не выступил в остальных видах. Мне не  удалось занять никакого призового места, но мой результат в середине из 40 участников на руководство завода произвёл соответствующее впечатление, и потом мы с Геной с полным основанием сидели на банкете и слушали дифирамбы в свой адрес.

   Что касается метания копья и диска, которые я тоже увидел первый раз, то всё объясняется просто. Тренер заставил каждого пацана сделать по деревянному копью из веток деревьев и показал технику, как их бросать. А вместо диска мы брали плоские камни, и метали их в воду, но с полным соблюдением правильной техники. А со стрельбой из лука вообще всё получилось смешно и непонятно.

   Тренеры изготовили 10 самодельных луков из веток орешника и дуба. Мы пару дней потренировались в стрельбе, а потом устроили соревнования, в которых приняли участие все желающие, включая нас ребят – прыгунов с трамплина на лыжах, учеников секции по прыжкам в воду (в тот год нас – два лагеря объединили), а также тренеров, поваров и прочий обслуживающий персонал. За первые три места пообещали торт, поэтому участников набралось человек 50. Для ускорения процесса каждому давалось три стрелы. Стрельба велась с расстояния 25-30 метров по стандартным стрелковым мишеням.

    Каково же было удивление всех, когда первое место вырубил врач, высокий, красивый мужик с бородой атлетической внешности, попавший в три десятки. Второе место получилось у молодой, фигуристой девахи, если память не изменяет – помощник повара, которая выбила 10, 9 и 8. А на третьем месте оказался я – «сопливый» пацан 4-го класса, с результатом две 9 и 8-ка. Как мне это удалось, объяснить не смогу, но думаю, сказались батины гены. У нас отец прошёл всю  войну с первых её секунд, их танковый полк дислоцировался всего в 3-х км от Брестской крепости, и он очень хорошо стрелял из всех видов оружия, начиная с танка Т-34, и кончая пистолетом Стечкина, а также охотничьим ружьём.

    И крайний пример, подтверждающий универсальность подготовки в нашей спортивной школе на Ленинских горах, заключается в том, что у меня дома хранится 48 спортивных дипломов, грамот и медалей по 22 видам спортивных дисциплин. Причём, только 13 из них по боксу, 4 – по настольному теннису, а по остальным видам – по одной, максимум две грамоты или диплома. Приведу для примера некоторые: каратэ, гимнастика, горные лыжи, лыжные гонки на 5, 10, 15 км, бег и кросс на 400, 800, 1500, 3000 метров, 1 миля, прыжки в длину, высоту, волейбол, баскетбол, гандбол, пулевая стрельба, малый марафон 20 и 30 км, самая спортивная семья. Большая часть спортивных дипломов и грамот получена в школе, потому что по совету моего первого тренера Михаила Дмитриевича Капустина я записывался на любые соревнования, куда можно было встрять. И вот я вам как на духу говорю, уважаемые мамы и папы, у которых дети занимаются спортом, где, какие секции бывшего СССР могут похвастаться такой УНИВЕРСАЛЬНОЙ спортивной подготовкой?

              УНИВЕРСАЛЬНАЯ  СПОРТИВНАЯ  ПОДГОТОВКА

   Фигушки, я сам всю жизнь отдал спорту, дети и внуки мои много занимались и побеждали в самых разных соревнованиях, о чём свидетельствуют их дипломы, которые хранятся вместе с моими. Не раз приходилось видеть, в каких условиях и как тренируются мои друзья, поэтому я могу с полной ответственностью за свои слова сказать: «Наша горнолыжная спортивная на Ленинских горах была уникальной на весь Союз именно благодаря такому необычному подходу к системе тренировок, как таковой. Во главу угла было поставлено воспитание гармонично всесторонне развитой личности, а не сиеминутное натаскивание на результат.

     Таких школ тогда,  без сомнения, в СССР были единицы, а сейчас в наш меркантильный век, когда во главу угла поставлены деньги, я думаю, их совсем нет».  Ну, сами посудите, зачем прыгуна с трамплина на лыжах обучать всем, основным, игровым видам спорта, лёгкой атлетике, плаванию и прочим вещам, не имеющих никакого отношения к вашему главному занятию? Но свой первый официальный километр я на спор проплыл уже в 3-ем классе, и то лето уже уверенно освоил стили: кроль, брасс, на спине и баттерфляй, а ведь я не пловец и этим профессионально никогда не занимался.

    Или ещё примеры на эту тему – мне удалось стать единственным курсантом на нашем курсе, кто самостоятельно, без всякого тренера, освоил на батуте выполнение ДВОЙНОГО сальто, или,  дойдя до должности командира авиационного полка и дальше, смог совершить более 800 прыжков с парашютом, или 6 лет в гарнизоне Остров вёл секцию каратэ, как и легендарный Тимур Апакидзе, с которым мне посчастливилось дружить 19 лет. И поверьте, эти факты я привожу не для собственной похвальбы или рекламы, а чтобы показать, как настоящая Школа и Учителя определяют судьбу человека. Поэтому ищите таких Учителей для своих детей и внуков.

   Кстати, грамот и спортивных дипломов у меня  должно быть больше 50, но самые первые, полученные в 4-5-ых классах, при переезде из Москвы мама потеряла. Это были: плавание, хоккей, лыжи 3 км и стрельба из лука. Единственное, что хотелось бы добавить по этому поводу, это то, что свою крайнюю грамоту по боксу – 1-ое место на Первенстве авиации Балтийского флота - я завоевал в 29 лет, спустя 10 лет как бокс был лётному составу как вид спорта запрещён. Грамоту и медаль по каратэ вырубил в 34 года, а диплом за третье место в пробеге Мира Шри Чин Моя на одну милю мне вручили в возрасте 59 лет. Поэтому, сами понимаете, когда друг Генаха Самойлов сказал, что я сам могу заработать значок, который мне  понравился, надо всего лишь пробежать от Пушкина до Ленинграда – такую возможность я упустить не мог.

     Кстати, на меня самого очень большое впечатление произвёл факт, когда на первых же соревнованиях по кроссу на 3000 метров на первенство академии, в которых с общего старта бежало по 10 представителей всех шести факультетов, я к своему величайшему изумлению сделал всех и финишировал первым, оставив позади перворазрядника по лыжным гонкам, своего друга, Гену Самойлова, которому раньше, в училище всегда проигрывал, а также преподавателя по физкультуре, КМС по лыжам, капитана Лёню Прошкина. После чего, с лёгкой руки Гены, задолго до открытия зимнего сезона стал членом сборной академии по лыжам, что давало неоспоримые преимущества перед остальными слушателями академии.

   Они, отсидев 4 пары обязательных занятий, должны были ещё два часа присутствовать на сам.по (самоподготовке), а я смело на доске писал: «Чечельницкий – тренировка, спортзал», - и уходил, куда, глаза глядят, хоть пивка в баре попить. (Вообще-то спортсмены почти не «употребляют», но чтобы потом в гарнизоне, где не только баров, и пива тоже почти не бывает, себе локти не кусать, мы с  Геной такое иногда позволяли. Но вернёмся к марафону.

              ПОДГОТОВКА К МАРАФОНУ

    Геннадий, который его уже бегал, сказал, что одной беговой нагрузки для развития выносливости мало. Особенность дистанции состоит в том, что она вся проходит по шоссе, а бег по земле и бег по асфальту – это две разные вещи. Ноги на твёрдом покрытии забиваются в два раза быстрее. Поэтому все тренировки надо проводить на шоссе, где машины ездят, гарь от выхлопных газов и прочие «блага» цивилизации. Так мы и делали полтора месяца, что оставались у нас до пробега. Ещё со «скрипом» прошли ВЛК на допуск к этим соревнованиям. Комиссия оказалась в чём-то даже более строгой, чем наша лётная. Потом мы узнали, в предыдущий год кто-то на марафоне помер, вот дяди и тёти дохтора поэтому так зверствовали.

    Но вот всё позади, эпохальный день настал. Я говорю «эпохальный», потому что 30 км я до этого ещё ни разу не бегал, даже на тренировках. Обычно времени и выдержки бежать вдоль дороги, глотая пыль и гарь от проходящих машин, хватало лишь на 20 км. Остальные 10 я надеялся пробежать на «энтузиазме» - как же я ошибался, наивный !!!

     Приехали на электричке на вокзал города Пушкина, нашли секретариат, показали документы, получили фирменные номера и короткий инструктаж и ровно в 12.00 стартанули с общего старта. Народу в тот год набралось более 700 человек. Я не  буду вам подробно описывать, как проходил сам забег, опишу лучше авантюру, которою меня уговорили совершить на следующий год, когда я согласился бежать этот малый марафон, не проведя предварительно НИ ОДНОЙ БЕГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ.

              АВАНТЮРА  1980  года

     А дело было так. Прошёл год. Я уверенно закрепился в основном составе сборной академии по лыжам. Участием во многих соревнованиях доказал и проверил свои волевые качества, что могу терпеть боль, усталость, бороться до конца, в общем, выбился в академии в число узнаваемых людей как спортсмен, и соответственно, перезнакомился с другими такими же узнаваемыми людьми, если говорить о спорте. Гена Самойлов выпустился, вернулся служить в свой родной гарнизон Монгохто и через два года был назначен там командиром ракетоносного полка.

    Я же после символической лётной практики перешёл на второй курс, понял службу, учёбу и был доволен собой и жизнью. А ещё был в академии такой интересный кадр, как капитан 1-го ранга,  назовём его условно Борис Александрович Б. Я уже не помню, какой предмет он вёл и преподавал ли вообще, потому что целыми днями он летом и зимой умудрялся пропадать на открытом теннисном корте академии. И  многих складывалось впечатление, что это и есть его основная работа – служить рекламой спортивного образа жизни. Обратил он внимание на меня, тогда рядового штатного майора после соревнований на первенство академии по большому теннису.

    Я, верный наказу своего первого тренера, если можно, куда--то встрять для проверки своих волевых качеств – значит надо встревать, предложил свои услуги играть за сборную нашего авиационного факультета по большому теннису. Поскольку этот вид спорта, в основном для богатеньких «буратино», т.к. кортов и белоснежных подштанников требует. А посему редко какой гарнизон в Морской авиации может похвастаться их наличием. Поэтому на нашем шестом факультете нашлось всего два человека, которые когда-то держали теннисную ракетку в руках, а для команды надо было выставить четыре человека. Вот я и напросился, понадеявшись на свою общую спортивную подготовку, а также на то, что в 7-ом классе, в Эстонии, на пляжах Клоогаранта на море, куда мы приехали на велосипедах, один мужик предложил стать с ним в пару и сыграть в большой теннис, и я сета три с ним выстоял. Но этого, естественно, оказалось крайне мало.

    А когда начались академические соревнования, первая игра, которая мне попалась по жеребьёвке, была с Борисом Александровичем, в дальнейшем я его, для сокращения писанины, буду называть БА. В общем, разгромил он меня под ноль с сухим счётом, я ни одной его подачи не смог взять. И у БА, по-видимому, после этого, как всегда, некстати, заговорила совесть – он стал первым со мной здороваться, спрашивать, как дела, а когда я занял первое место по кроссу и закрепился в сборной академии по лыжам, мы вообще стали чуть ли не корешами. Т.е. отношения не были близкими, как с тем же капитаном 1-го ранга, Рябухиным Владимиром Павловичем, нашим тренером по каратэ. Но мы с БА всегда как-то выделяли друг друга.

    Именно поэтому через год, за две до проведения очередного марафона он подошёл ко мне и сделал неожиданное предложение: «Вася, я себе к юбилею 45 лет решил сделать подарок – впервые в жизни пробежать 30 км, хотя до этого я был чистым теннисистом. Но понимаешь, мне одному страшно. И мне нужен кто-то для подстраховки, кто бы меня просто лидировал и привёл на финиш.  Мне наш начальник спортивной кафедры, подполковник Балин, кстати, МС СССР по лыжным гонкам, тебя порекомендовал – мол,  этим человеком можешь быть только ты».  Я сначала категорически этому воспротивился, т.к. убедился после первого пробега насколько это серьёзно и тяжело, тем более, без предварительных тренировок. Но БА прилип ко мне как банный лист: «Вася, да с твоей спортивной подготовкой, ты легко пробежишь эту дистанцию, а мне без твоей поддержки этот марафон не пробежать».

    В общем, я понимал, что это авантюра, что в этом участвовать НИЗЗЯ, но БА буквально меня заколебал заверениями о дружбе и моём долге как друга, что я сдался и дал согласие. Мне помогли быстро пройти ВЛК, сварганили заявку, и чуть ли не в приказном порядке доставили на старт. Тут мы были приятно удивлены, что в этот раз в марафоне впервые будут участвовать женщины. Это создавало особый колорит и способствовало настрою мужской части спортсменов на преодоление полной дистанции 30 км.

    Дело в том, что главная «изюминка» этого пробега состояла в том, что на рубеже 25 км стояла целая судейская бригада и куча автобусов типа «Икарус». И всех бегунов, кто отставал от первого спортсмена, более, чем на 30 минут, дальше бежать не пускали. Их брали под белые ручки, сажали  в автобусы и везли на Дворцовую площадь, там их в сторонке высаживали, и они вместе со всей толпой встречали тех, кто смог пробежать всю дистанцию. Это делалось, чтобы сократить  время перекрытия движения на шоссе Пушкин-Ленинград, а так же на улицах, ведущих на Дворцовую площадь.

    А побочный эффект – то, что вас лишали пробежать по дорогам славного Питера под гром оваций и восхищение зрителей. Самое сложное в этом процессе было то, что Вы не знаете время пересечения ленточки 25 км первым бегуном, а мобильных телефонов тогда не было, и соответственно, никто не мог подкорректировать темп вашего бега. Поэтому из себя приходилось выжимать всё, на что способен был твой уставший организм. И ещё нюанс лично для меня – первый свой малый марафон я бежал с однокашником Геной Самойловым, а Геннадий был «профи»  во всех этих делах. Мало того, что он определял скорость, с которой надо было бежать на том или ином участке трассы. У Гены было припасено несколько видов мазей типа змеиной-апизатрона, дихлофинака и прочих, которые надо применить до того, как судороги схватят ваши уставшие мышцы.

    Я таких тонкостей не знал, БА тоже. В итоге; он вообще ничего не взял, а у меня «фантазии» хватило лишь на простой вазелин и вьетнамскую «звёздочку». Как  же пришлось себя материть потом на дистанции за такую легкомысленную подготовку к пробегу.

                НА  СТАРТ

     В общем, получили с БА номера, пришпилили их булавками на майки, сложили штаны, куртки в специальный судейский автобус, который должен заранее привезти шматьё участников пробега на финиш, и за 10 минут до старта заняли свои места согласно номерам в общей кавалькаде мозахистов, кому покой в выходные  дни был «не по карману» - (смеюсь). В тот раз собралось более 1000 человек, из них были представители из разных стран, в том числе и капиталистических, типа Финляндии, а также к пробегу впервые допустили группу женщин, точнее, девушек, от 18 лет и старше. Их было более 30, все в трусиках, и располагались они метрах в 40 от нас впереди в общем потоке.

    Не сговариваясь, с БА сразу решаем внести коррективы в тактику бега, которую продумали накануне. Если сначала планировался медленный темп, а потом его плавное ускорение по мере разогрева организма, и дальше бег на пределе возможностей своего организма, т.к. никто не мог сказать, как и в каком темпе, первый бегун пересечёт рубеж 25 км. И нам надо было попасть в 30-минутное окно за ним. Иначе всё насмарку – тем, кого привозили на Дворцовую площадь на автобусе, никаких дипломов и значков не давали. Поэтому с БА решили, со старта сразу делаем рывок, догоняем девушек, бежим с ними в одной группе, а дальше «война план покажет».

     И вот прозвучал выстрел стартового пистолета, многократно усиленный микрофонами вдоль всей привокзальной площади, и кавалькада из 1000 бегунов тронулась с места. Мы, верные первоначальной задумке догнать девушек и потом бежать вместе с ними, сразу взяли высокий темп, не такой, как когда бежишь на 100 метров, но на 400-800 точно. Я понимал, что это неправильно, но спортивный азарт взял верх. Минуты через три мы догнали девушек, взяли их темп, и сразу ощутили, что он для нас высок. Мы и так сбили дыхание, их догоняя, организм и голос рассудка требовал передышки, но честь «мужиков» взыграла, и мы – «придурки» продолжали бежать в хвосте их группы.

    Кто же мог знать, что они профессиональные бегуньи, их потому и допустили к марафону, и каждая бегает на уровне 1-го разряда или КМС. Короче, минуты через две мы бездарно снизили темп и поползли как черепахи. Нас все обгоняли. Только минут через десять удалось поймать «второе дыхание» и прибавить темп.

         МУЖИК  И  БАБА  НА  «ВОЛГЕ»

    Стали и мы с БА обгонять некоторых бедолаг, кто, не рассчитав силы, взял со старта сразу высокий темп и теперь за это расплачивался, а я по совету друга Гены Самойлова всё искал группу, которая бы подошла нам по темпу и состоянию психологического комфорта. Да-да, уважаемые, вы не ослышались, именно, комфорта. Ну, насчёт темпа всё ясно, а «комфорт», - сказал Геннадий, - «ты сразу почувствуешь. Допустим, пристроился к группе, темп бега которой тебя устраивает, но они все бегут в кроссовках «Адидас», футболках от «Кутюр», и ты со своим затрапезным видом на их фоне просто бледно будешь выглядеть».

     А ведь хотя движение на шоссе Пушкин-Ленинград перекрыто, но несколько машин телевидения, «Скорой помощи», да и просто блатные с мигалками и спецномерами по трассе ездят. Вот и приходится учитывать, в том числе, и такие нюансы. Мы сначала прибились к одной группе, потом ко второй, но меня не устраивал их темп – угрозу не вписаться в 30-минутное «окно» за победителем, я всё время остро чувствовал.

     Поэтому получив от БА положительный ответ на вопрос: «Прибавить сможешь?», мы оторвались и от этой группы и устремились вперёд. Метров через 400 догнали очередную «стаю в полосатых купальниках», пристроились в хвосте и побежали вместе с ними.  Было это где-то на 15-ом километре. Я определил это по столикам с водой, квасом, лимонадом, которые стали попадаться нам вдоль дороги. Группа 8 человек, с нами 10, мне понравилась сразу. Все мужики нашего возраста и старше – видно, что бывшие спортсмены, но не из тех, чей зад от телевизора с диваном не оторвать. В общем, бежим, ноги, вроде, терпимо, я думал, будет хуже.

    Вдруг нас слева обогнала «Волга», потом она притормозила, подождала, пока мы её догоним, и поехала с одинаковой скоростью. Дверь справа приоткрылась, и мы увидели рядом с водителем вальяжную даму в шикарном манто бальзаковского возраста. (Я имею ввиду даму, а не манто, блин, грамотные вы мои). Так машина проехала рядом с нами пару минут, потом мадам, жалостливо так, произнесла: «Вань, а Вань, может, сядешь, а через 5 км опять побежишь? Ведь никто не увидит». Мужик, который бежал рядом со мной, не поворачивая головы, пробасил: «Тамара, спасибо, но нельзя мне. Я себя уважать потом не буду».

    Так проехали ещё около километра, и дама повторила предложение: «Вань, а Вань, на тебя жалко смотреть, садись, через два километра высажу, хоть отдохнёшь немного?» Мужик, опять не поворачивая каралик головы в сторону машины: «Да, пойми ты, Тамара, нельзя мне». Так мы пробежали ещё два километра, как мадам опять проканючила: «Вань, а Вань, ну сердце кровью обливается на тебя смотреть, тяжело ведь. Садись? Ты ж хоть и спортсмен, но бывший».

    «Пошла на х…, дура», - выкрикнул с придыханием мужик, и видно, сам испугался, как он послал на три буквы жену, которая из лучших побуждений хотела мужу помочь в преодолении дистанции. Тем более, если бы мужчина и проехал несколько км, то, скорее всего, этого никто бы не заметил. Во-первых, группы и одиночные бегуны растянулись по шоссе так, что были разрывы по 500-800 метров. А во-вторых, в беге после преодоления середины дистанции, 15 км, наступил тот период, когда каждый спортсмен погружается мыслями в себя. Ты оцениваешь своё дыхание, смотришь, болят ли у тебя ноги, надо ли терять время на питьё воды у очередного столика и т.д. Т.е. по сторонам мало кто смотрит.

   А вертолёт МИ-2 (милицейский или с кинооператором) над нами пролетал всего два раза. Видно, в основном, снимали и следили за порядком в начале всей кавалькады бегунов. А мужик, дама которого, хлопнув дверью, умчалась вперёд, резко сдал, сбавил скорость и безнадёжно стал отставать от нашей группы. Но «отряд не заметил потери бойца», мы побежали без комментариев дальше.

    На 22-ом километре у меня вдруг резко судорогой схватило правую ногу. Тем более, день этот выдался сырой и ветреный, Балтика всё-таки. Я резко остановился, и со словами: «БА, помоги», - достал из кармана трусов вьетнамскую «звёздочку», предлагая БА намазать мне ногу от щиколотки и вверх до бедра. Но у БА никак не получалось открыть баночку. Только я хотел предложить ему постучать ей об асфальт, что, как правило, помогало без проблем открыть «Звёздочку», БА вдруг выдал: «Вася, я не могу с тобой терять время. Мне надо срочно преодолеть рубеж 25 км. Так что я тебя после него подожду, а пока ты сам, голубчик, справляйся».

     С этими словами он вернул мне баночку, развернулся ко мне задом и затрусил по дистанции в сторону Ленинграда, пригороды которого уже начали стоять вдоль дороги. «Да, в столовой друзей нет», - только и успел подумать я, глядя вслед удаляющейся спине БА. Встала дилемма, что делать дальше? То ли пытаться открыть «Звёздочку» и с её помощью привести ногу в рабочее состояние. Или ковылять так, в надежде, что нога разработается, и судорога сама пройдёт? Я выбрал второй вариант.

                НЕОЖИДАННАЯ ПОМОЩЬ

     Собрав нервы в кулак, ковыляя на левой ноге, и волоча за собой правую, я стал медленно двигаться  в сторону 25-го километра. Меня постоянно слева и справа обгоняли бегуны, в группе и одиночно, но никто внимания не  обращал на одноного калеку. У меня же в голове билась мысль: «Хоть бы дежурная «Скорая помощь» не попалась, которая курсировала вдоль трассы, подбирая «трупы» и тех, кто уже не мог бежать». Вдруг я почувствовал на плече чью-то дружескую руку, и приятный мужской голос с участием спросил: «Что судорога?»

     «Да, на правой ноге», - ответил я, повернувшись в сторону мужика, который остановился ради меня. Сначала я увидел пронзительные голубые глаза, и сразу вспомнил одного из своих инструкторов по горным лыжам на военной турбазе «Терскол» - Элеонору С. У неё был такой же участливый взгляд, когда я, не рассчитав скорость, улетел на скалы. Она помогла мне встать, притащила мои отстрелившие лыжи, и потом ползла со мной вниз по Чегету до медпункта, где постоянно дежурил врач с рацией и медсестра. Кстати, мы потом подружились, и от неё я узнал, что за то, что она обладает сильнейшим влиянием гипноза, состоит на строгом учёте в КГБ, и должна им докладывать о всех своих передвижениях.

    После глаз я рассмотрел мужика всего – русые волосы, впалые щёки - поджарый  мужчина в возрасте явно за 60. Чистая, стиранная футболка, спортивные трусы, полукеды с шерстяными гольфами – всё выдавало в нём бывшего спортсмена. Мужчина достал из заднего кармана полиэтиленовый пакет с какой-то желтоватой мазью, жирно смазал ей руки и принялся массировать мою правую ногу. Делал он это очень профессионально, и уже секунд через 20 судорога ушла. Мой неожиданный помощник, закончив массаж правой ноги, перешёл на левую, а когда и её привёл в порядок, произнёс: «А теперь вперёд».

    Мы побежали, сначала медленно, потом ускорились, насколько позволяло моё состояние. Мужик же, видя, что я вполне справляюсь сам, произнёс: «Борись до конца, я же побегу своим темпом, который у меня на последней трети дистанции намного быстрее, чем вначале». И он, как будто включил не «второе», а даже «третье дыхание», стал резво отдаляться от меня.

                ФИНИШ

    «Спасибо, Удачи!!!» - прокричал я вслед, преисполненный самых тёплых чувств к незнакомому мне человеку, но, пусть на миг, ставшему родным. Добежал я до 25-го километра, сразу уточнил, сколько времени у меня в запасе? Мне ответили: «Через четыре минуты начнём отсекать и сажать в автобусы». Я спокойно выпил стаканчик яблочного сока, зажевал его бутербродиком с сыром, и взяв ноги в руки, бодро затрусил дальше. Хотя всё тело и ноги налились усталостью, но я точно знал, что теперь добегу. Тем более, дистанция пошла по городским улицам, где было много зрителей. Большинство приветствовало спортсменов взмахами рук и аплодисментами, некоторые же кричали: «Давай парень» или просто: «Хоп-хоп-хоп», как обычно подбадривают лыжников на трассе.

    Вдруг я услышал: «Вася, давай, а ты чего БА так отпустил? Он впереди около километра». Я обернулся на возглас, узнал моряка Юру с женой, с которым вместе целый год ходили в секцию каратэ. Блин, я уже, занятый своими внутренними переживаниями, как-то забыл про БА, и про то, как он меня бросил, а тут обида разгорелась с новой силой. Тем более, он уже, наверно, финишировал и счас чаем или кофием наслаждается. Каково же было моё изумление, когда за полтора км до Дворцовой площади я узрел БА, который стоял справа на обочине проспекта, и скрючившись, со страдальческим выражением лица, взывал ко всем пробегающим бегунам.

    Я подумал, что примерно также обращался к прохожим Киса Воропьянинов из «12 стульев»: «Господа, месье, подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной Думы на пропитание. Я не ел шесть дней». Но все с безразличным выражением лица пробегали мимо, по принципу «На 4-ом развороте друзей нет». Отвернув морду лица в сторону, я хотел сделать, что его не замечаю, но неожиданно, и как всегда некстати, во мне вдруг включилось слово «совесть». Я подошёл к БА со словами: «Что, совсем плохо?» Боже, как же он, бедолага, мне обрадовался: «Вася, я знал, что ты меня не бросишь и ждал твоего появления. Судороги на обеих ногах». Блин, про то, что он меня оставил в таком же положении, как видно, у него из памяти уже выветрилось.

    Но я не стал давать волю сентиментам, быстро набросился на его ноги и стал делать массаж, которым реанимировали меня ещё пол часа назад. «Вася, всё, я могу бежать, отпустило», - и мы взявшись под руки резво поканали в сторону финиша. Тут вдруг наступил какой-то спад в самочувствии у меня, видно, тот резерв сил, который вложил в меня тот мужик-ветеран, ушёл на массаж БА, и я стал чувствовать, себя как выжатый пузырь. Сразу вспомнилась песня, которой себя и меня подбадривал корефан Генаха Самойлов во время прошлогоднего пробега: «Бл…ю буду, не забуду этот паровоз, что по тундре, что по тундре нас всё вёз и вёз…»

    Сразу стало как-то легче. Я, сжав зубы, крепче ухватился за БА, и мы помогая и поддерживая друг друга, выбежали на Дворцовую площадь, где под аплодисменты зрителей пересекли линию финиша. А потом была русская баня с веничком, семь бутылок сухого вина на рыло – (шутка, в которой есть доля шутки), воспоминания прикольных моментов марафона, включая мужика и его дамой в «Волге», а также извинения БА: «Вась, ты ж понимаешь, не мог я возле тебя время терять. У меня ж юбилей, 45 лет, мне этот памятный значок обязательно получить надо». На что я совершенно искренне ответил ему словами Высоцкого: «Я зла не помню, я опять его возьму». Главное, что мы добежали, не дрогнули…

    И сейчас, такие воспоминания в моём положении не ходячего инвалида-колясочника помогают мне в каждодневной борьбе за жизнь. Будем жить !!! А закончить сей рассказ о самом авантюрном марафоне в биографии половника мне хочется словами песни Валерия Бокова «Намастэ». Дело в том, что всех, кто поднимается по тропе в сторону Эвереста, спускающиеся вниз шерпы приветствуют складыванием рук в положение намастэ, и там в Гималаях это означает значительно больше, чем наше «Здравствуйте или английское Хеллоу», хотя бы потому, что мы разучились их говорить незнакомым людям, разве что в деревенской глубинке остался этот обычай, а в горах Непала и Индии это говорят всем. И истинный смысл этого ритуала означает Я ПРИВЕТСТВУЮ В ТЕБЕ БОГА !!!

  Олег Митяев  НАМАСТЕ

 Мы вдвоем с товарищем не спали,
Мы курили тихо на веранде
И зачем-то долго и подробно вспоминали
Наш последний сплав по Марсианди,
Теплые ночевки у порогов,
Неба планетарное движенье
И мою царицу, заскучавшую немного,
По столице и по возвращеньям.

Вспоминалась еще дорога,
Где тебе говорит любой:
"Я приветствую в тебе Бога, повстречавшегося со мной!" (2 раза)

Шапки Анапурны, словно сахар,
Высились над молоком тумана.
Было ясно, что царицу и тибетский знахарь
Не излечит от самообмана.
Розовые мягкие ладошки
С розовыми лучиками пальцев
И еще глаза в картине ночи, как у кошки,
От тебя и слуг твоих, непальцев.

И кончалась когда дорога
У бамбукового огня,
Я приветствовал в тебе Бога, обнимающего меня. (2 раза)

Буйвола с прижатыми рогами,
Будто бы от страха или ветра,
На прощанье тонкими ты трогала руками,
И печали не было заметно.
Ты - обыкновенная царица,
Мне пора, как прежде, возвращаться,
Ну а что в душе у нас у каждого творится -
И проводникам не догадаться.

Перед нами опять дорога
От порога большого дня,
И я приветствую в тебе Бога, отпускающего меня. (2 раза)

Мы вдвоем с товарищем не спали,
Мы курили тихо на веранде
И зачем-то долго и подробно вспоминали
Наш последний сплав по Марсианди.

И воды утекло немного,
У царицы теперь другой,
А я приветствую в тебе Бога, выпивающего со мной. 2 раза
                https://pesni.guru
  https://pesni.guru/text/олег-митяев-намасте

  Фото в начале опуса – полковнику Чечелю досталась майка под №29. 

   П.С. Рецензия на «Малый марафон Пушкин-Ленинград» (Полковник Чечель)

    Приветствую, дорогой друже! Во-первых, отличная повесть. Я бы сказал, повесть о Духе и Воле к победе. Читал и видел твоё лицо и лицо Ирины с той нашей памятной для меня встречи. Нет я не был таким "многостаночником", как ты, но что-то похожее, конечно есть. В детстве ходил в секцию бокса и силовой акробатики, потом увлёкся настольным теннисом. Работая в Дистанции сигнализации и связи Ж/Д, постоянно участвовал в чемпионатах Ж/Д по волейболу, футболу, народной гребле и дисциплинам на значок ГТО. Но мои успехи - пигмейские в сравнению с твоими. Вот, откуда в тебе такая воля к победе! Ты - Победитель!

Две недели назад мы схоронили большого друга моей дочери Вальку Ложкина. По духу он - твоя копия. Экстримал, каких мало - альпинист, скалолаз, путешественник, крутой байкер, промышленный альпинист, спасатель................................ По нелепой случайности Валька разбился на скользкой трассе в свои 34 года. Посвятил ему реквием http://www.proza.ru/2020/01/30/1740

Кто-то пробурчит, дескать, сам напросился, нечего было гонять и прочее, но мы-то с тобой хорошо понимаем, что есть люди, которые не могут жить без риска и желания преодолеть себя. Ты, Васильич - один из них! Живи долго, насколько позволит судьба и знай, что на берегу Средиземного моря есть человек, который тебя очень уважает и гордится тобой.
Мысленно обнимаю вас с Ириной.
Ваш Владимир.
                Владимир Пастернак   22.02.2020