Парус вольный

Карен Арутюнянц Вторая Попытка
История о чудаке-недотёпе журналисте небольшой подмосковной газеты Юре Базарове (сорока пяти лет), которого бросила жена, а он вдруг оказался страшно востребованным разными оголодавшими женщинами.
Например, иностранкой Аглаей Штерн, с которой он познакомился по Инету и которая приехала к нему в Эннск.
Или режиссёршей Екатериной Чудновской, которая желает поставить по ещё незавершённому роману Базарова полнометражный фильм.
Или ответственный секретарь Кирочка из газеты, ведущая новостной рубрики Ида, профи-аналитик Жанна, администратор гостиницы Евгения, соседка с первого этажа - хозяйка пятнистого дога Стелла...
Юра, как плюшевый мишка, переходит от одной одинокой тётеньки к другой.
При этом одна, такая же недотёпистая, как и сам Юра, тихо любит его и надеется на чудо.


ПАРУС ВОЛЬНЫЙ,
ИЛИ ПОЛЮБИ МЕНЯ КАК Я

мелодрама,
а скорее трагикомедия

заявка

16 серий


1.

Подмосковный городок Эннск.
От корреспондента местной газеты талантливого неудачника Юры Базарова, сорока пяти лет, со скандалом уходит жена Люда. У сына Бори (успешного музыканта и начинающего продюсера) с девушкой-художницей Глашей - своя жизнь, преимущественно богемная и московская.
Что впереди у Юры Базарова? Поначалу двухмесячный запой с одномоментными проблесками разума в трёхкомнатной квартире, заставленной кипами книг и штабелями бутылок. Да сочувствующие пересуды и взгляды соседей и соседок, в частности, майора-пожарного с лестничной площадки Халилова В.В., бизнесменши с восьмого этажа Азы Глинтвейн, сестёр-близняшек Сидоровых с пятого этажа и хозяйки пятнистого дога Стеллы с первого.
Сам Базаров обитает на последнем, девятом, под крышей. И в любом состоянии (даже в совершенно неадекватном) ежевечерне наслаждается душераздирающими июльско-августовскими закатами, которые сопровождает монологами из Шекспира.


2.

Следует заметить, что запой никак не отражается на журналистской дятельности Базарова. Он как брал интервью у местной элиты, так и продолжает брать. В первой половине дня.
Интервьюируемые морщатся, но терпят. Правда, некоторые из них всё-таки брезгливо постукивают главному редактору Азат Азатычу Папикянцу на местную знаменитость, мол, Базаров переходит все границы, невозможно с ним дышать одним воздухом.
Главный вздыхает, ругается на Базарова, но что он может поделать, когда редакция трещит по швам, кадров не хватает, гонорары лилипутские, и только такие бедолаги, как Базаров, способны тянуть журналистскую лямку. Даже тогда, когда от тебя уходит жена, с которой ты прожил четверть века.
Кстати, в редакции всего-то несколько человек. Помимо гл. редактора и Юры Базарова, ответственный секретарь Кирочка, ведущая новостной рубрики Ида, профи-аналитик Жанна Петровна, ненормальный спецкор Веня Кукуев, корректор Жбылевская, наборщица Сима и главбух Никаноров. Ну и уборщица тётя Нюра.
Ответственный секретарь Кирочка влюблена в Базарова по уши. Она его в добавок и жалеет. И ревнует ко всем, даже к главбуху Никанорову.


3.

Что ещё может отвлечь Юру Базарова от печальных и прочих суицидальных мыслей? Только не огромные глаза этой мышки Кирочки из редакции, такие полные слёз и надежды глаза.
Что, кроме работы, может вернуть его к жизни. Разумеется, Интернет. Сайты знакомств и прочие общеизвестные порталы.
Так, например, виртуальное знакомство с некоей великовозрастной девушкой Аглаей Штерн из далёкой Франции, любвеобильная переписка с которой перерождается в... неожиданное  (реальное!) переселение Аглаи в подмосковный городок, в квартиру Юры Базарова. Прежний французский супруг надоел Аглае, она жаждет перемен. А обаятельный, галантный и не скупой на обещания Базаров притягивает её, словно магнит.
Жизнь Базарова вроде бы меняет свои приоритеты. Хозяйственная Аглая налаживает быт. Базаров выходит из запоя. И даже возвращается к своему роману о детских годах. Ведь любой журналист мечтает написать роман века.
Однако Аглая проявляет нетерпение. Ей хочется праздника, она любит жить на широкую ногу. Её раздражает нищенское существование Базарова. И она исчезает из его жизни так же, как и появилась. Оставив в наследство Кузю - щенка неопределённой породы.
Базаров снова один. Впрочем, не совсем. Ведь рядом - вечно скулящий писающий тёплый комок. Кузя.


4.

С Кузей приходится выходить, как минимум, три раза в день. Ранним утром, после обеда и поздним вечером.
С Кузей дружит Лорд - тот самый пятнистый дог. Базарову в силу этих обстоятельств приходится два раза в день общаться со Стеллой, хозяйкой дога. Не особо разговорчивой тёткой, которая к тому же прячет лицо в вечно надвинутом на глаза капюшоне. Впрочем, она человек спортивный и передвигается уверенным быстрым шагом. За такой не угонишься. Базарову приходится её всё время догонять.
Но это так. По вечерам. А всё остальное время - редакция, испепеляющие взгляды ответственного секретаря Кирочки, укоризненные вздохи главреда. От Базарова снова попахивает алкоголем, да и ведёт он себя как-то не особо похоже на себя. Как-то вальяжно, что ли. А с редакционными девушками даже как-то по-казановски. Вот, например, флирт с ведущей новостной рубрики Идой. А затем и... с профи-аналитиком Жанной Петровной. Тут уж ничего не поделаешь, он, и вправду, обаятелен и галантен - Базаров. Видно, после ухода жены в нём проснулись какие-то скрытые резервы.
Правда, успехи на любовном фронте, не мешают ему выть по ночам на луну.
И разумеется, ни к чему хорошему все эти любовные истории не приводят. Женщины в редакции становятся врагами. И даже миротворец - гл. редактор Азат Азатыч ничего не может с этим поделать. Редакция на грани краха.
К счастью, у Базарова на одном из сайтов знакомст появляется новая пассия. Екатерина Чудновская - режиссёр из Москвы, которая к тому же загорается идеей поставить по роману Базарова полнометражный фильм.


5.

Базаров неожиданно для всех увольняется из газеты и переезжает вместе с Кузей в Москву к Екатерине Чудновской. Начинается работа над сценарием и одновременно - постоянные кастинги, которые устраивает энергичная Екатерина. Она снимает рекламные ролики. Базаров оказывается у неё под кабулком и чуть ли не мальчиком на побегушках - бегает за пиццей, за энергетиками и даже за влажными гигиеническими салфетками.
В одну из таких пробежек он оказывается в храме, где встречает свою бывшую жену Люду. Причём у алтаря. С женихом. Взвинченный Базаров поджидает пару за церковной оградкой и устраивает бывшей супруге сцену ревности. Жених, не особо разобравшись, отправляет его в нокаут.
В себя приходит Базаров в больничной палате, где над ним хлопочет и охает невесть откуда взявшаяся ответственный секретарь родной подмосковной газеты Кирочка. Слава Богу, с Кузей всё в порядке.


6.

Кирочка утверждает и достаточно убедительно доказывает, что Москва погубит Юру Базарова. Совершенно приунывший Базаров соглашается с этим и Кирочка увозит его. Причём не в подмосковный городок Эннск, а подальше от недоброжедателей (в их число входит и режиссёрша Екатерина Чудновская) - на свою крохотную дачку, приютившуюся у берега небольшого озера. Здесь царствует тишина, которую разве что нарушают крики ворон и галок.
Кирочка признаётся Базарову в любви, обещает ему счастливые дни до гробовой доски, печёт пирожки с яблоками и просит Юру начать новый роман - о счастье и творчестве.
Базаров честно пытается подыграть Кирочке, но в какой-то момент... просто-напросто сбегает с дачи.
И так как ему совершенно некуда идти, он направляется (на электричке) со своим сердечным другом Кузей к старушке-маме. Уж, мама его всегда поймёт и приголубит.


7.

У мамы, в одном из подмосковных городков, Юра Базаров застаёт, и это удивительно! - своего родного сына Борю и девушку-художницу Глашу. Причём Глаша на восьмом месяце беременности. Это для Базарова не просто новость, а потрясение.
Мало того, маме совершенно не до Базарова. Всеми своими помыслами и желанием быть нужной она с молодыми. Разумеется, молодые удивлены появлению потрёпанного жизнью отца. Да и мама, конечно, приголубила. Но... родные вроде как отвыкли от Базарова. Он им вроде и не оочень нужен. У них своя жизнь.
И Базаров, проснувшись на рассвете, и даже не почистив зубы, выходит из дома. Кузя бежит рядом.
Куда идти? В привокзальном зале Базаров знакомится с прекрасной незнакомкой.


8.

Прекрасная незнакомка рассказывает Базарову свою жизнь. В принципе, это жизнь самого Юры Базарова, только с окончанием "а". Точная копирка.
Незнакомка предлагает Базарову покончить все счёты с жизнью. Базаров сомневается. Незнакомка пытается убедить его в том, что им всё равно нечего терять. Она, например, уже продала свою квартиру и теперь собирается на Чёрное море, чтобы с удовольствием провести последние дни, так сказать оторваться у моря, а потом войти в него и исчезнуть навеки! Ведь, правда, это красиво?! И Базарову, всего-то надо сделать то же самое. Она даже согласна отправиться с Базаровым к нему в подмосковный городок - ехать-то час, она на авто. К тому же она юрист. Всё быстренько организуют и вперёд к морю!
Базаров, словно под гипонозом, соглашается. Он видит себя на курорте, все эти рестораны-прибои-волны... Вот он входит в море... вот его накрывает с головой...
И все горести позади - вой под луной, ненормальные жещины, пытавшиеся завладеть его телом и душой... Правда, Кузя всё это время ведёт себя как-то беспокойно. Прости, друг! Ты найдёшь себе другого...
Так Базаров возвращается в свой Эннск. Какая разница, что там впереди? Главное - решиться. Прекрасная незнакомка быстренько договаривается о продаже квартиры Базарова в местном агентстве недвижимости. Базаров кивает, отрешённо улыбаясь. А пока готовят пакет документов... надо бы, по словам прекрасной незнакомки, ещё какую-то доверенность в нотариальной конторе...
А как же вещи? Как, в конце концов, альбом с детсткими фото?
Да нет, конечно, всё это можно увидеть и даже перевезти... Но зачем? Да и к кому? Если они уже решили.
Вот они идут к машине прекрасной незнакомки, чтобы доехать до нотариуса.
И тут, словно из небытия, появляется пятнистый дог Лорд. Он мчится к ним огромными прыжками. А следом за ним идёт своим быстрым шагом немногословная Стелла с первого этажа.
Пелена спадает с глаз Юры Базарова. Он отмахивается от прекрасной незнакомки и идёт навстречу хозяйке пятнистого дога, который прыгает вокруг вопящего от счастья Кузи.


9.

Спустя два месяца.
Жизнь у Базарова наладилась. Он снова в редакции, где страсти давно утихли, и ответственный секретарь Кирочка больше не испепеляет ближних  взглядом, потому как у Юры Базарова появилась гражданская супруга, и Кирочка с этим смирилась.
А гражданской женой Юре Базарову стала Стелла, хозяйка пятнистого дога с первого этажа - неразговорчивая глазастая девушка тридцати пяти лет, с которой Юра сошёлся как-то внезапно, и эта внезапность время от времени встаёт у него перед мысленным взором: бегущий дог... счастливый Кузя... ужин с шампанским при свечах... постель...  два отрешённых взгляда на подушках...
И зачем только они соединили свои несуразные одинокие судьбы?
Неужели ради безмолвного утреннего кофепития? Или странного сопереживания ежевечерним телешоу? Нет... конечно, прогулки с двумя жизнерадостными псами вокруг пруда украшают жизнь. Кто же спорит?
И только? Ради этого Базаров переселился со своего девятого на её первый?
Впрочем, этому есть объяснение, в семье сына-музыканта и милой Глаши пополнение - два пузана-близнеца - Сашка и Пашка!
Это счастье. И ребята теперь обитают в трёхкомнатной квартирке на девятом. Там - своё королевство, с перманентным весельем и царством музыки.
По привычке Юра снова возвращается в Интернет. И знакомится с некоей художницей  Татьяной.


10.

Теперь даже любимая работа не удовлетворяет Базарова.
Что-то в его жизни не так. Почему бы всё-таки не радоваться совместной жизни со Стеллой? Да нет, не получается. И всё чаще он ждёт встречи с такой далёкой виртуальной, но родственной с ним душой - Татьяной, с Танечкой!..
Да и Таня при любом удобном случае посылает Юре то сообщения, то фотки и смайлики и тому подобные милые глупости.
Ко всему впридачу на горизонте вырисовывается прежний супруг Стеллы, недавно вернувшийся из мест не столь отдалённых.
Первым делом этот субъект по прозвищу Халява пытается пригрозить Базарову, но получается неожиданный отпор. В виде пощёчины.
Затем Халява появляется с дружком Сивым, но всё это перерождается в довольно-таки мирное "мероприятие на троих".
Мало того, Халява с Сивым наведываются всё чаще и чаще, и Юра Базаров снова начинает выпивать.
Стелла морщится. Как-то раз она даже выдвигает ультиматум. Или Базаров завязывает со своими новыми дружками, или - с вещами на выход!
Базаров и не возражает. К тому же ответственный секретарь Кирочка, почуяв жареное, предлагает Юрочке свою помощь. Ведь он может пожить у неё на даче. Благо, главред напоминает Юре, что у него от предыдущего отпуска осталось две недели.
Очередной отпуск. Базаров принимает приглашение Кирочки и переезжает на дачу. Здесь никто не будет мешать ему переписываться с Танечкой, думать о вечном и, наконец, дописать роман. Крохотная дачка в полном его распоряжении.


11.

Однако пожить спокойно не получается.
Дорогая и любимая мама Юры Базарова попадает в больницу с тяжёлым диагнозом, и Юра мчится к ней, потому как лучше сиделки в мире не найти. И теперь в жизни у Юры Базарова единственная цель - вернуть маму к жизни.
Медперсонал восхищается сыновьей любовью Базарова и особенно - старшая медсестра Настя, которая при каждом удобном случае оказывает Юре знаки внимания.
Но Базарову не до флирта. Мама угасает на глазах, и в один из таких пронзительных и печальных вечеров, она признаётся Юре, что не родная ему мать, и что кровные его родители погибли в автокатастрофе, она же была им соседкой и вот, взяла его крохой к себе, а потом и усыновила, воспитала, как смогла.
Что теперь делать со всем этим Юра не имеет никакого понятия.
А мама тихо уходит в мир иной.


12.

И тут у Юры Базарова в голове происходит щелчок. Не сразу, конечно.
После похорон мамы и печальной недели, Базаров... исчезает.
А щелчок связан вот с чем. Только работа-работа и ещё раз работа может отвлечь его от всех напастей жизни.
Никто из близких понятия не имеют, куда он пропал. Юра предупреждает о своих дальнейших действиях только сына Борю.  Кузя остаётся у сына.
Юра отправляется в небольшой провинциальный городок в пустующую квартирку музыканта Вадика. Вадик - друг Бори. На данный момент Вадик обитает в Москве.
Но в дороге с Базаровым происходит очередная неприятность, которую он обнаруживает, уже добравшись до городка на поезде. Его обокрали. Ни денег, ни ключей от квартиры, ни мобильника.
И тут Юра вспоминает, что когда-то был в этих местах в командировке. Лет десять назад. Тогда он остановился в гостинице, увлёкся администраторшей Евгенией, да и та ответила ему тем же.
И ему не остаётся ничего другого, как отправиться в гостиницу.
Как ни странно, администратор гостиницы Евгения узнаёт Базарова и даже рада ему. К себе не зовёт, но поселяет в крохотный номер. Ей от него ничего не надо... кроме одного - Базаров должен читать администраторше по вечерам свой роман. Кстати, она ему и денег одалживает. Юра божится, что всё вернёт с первой же получки.
Словом, Базаров доволен. Он строчит-строчит-строчит, без сна и отдыха. Причём совершенно трезвый, но опьянёный процессом. Он даже стихи сочиняет и декламирует их романтически настроенной Евгении.
...Сам себе я шепчу о легенде-судьбе,
ПАРУС ВОЛЬНЫЙ несёт по неверным следам,
там - на острове Чести - спою о тебе,
на вершине подзвёздной, открытой ветрам.
Слово лёгкое тяжестью в сердце войдёт,
слог уймётся в груди, чтоб слезою сгореть.
Где восток там и запад, паденье и взлёт,
если хочется жить, научись умереть...
Все эти дни Юра, конечно, подозревает, что его могут искать любимые женщины. Но, видно, не представляет, какие это приобрело масштабы.


13.

А ищут Базарова все. Кроме, как уже было сказано, сына-музыканта, всецело поглощённого собственной семьёй и аранжировками.
Больше остальных исчезновением дорогого ей человека взбудоражена Кирочка. Она наведывается к сыну Базарова и пытается вытянуть, что же тому известно об отце. Музыкант, разумеется, отца не выдаёт. Но тут звонит мобильный, Боря тушуется и шепчет в трубку, что перезвонит. В этот момент близнецы поднимают ор, Боря отвлекается - бежит к Сашке-Пашке, оставив мобильник на столе, и Кирочка, которую никогда не подводила интуиция, воровато заглянув в сотовый, узнаёт по коду, из какого города звонили.
На свой страх риск Кирочка отправляется на собственном автомобильчике на поиски Базарова. Она просто уверена, что Боре звонил Юра. Из этой самой провинциальной глуши!
А звонил, и вправду, Базаров из своего гостиничного номера, чтобы сообщить сыну, что книгу он закончил и возвращается завтрашним поездом.
Распрощавшись со взгрустнувшей Евгенией, он отправляется на вокзал, где (бывают же такие чудеса!) сталкивается со своим бывшим однокурсником, ныне известным издателем Петровым, который гостил у старушки-мамы и вот возвращается в Москву (почему не на машине? да потому что осточертело! захотелось вспомнить молодость и плацкарту! и творить добрые дела!)
Слово за слово - захмелевший друг юности обещает Базарову издать его роман.
На переезде Кирочка замечает из своего автомобиля Юру, который промчался мимо на том самом поезде. Кирочка разворачивает машину, пытается догнать поезд, но идёт дождь, и на мокром шоссе автомобиль заносит на встречную полосу...


14.

Утром, на перроне, Петров смущённо признаётся Юре, что, на самом деле, его издательство обанкротилось и он остался без штанов, вот он и ездил к маме на поезде поплакаться в жилетку.
Базаров возвращается в свой родной Эннск, заходит вечером в редакцию - на огонёк, потому что деваться ему больше некуда. Конечно, лучше бы попросить приюта у сына, но ему надо собртаться с мыслями. В редакции только главред Азат Азатыч, который предлагает ему комнату в своём гостеприимном доме, но Базаров просит оставить ему ключи от редакции, мол, лучше переночует прямо здесь, на диванчике.
До глубокой ночи он не может уснуть. Наконец, весь измаявшись, включает редакционный компьютер. Оказывается, у него сотни две сообщений от его виртуальной подруги Тани. Он читает их, не отвечая...
В девять утра в редакции раздаётся звонок. Это из отделения полиции того самого провинциального городка. Базарову сообщают, что Кира попала в аварию, она в больнице, её оперировали ночью, и она в тяжёлом состоянии.
Юра в прострации. Появляется Азат Азатыч, который вызывается отвезти Базарова к Кирочке. Дорога, хоть и дальняя, однако в печальных мыслях время проносится стремительно.
...И вот они уже в отделении реанимации.
Кирочка вся перебинтована, она в сознании. Даже что-то тихо шепчет, когда встречается глазами с Базаровым.
Врач, узнав о том, что Юра Кире даже не дальний родственник и что у неё вообще никого нет на этом свете, кроме него, просит побыть Базарова рядом с изувеченной Кирой хотя бы несколько дней, пока ей не станет лучше. Базаров сухо отвечает, мол, зачем же он тогда приехал?
Главред уезжает, оставив Юре денег. Теперь Базарову точно некуда торопиться.


15.

Кире уже намного лучше, и она ни на минутку не отпускает от себя Юру, всё время требуя разных весёлых историй из детства, которые Базаров рассказывать умеет и любит. Даже врач и медсёстры иногда задерживаются, чтобы послушать и посмеяться.
Тем временем весть о Юре и Кирочке быстро разносится по городу и доходит до администраторши Евгении, которой не удаётся усмирить обуревающие её чувства. Она всё-таки появляется в палате.
Но при виде перебинтованной Киры, сердце у администраторши сжимается. Евгения убегает, чтобы через некоторое время появиться "с бульоном в кастрюльке и фруктами с витаминами". Кирочке она представляется дальней родственницей Базарова, но, разумеется, Кирочка всё понимает, только ревновать нет никаких сил. Да и бульон вкусный.
А неугомонный Базаров так и норовит с каждой удобной минуткой заглянуть в Интернет, нет ли сообщений от Тани?  Благо - Азат Азатыч оставил ему свой второй мобильник. Есть, конечно! Правда, его мучают угрызения совести, когда он смотрит на щебечущих Кирочку и адиминистраторшу, но ничего не может с собой поделать. Его неотвратимо тянет к таинственной виртуальной Танечке.
Он не высыпается, просиживая в Инете по полночи, в переписке с Любимой. Причём оба, придумывая свой мир, представляют его каким-то излишне юношеским, даже детским - то плывут в лодке по тенистому пруду... то мчатся на велосипедах... то бегут по ромашковому полю...
На лице у Юры появляется блуждающая улыбка. Кира поначалу радуется, а затем смотрит на него с подозрением. Юра витает где-то в другом поднебесном мире...
А как-то раз Юре Базарову приходит на почту сообщение, что одно московское детсткое издательство решило издать его старую повесть про приключения пса Булки, и его просят, если он не возражает, приехать и подписать с ними договор.
Кира вроде бы выздоравливает. Евгения обещат навещать её каждый день. Да и Кира, поняв, что Юру не удержать, отпускает его.
Окрылённый радостной новостью Базаров возвращается в Москву.


16.

В поезде Юра получает сообщение от Тани с предложением встретиться, скажем, в каком-нибудь московском кафе. Она живёт под Москвой, но так удобней, наверное, обоим, если он не возражает.
Какое там возражает? Базаров счастлив!
Правда, первым делом в столице он отправляется в издательство, где с ним подписывают договор.
И тут выясняется, что один из учредителей этого издательства не кто иной, как новый муж бывшей жены Люды. Некто Хлюдов, который заехал в издательство по делам и столкнулся с Базаровым в дверях.
Тут Базаров, не особо разобравшись в ситуации, видно, чувствуя себя победителем по жизни, даёт опешившему Хлюдову затрещину. Завязывается потасовка. Словом, оба оказываются в участке.
Правда, обоих отпускают. По очереди.
Базаров, помятый, с садиной на лбу, с надорванным рукавом спешит на свидание.
У кафе Юра притормаживает. Всё-таки вид у него ужасный, да и прохожие на него оглядываются.
Он стоит у дерева и ждёт, поглядывая на часы. Вот-вот должна появиться Таня.
Что-то знакомое ему видится в женщине, которую никак не удаётся разглядеть со спины. Юра выходит из-за дерева. Женщина неожиданно оборачивается.
Это... не Танечка... Это Стелла с первого этажа.

Карен Арутюнянц.

2015.