Холодная ночёвка

Ашот Левонян
«Это ночь кончится когда-нибудь?», - спрашивал каждый из нас, лёжа в холодной палатке на Восточной вершине Арагаца (3910м).

28 мая 2005 года, в день Первой Республики, в Армении отмечали 1600-летие создания армянского алфавита. В этот день должно было состояться открытие уникального памятника – Сквера Алфавита на склоне самого высокой горы Армении – вулкана Арагац (4090м).
Во многих странах мира есть памятник одной букве, но редко где можно встретить памятник всему алфавиту.
Армянский алфавит был создан монахом и учёным Месропом Маштоцем в 405 году. Маштоц придумал 36 букв, которые полностью соответствуют фонетике армянского языка. После своей смерти в 440 году Маштоц был причислен к лику святых Армянской Апостольской церковью.
Но организаторы этого мероприятия не ограничились лишь открытием памятника: было решено организовать всеармянский хоровод по всему периметру вокруг Арагаца. А это целых 160км!
За каждой школой, вузом и предприятием республики были закреплены пронумерованные участки, куда их организованно должны были привезти автобусы. Но этого тоже показалось мало: кому-то в голову пришла замечательная идея поднять альпинистов на все четыре вершины Арагаца, чтобы они салютовали по случаю этого знаменательного мероприятия.
Съёмочная группа со специального вертолёта должна была сверху заснять этот красочный и торжественный залп.
Нашей группе доверили подняться на редко посещаемую Восточную вершину. Утром 27 мая мы на уазике поднялись к ночёвкам под Восточной вершиной. Установили палатки, и в два часа дня начали восхождение: салютовать мы все должны были в десять вечера.
Нас было шесть человек, и самым старшим был наш тренер Степан Мурадян – на тот момент ему было 76 лет! Погода была хорошая, светило солнце. Через семь часов подъёма мы стояли на Восточной вершине. Мы видели, что на всех остальных трёх вершинах тоже стоят люди.
Ровно в 22 часа, получив команду по рации, мы все начали запускать ракетницы. Было незабываемое зрелище!
Но вертолёт, издали помахав нам крылышками, улетел, так и не приблизившись к нам. Как потом оказалось, из-за надвигающейся непогоды воздушные потоки над Арагацем стали неблагоприятны для полёта, и пилоты решили не рисковать.
Как обычно бывает в горах, стемнело очень быстро. Но, кроме этого, началась снежная пурга и резко похолодало до минус десяти градусов.
Мы, как и все остальные группы, планировали спуститься к палаткам, но спуск по острому скальному гребню в такую погоду стал слишком опасным. Пришлось заночевать на вершине в палатке, которую один из ребят взял «на всякий случай»: ни спальных мешков, ни ковриков у нас не было. Мы вшестером втиснулись в палатку, прижавшись друг к другу. На ноги надели наши рюкзаки.
Спать было нельзя – мы бы попросту замерзли. Часа через два я почувствовал, что замерзло правое плечо. Потрогав его, я понял, что оно мокрое: своим теплом я растопил снег под палаткой и теперь лежал в луже. Сначала думал повернуться на другой бок, но потом решил, что пусть хотя бы левое плечо останется сухим.
Иногда впадал в забытьё, но каждый раз быстро просыпался от очередного взрыва хохота: директор Армянского клуба альпинистов Ара Нерсисян всю ночь без перерыва травил анекдоты и рассказывал смешные случаи, не позволяя никому заснуть.
Когда в шесть утра рассвело, и первые лучи солнца попали на палатку, мы быстро выползли из неё и буквально побежали вниз. Очень скоро все согрелись под горячими лучами солнца, и с огромным удовольствием сняли с себя тёплые куртки.
К хороводу мы не успели. К сожалению, выяснилось, что замкнуть его не удалось – к Скверу Алфавита приехал президент Армении, и народ с других участков пришёл посмотреть на президента…

Арагац. Восточная вершина - вторая справа.
Фото автора.