Как я преподаю

Андрей Витальевич Миронов
А.В. Миронов

Как я преподаю.

Есть ли на земле другие интересные профессии? Наверное, но о них мне ничего не известно. У меня самая лучшая профессия на земле.
Я преподаю гуманитарную дисциплину математикам-программистам и аспирантам естественнонаучных факультетов. По образованию я физик (окончил МИСиС), но диссертацию написал и степень кандидата философских наук получил в МГУ им. М.В. Ломоносова.

Поэтому часто вспоминаю свои студенческие годы и свое отношение к марксистско-ленинской философии, которой наши умы насиловали по приказу государства. Стараюсь так не делать, хотя один Бог ведает… Простите, если, что…
Завершал я учебу и нам, читали курс «История общественно-политических учений». Я, кстати, сдал экзамен на «Отлично» и без подготовки, но дело не в этом. А в том, что кто-то, возможно и я сам, на семинаре заявили преподавателю: «Ваш предмет второстепенный» на что получили молниеносный ответ: «Преподаватель согласный с тем, что его предмет не первостепенный – профессионально не пригоден». За годы забыл имя и фамилию этого человека, а вот его ответ горит в моей душе.

Учебный процесс разделен на несколько частей: лекции, семинары, разговоры в коридоре, экзамены.

Экзамены не люблю, но за все хорошее приходится расплачиваться. Как говорил Ломоносов: «Если где то прибудет, обязательно убыть в другом месте обязано». Экзамен это лотерея+стресс, все это нужно приодалеть, но лучше обойти. Многие преподаватели и я в их числе предлагают работать в семестре за блага на экзамене. Это не случайно, студент работающий на семинарах, изучит может не все, но зато гарантированно выучит хоть что-то правильно. Поэтому моделируйте своей судьбой, не отпускайте ее в произвольное плавание. Обойдите экзамен. 

Лекции хороши тем, что многое на них сам понимаешь. Есть древний анекдот: «Объяснил студентам один раз, а они не поняли. Объяснил второй раз, с тем же результатом. В третий раз объяснил – сам понял, а они не понимают». Признаю полную правдивость этой истории. Многое, уже не часто, но не реже одного двух раз в год понимаю на лекции, то что, как это выясняется, не понимал раньше. Прямо на лекции, иногда записываю, сразу, чтобы не забыть.

Семинары интересны совершенно другим. Книг много - все не прочитать, многие не перечитывал, хотя регулярно перечитываю классиков философии. В прошлом году выборочно перечитал «Критику чистого разума» И.Канта и параллельно «Этику» П. Кропоткина. Не только получил удовольствие, но и написал рассказ: «Лев Толстой и Петр Кропоткин». Студенты могут взять для доклада либо неизвестное мне произведение известного философа, заодно и я восстановлю свои знания, а то и прочитаю ранее непрочитанную работу.

Мне крайне интересно увидеть философию глазами студентов. В мозг залезть я не решаюсь, а послушать, что они говорят крайне забавно. Это общий интерес, но есть и выдающиеся события, я не помню ни одного семестра, чтобы студенты не совершали философские открытия. Они в подавляющем случае этого не замечают, но хотя бы раз в семестр мне говорит такое, от чего моя голова начинает работать, а уши гореть восторгом.

 Так же очень важные, ставшие жизнеполагающими для меня книгами стали мне известны благодаря рекомендациям студентов и аспирантов -это романы Марины и Сергея Дяченко, труд А.П. Паршева «Почему Россия не Америка», А. Данилина «LSD, психоделия и феномен зависимости», Э.Юдковски «Гарри Поттер и метод научной рациональности» и многие другие. Спасибо всем, кто познакомил меня с взволновавшими их книгами. Давным давно, по просьбе студента, подготовил лекцию по теории относительности. Сам бы не решился лезть в такие сложные проблемы, но вот пользуюсь результатом уже два десятилетия. Геворг! Я Вам благодарен!!!

Часто подходят студенты в коридоре, изредка, но регулярно, хотя бы раз в год подходят бывшие студенты прямо на улице. Разговариваю и там и там. Один случай запомнился дул поздний осенний ветер рядом со "Вторым гумом" меня хватают за пуговицу, чтобы не убежал и в темноте спрашивают страшным голосом, (я реально струхнул):

– Андрей Витальевич, а ведь согласно Попперу выходит, что наука не открывает вечные законы природы?

Тут я немного расслабился, все-таки человек со мною и Поппером знаком, такой не может быть опасен.

– Да отвечаю.

– А я после ваших лекций несколько лет думал, теперь убедился, что правильно Поппера понял!
Уже многие годы я после этого разговора изменил содержание лекции и более подробно объясняю философию Поппера студентам и аспирантам. И гложет меня вопрос: Может это я делаю зря? Вот недостаточно подробно объяснил, а в результате человек Поппера прочитал, думал несколько лет! Делая сложные места более простыми, не лишаю ли слушателей радости самостоятельной работы?»