Нынешняя антизападность России объясняется «консервативными православными идеями» (К.Бильдт), избавившись от которых наша страна перестанет быть инородным телом в мире "цивилизованных" стран (в качестве кого – мы не будем говорить, это стало понятно еще в девяностые годы), и в Старом Свете установится мир и порядок. Нам, россиянам, нет желания конфликтовать со своими западными соседями, поэтому придется оценить смысл ожидаемого отказа от православных идей. Но в чем они, эти православные идеи, состоят, где их можно найти?
Как известно, православие – одна из ветвей христианства, поэтому поищем не православные, а христианские идеи, иными словами – продуманную цель деятельности человека, и способ её, этой цели, достижения.
Возможность обретения царствия небесного человеком - это и есть главная идея христианина.
Обосную свой вывод.
Христианство появилось благодаря Иисусу из Назарета, небольшого городка в Палестине. Здесь, на территории провинции Римской империи - Иудейского царства – произошли события, до сих пор влияющие на жизнь нашей планеты.
Две тысячи лет назад жизнь царства под властью ставленника Рима - префекта Понтия Пилата и иудейских вождей - была нарушена проповедями Иисуса, говорившего, что он Сын Божий, и послан Отцом сообщить, что Господь покровительствует любому человеку независимо от того эллин он или иудей. Это уже было недопустимым для иудеев святотатством, но еще более возмутительными были утверждения о том, что уверовавших в Бога, исполняющих Его Законы ожидает царствие небесное.
Такие проповеди вселяли надежду на лучшее будущее бедным и обездоленным людям в Галилее и Самарии, но очень не нравились религиозным евреям в Иудее. В Иерусалиме, центре иудаизма, куда в конце концов и пришел Иисус, и завершилось Его миссионерство. Посягнувшего на монополию иудейской веры проповедника арестовали, под давлением религиозных вождей судили, и приговорили к распятию на кресте - позорной и мучительной, применявшейся к ворам и убийцам казни. Заведомо несправедливый приговор - Иисус не был ни вором, ни убийцей - был исполнен на холме под названием Голгофа.
Казалось, со смертью возмутителя спокойствия к удовольствию властей будет покончено и со всякими крамольными идеями, и надеждами на лучшее будущее.
Но случилось невероятное. Спустя три дня закрывавший вход в пещеру-могилу тяжелый камень был отодвинут, могила Иисуса оказалась открытой, а Иисус исчез! И это при том, что тело погребенного охраняла специально назначенная стража. Тогда и вспомнили, что Иисус говорил и о будущей своей земной смерти, и о последующем воскрешении. Действительно, Иисус уже после своей земной смерти общался со своими учениками (апостолами), были другие видевшие Его люди.
Весть о произошедшем вернула людям погасшую было надежду: если был воскрешен Иисус – значит, он не обычный человек, а действительно - Сын Божий, и обретение жизни после земной смерти существует! Теперь Иисус получил второе имя - Христос (Христос – Мессия, Посланник), а уверовавшие в Него, Иисуса Христа, обрели главную цель своей жизни – царствие небесное!
Однако не повторение религиозных преданий наша цель, а необходимость понять все, что может обеспечить достижение этого заветного "царствия небесного". Где они, эти идеи?
Вновь возвращаемся к событиям прошлого, истории христианства. Как понимают свои идеи верующие, и каким образом они касаются жизни тех, кто в Бога не верит?
После земной смерти Иисуса Христа его ученики – апостолы, рассказывая о судьбе своего учителя, создавали ячейки адептов новой веры вначале в Палестине, а затем и в других частях Римской империи. Началось оформление основ христианства. Богословы еще в IV –VIII веках, изучив все письменные источники, и прежде всего Ветхий Завет и Новый Завет, установили догматы (не подлежащие пересмотру нормы) христианства. Не словесное почитание Бога, а готовность жить по Божиим Законам,Его Заповедям были сутью этой Веры. Сказал ведь Иисус, что Он пришел не для того, чтобы упразднить Закон, а чтобы исполнить. Вообще-то они были даны Моисею, еврейскому пророку, но сохранили свое значение и для христиан.
Вы не забыли, что смысл наших размышлений – понять, что задумал Запад сделать в России? Избавить нас от влияния консервативных православных идей, только это заставляет меня напомнить эти нормы - Десять Заповедей. Чтобы уяснить, от чего нас хочет избавить Запад.
Приведу текст Заповедей с некоторыми не принципиальными сокращениями:
Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов; Не делай себе кумира, не поклоняйся им и не служи им; Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; Шесть дней работай, а субботу отдай Господу; Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле; Не убивай; Не прелюбодействуй; Не кради; Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; Не желай дома, не желай жены ближнего твоего ничего, что у ближнего твоего.
Теперь становится понятна суть христианских идей: вера в возможность обретения человеком царствия небесного путем его земной жизни по Заповедям!
А теперь подумаем, как их воспринимать неверующим,а таких среди читателей, подозреваю, большинство. Уверен – с одобрением, только откровенный злодей не захочет жить в обществе, где есть запрет убивать, красть, обманывать, присваивать чужое. А Заповеди явно религиозные, с упоминанием Бога, разве влияют на жизнь современного общества?
Но вот такая деталь: Запад не против православных = христианских идей, ему не нравится только консервативное их понимание, мешающее декаденсу, или модернизации их общества. Но тогда каким должно стать современное православие?
Ответ на этот вопрос поможет нам найти знакомство с деятельностью еще одной христианской церкви – римской католической. Её Запад хорошо знает (рядом живет!), а поскольку не отторгает – значит она лишена недостатков православия.
Давайте познакомимся с достоинствами римских католиков. Об этом – в следующей главе.