Последняя иудейская принцесса

Наталья Швец
Соправители Агриппа и Береника, о которых в Книге Деяний апостолов написано, что они присутствовали в Кесарии на суде над апостолом Павлом, оказываются в трудном положении. С одной стороны наглые римские наместники, с другой стороны - иудеи, которые хотят поднять восстание против правителя.

Постоянно вспыхивающие очаги сопротивления наемники жестоко подавляют, что приводит к новым конфликтам.

Наивысшего апогея противостояние достигает в тот момента, когда в Иудее появляется новый римский наместник Гессий Флор.

Римский историк Иосиф Флавий так сказал о нем: «В своей жестокости он был беспощаден. В своей наглости — без стыда». Он действовал довольно просто — грабил и устраивал постоянные конфликты между греками и иудеями. Считается, что именно Гессий Флор стал идеологом первого в истории еврейского погрома, когда за одну ночь греками было вырезано половина еврейского населения города. Случилось это в 59 году.

Тех, кто уцелел, с позором выгнали из города. Люди попытались обратиться за помощью к Флору, а он не стал разбираться и бросил заявителей в темницу. Но и это еще не все! Совершенно обезумевший от жадности наместник, приказал выдать ему из казны Храма 17 талантов золота, что составляет около 650 кг.

Естественно, подобное требование вызвало гнев у народа, в том числе и у тех, кто до сей поры выступал на стороне Флора.. Ибо Храм был священен для всех. Узнав о требовании наместника, возмутились даже фарисеи, постоянно призывавшие заключить мир с Римом.

Некоторые зачинщики, сейчас их бы назвали оппозиционерами, начали выкрикивать оскорбления в адрес римского наместник и принялись обходить дома с просьбой подать милостыню для несчастного бедняка Флора.

Когда ему об этом сообщили, он буквально обезумел от гнева. Его глаза налились кровью и он, ничего уже не соображая, приказал немедленно ограбить район, где жили богатые евреи. И тогда все взялись за оружие, заняли оборону и не дали подойти к Храму.

Не ожидавший подобного сопротивления, Флор испугался и поспешно бежал в Кесарию, оставив после себя почти четыре тысячи погибших...

В царя и царицу летят камни

Царь Агриппа и его сестра Береника прекрасно понимали, что подобное противостояние приведет страну к катастрофе. Ибо Рим не знал меры, когда принимался подавлять любое сопротивление. Поэтом правитель отправляется в Иерусалим. Наивный Агриппа надеется, что у него получится уговорить народ успокоится. Сама Береника отправляется на переговоры к Флору.

Дабы разжалобить наместника, молодая женщина в знак великой печали от случившегося бреется наголо, одевает простое платье и босиком идет к Флору. Обычно так делали простые просительницы, когда желали разжалобить господина. К слову, практически всегда у них это получилось. Но, видимо, у Фрола совсем не было сердца. Ибо он просто выгнал царицу…

У иудейского царя имелся только один выход - отправить верных людей к императору Нерону, который в тот момент находился в Греции, и попросить у того помощи. При этом Агриппа сильно рискует — всем известно, что отвлекать тирана-самодура от развлечений небезопасно для жизни. Но у него нет выхода: следует спасать страну. Тем более, что в Храме уже отменили ежедневные жертвоприношения во славу римского императора. Последнее означает лишь одно - катастрофа не за горами.

Пока миротворческая делегация находится в дороге, Агриппа предлагает Беренике вместе с ним выйти к народу и попытаться уговорить разойтись. Кстати, это прежде всего говорит о том, что брат и сестра отличались храбростью. Не каждый решится выйти к обезумевшей толпе, которая ничего не желает слушать. Однако в ответ на все увещевания в адрес правителей несется лишь одно: «Римские прихвостни!».

А потом и вовсе начинают лететь камни... Агриппе и Беренике ничего не остается, как бежать из города, ставшем центром восстания.

Голод и пожары охватили Иудею

Надо сказать, что Агриппа в отличии от своей сестры был довольно слабохарактерным человеком и легко поддавался приступам паники. Чего нельзя было сказать о Беренике, никогда не теряющей самообладания и умеющей найти выход в любой ситуации.

Она пишет письмо римскому легату Цестию. Довольно долго он находится в раздумье, но когда Агриппа, скорее всего по совету мудрой сестры, отправляет ему армию в три тысячи солдат, довольно быстро принимает решение и наводит порядок в нескольких иудейских городах. На короткий миг создается впечатление - покой пришел в Иудею.

Но это все временно. Достаточно одного неосторожного слова или взгляда, чтобы все вспыхнуло вновь. Ситуация складывается настолько серьезно, что даже Нерон понимает — пришла пора действовать. Он отвлекается от утех и отправляет в Иудею своего полководца Веспасиана с сыном Титом.

Художник Василий Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста.