Плавно Амур свои волны несёт...

Евгения Козачок
http://www.youtube.com/watch?v=Lj2v7CNiQ_g

Прожив немало лет и вспоминая прошлую жизнь, я непременно ловлю себя на мысли, что человек постоянно возвращается к тому моменту, когда был самым  счастливым. И чем старше становишься, тем эти воспоминания приходят всё чаще и чаще. Собираемся с подругами на посиделках, и каждый говорит о своём, о том, что дорого сердцу и не покидает на протяжении всей жизни. У Людмилы, например самые светлые воспоминания детства – кукла, которую подарила ей бабушка, Она и сейчас с куклами не расстаётся и старается их одевать так, как ту, любимую – Настеньку.

Мои же воспоминания связанные с песней «Амурские волны». Она же была и моей колыбельной, Мама пела мне: «баюшки, баю...», а папа убаюкивал меня своей любимой фронтовой:

Плавно Амур свои волны несёт,
Ветер сибирский им песни поёт.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна...

Под «тихий шум волн» я засыпала быстрее, чем под другие колыбельные. И, конечно же, первым моим «творческим выступлением» в детском садике – это декламация песни, так как петь у меня пока не получалось. А так хотелось!  И я всё чаще стала подпевать папе, который пел эту песню и во время работы по дому.  В доме все затихали, если звучал по радио мужской хор исполняющий «Амурские волны». Это было так захватывающе и величественно, что я считала, что лучше этой песни и быть не может, так она была дорога моему сердцу.  Папа, полюбив эту мелодию, словно на генном уровне, передал её мне.
 
Мне было лет десять, когда я впервые увидела на маленьком экране телевизора женщину с аккордеоном, исполняющую нашу с папой песню. Я замерла у экрана и, боясь даже дышать глубоко. И папа притих. А песня

звучала -  http://www.youtube.com/watch?v=Lj2v7CNiQ_g

 А потом она окончилась, женщина ушла со сцены и мы с папой «дуэтом» выдохнули: «фу-у-у-ф...»

- Ничего себе, -  сказал папа, так душевно исполненную мою песню, да ещё женщиной, я услышал впервые. Считал, что это наша мужская военная песня. А ты доця, услышала, как пела эта женщина!

- Услышала, - ответила я, всё ещё ощущая приятное волнение в груди.

Потом оказалось, что песня в исполнении женщины, осталась не только в моей душе,  а и в голове так прочно укрепилась, что я и днём и ночью думала об аккордеоне и том, что хочу петь и сама себе аккомпанировать.  Поделилась своей мечтой с папой.

- Ну, ты дочурка, здорово удивила, но мечта мне твоя понятна. Чувствую, что предстоит отбиваться от маминой атаки. Но ничего, нам не впервые с тобой преодолевать препятствия. Прорвёмся!

Прорываться пришлось около трёх лет – копили деньги на покупку аккордеона.
Когда родители купили и показали его мне, я думала, что у меня сердце от счастья разорвётся!  Не могла насмотреться на его перламутровые блестящие украшения, и  с нежностью поглаживала двадцать шесть клавиш на правой клавиатуре.

Папа поставил мне его на колени, помог справиться с ремнём. Я прикоснулась пальцами к клавишам, растянула меха, и вместе со звуком улетела ввысь - мечта осуществилась!

С этого момента меня интересовал только аккордеон.  Пела до самозабвения, закрыв глаза. Выходила на улицу, садилась на лавочку под тенью вишни, и мои друзья бежали на чарующий звук аккордеона даже с самых дальних домов нашей улицы. Гладили его руками, садились вокруг лавочки на корточки и слушали всего несколько аккордов похожих на мелодию «Амурские волны».

Поскольку у нас в селе не было музыкальной школы и не у кого было учиться игре на таком инструменте, папа поехал в город и купил мне самоучитель игры на аккордеоне. Нот песни «Амурские волны» в этом самоучителе не оказалось, А я хотела петь только её и так, как пела та женщина с экрана телевизора. И я пела её, а бабушка, мама и папа сидели рядышком напротив меня и слушали подобранную на слух мелодию нашей семейной песни. Бабушка почему-то часто вытирала платочком глаза, мама вздыхала, и только папа мне улыбался, подбадривая:

- Ничего доченька, научишься красиво играть так, как и петь – задушевно.

Но жизнь распорядилась иначе. Заболела бабушка. Сделали две операции, предстояла третья в столице.  Не расплатились с долгами ещё за предыдущие операции, а необходимо было снова занимать. И я сказала папе, чтобы он продал аккордеон. Сумма эта конечно не спасала от новых долгов, но всё-таки было какое-то подспорье. Больше я не играла, но песня была в моём сердце всегда.
 
...Через много лет, поехала к сыну в Одессу и снова встретилась с песней моего детства – прошлась по улицам города, по которым когда-то ходил её автор\- композитор Макс Авельевич Кюсс. Узнала, что по приказу немецкого меломана, Кюсса отвезли в одесскую каменоломню и там заживо сожгли потому, что он сыграл нацистский гимн «Хорст вессель» в миноре и синкопировано так, что даже не смыслящий в музыке человек не мог не угадать в этом откровенное издевательство.

Я в детстве не научилась играть его «Амурские волны». Зато её играют и поют мои внучки, которым я купила пианино и водила в музыкальную школу с первого класса.

А недавно, на мой 70-летний юбилей, дети подарили мне аккордеон и внучки учат меня нотам и играть на нём.

…Я закрываю глаза, перебираю клавиши аккордеона, тихо пою...
И слышу не свой голос, а папину колыбельную, вижу бабушку, маму, наш дом, подворье и своё счастливое, неповторимое детство, так тесно связанное с песней «Амурские волны»...

***
Авторы песни:
Музыка Марка Кюсса
Слова К. Васильева, С. Попова
"Плавно Амур свои волны несет"

***
Фото из Интернета. Спасибо автору этого фото!