Гримасы демократии-17 - Вперёд, к самодержавию!

Александр Белислав
Александр Сергеевич Пушкин в своё время мечтал о временах, когда на "обломках самовластья" напишут имена борцов за равенство и социальную справедливость. С тех пор много воды утекло, и правителей поменялось... Вот и демократию капиталистического государства притащили нам во двор, с её гримасами, но и от неё норовят проторить дорогу... опять к "самовластью".

Президент предложил ввести в Конституцию РФ норму: "Государственный совет". Знакомое сочетание - Государственный совет (ГС) уже существовал в царской России в 19-м - начале 20-го веках. Это был Совет при Государе. В Русском музее картина есть. Теперь предлагается его конституировать при государстве "Российская федерация". Пока - только сочетанием слов, как понятием. А каков будет его конкретный статус? Ныне сие терра инкогнита.

Две справки из Интернета:

1. "О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году[1].
Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским в рамках либеральных реформ начала XIX века. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812—1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802—1906 годы в Госсовете состояло 548 членов."

Итак, ГС - примета российского самодержавия, решившего поиграть в дозированный либерализм, высочайше пожелав советоваться с несколькими десятками уважаемых лиц  империи, причём это их отличие определяло само самодержавие.
Замените "император" на Президент, а "дворяне" - на губернаторы, и вот  вам почти Конституция РФ с предполагаемыми поправками.

2. "Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Государственного совета является Президент России.
Членами Государственного совета являются Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшие должностные лица — руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
По решению Президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц — руководителей высших исполнительных органов государственной власти — субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.

О рабочих группах Государственного совета

Согласно распоряжению Президента от 27 декабря 2018 года, в рамках Государственного совета созданы 16 рабочих групп по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Образование и наука», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы» и «Энергетика».
Рабочие группы создаются в целях обеспечения подготовки материалов по вопросам, которые будут рассматриваться на заседаниях Государственного совета и его президиума."

Итак, параллельное правительство, да и только. При этом голоса членов ГС всего лишь совещательные. Окончательное решение принимает самовластно Президент. Чем не Государь?

Для простого гражданина, следящего за политическими событиями в стране, федеральная власть проявляется так:
Дума+СФ=Федеральное собрание - конституционная выборная законодательная власть.
Президент - конституционная выборная исполнительная власть, утверждающая законы для исполнения. Эта власть осуществляется непосредственно Указами Президента, через Постановления Правительства, через влияние Администрации Президента, готовящей, например, нацпроекты. Исполнительная власть собирает в необходимых случаях Государственный совет РФ, как совещательный орган при Президенте, Совет Безопасности РФ для силовых ведомств, с тем же статусом. Совещательными органами   полностью распоряжается Президент, в том числе их составом. Например, волевым решением Президентом введена, специально для отставленного премьера Д. А. Медведева, совершенно новая должность в Совете Безопасности РФ - заместитель Председателя совета, каковым является сам Президент. Получилась своеобразная должность не предусмотренного Конституцией квази вице-президента (реально могущего ("тандемно") заменить  президента в чрезвычайных ситуациях) в органе, объединяющем, по факту, всех силовиков и концентрирующем высшие государственные тайны о реальной обстановке в стране, органе, как центре силы и оперативных решений. Чем не частное проявление самодержавия?

Президентом предлагается добавить ещё одну конституционную власть, но уже не выбираемую, Государственный совет (ГС). Многие его члены войдут по должности, в том числе все губернаторы, а остальные будут назначенцами Главы совета.

Кто же будет Главой ГС? С какими правами? Остаётся только гадать...

Если опять Президент, как, по факту, главный российский руководитель,
то произойдёт неприемлемая сверх концентрация личной власти, сродни самодержавию. Такой супер Президент после 2024 года в личном плане даже не просматривается. Управление страной в таком "одноручном" варианте будет крайне  неэффективным - нельзя объять необъятное, да и на любой вершине власти люди тоже стареют и теряют работоспособность. Возникает соблазн для правящей элиты подменить реального человека искусственным интеллектом с периодическим показом живого правителя (или его двойника). Такой стиль управления напоминает (конечно, осовремененный) тип управления иудейской Хазарии, разгромленной князем Святославом (вот, думаешь, новое, а было уже... - по Экклезиасту). Этому весьма способствует и единоличное президентское назначение премьером именно М. Мишустина, отличившегося в цифровизации фискального налогового ведомства.

Если некий "национальный лидер" (как в Казахстане елбасы), каковым уже иногда называют действующего Президента В.В. Путина, избранного на его крайний срок в марте 2018 года, то конституционно избранному следующему Президенту оставят после 2024 года, возможно, лишь почётные и представительские функции, да внешние политические визиты, а вся полнота реальной власти в РФ перейдёт к Главе ГС. И это уже будет полным и пожизненным самодержавием, где остальные ветви власти, пропитанные однопартийностью Единой России, будут играть лишь подсобную роль.

Таким образом, введение ГС в Конституцию представляется судьбоносным шагом для страны, и этот шаг нельзя делать по прихоти одного человека, хотя бы и Президента, замаскированно, в пакете других малозначимых, хоть и привлекательных чем-то, или даже значительных, поправок - все они прикрытие, туманная завеса для главного изменения - введения ГС. Характерно, что во всех публичных обсуждениях предлагаемых поправок ГС явно стараются не упоминать. Однако ГС может стать конституционно надёжным запасным аэродромом с фактической верховной властью для рокировки с президентской должности по истечению текущего срока полномочий, причём без  оценки содеянного пожизненно. Для этого на должности Председателя ГС должен заранее появиться надёжный преемник президента. Не исключено, что всё тот же Д. А. Медведев, по крайней мере, сначала, для тестирования общественного мнения.
Очевидно, что по этому важному для будущего страны вопросу нужен именно Референдум с обозначенной в Конституции явкой и голосованием, дающими реальную легитимность такому решению! Планирующееся всероссийское голосование по всему пакету поправок в пакете будет не более, чем организованный партией "Единая Россия" и ОНФ с волонтёрами "одобрямс" принятому единолично Президентом решению.
Иначе это будет выглядеть, как произвол правящей партии, использующей, во вред народу (ибо время - 30 лет - ясно показало, что избранный ею либеральный путь не приводит к развитию, а порождает неравенство и обнищание), своё конституционное большинство, тоже добытое с использованием  лукавых выборных законов и процедурных уловок, например, по датам голосования.

Что касается Президента, то его внутренняя политика показывает, что он с упорством, достойным лучшего применения, придерживается 20 лет именно либерального (от Гайдара и Чубайса) курса Единой России, плодя долларовых миллиардеров, жирующих на приватизации недр и плоской шкале налогообложения (что эквивалентно ограблению народа и страны), а также применяя коррупционную методу национальных проектов, с ожидаемыми внешними инвестициями, вместо  стратегического планирования капиталовложений из бюджета страны на комплексное развитие экономики с потенциалом самодостаточности, а не на отдельные "яркие достижения" и стройки инфраструктуры, как было за все прошедшие годы. При этом игнорируется и объявляется популистским мнение оппозиции по созданию коалиционного правительства народного доверия, имеющего ясную альтернативную программу развития, наполнения бюджета и преодоления кризиса экономики, ведущего к вопиющему неравенству и нищете в стране.

Предыдущая гримаса демократии - http://www.proza.ru/2020/02/09/1411