А там были тапочки, кожаные?

Людмила Ханаева
Я спешила к своей бабушке, чтобы поделиться потрясающей новостью. Меня, как лучшую студентку техникума советской торговли, где я обучалась уже два года, премировали путевкой. Обогнув угол, я перебежала дорогу, быстро проскочила ступеньки  в темно-синем подъезде двухэтажного деревянного дома и чуть ли не с порога восторженно закричала:
- Бабушка, мне дали бесплатную путевку. Тур по городам Советского Союза, понимаешь! Я уже через десять дней  поеду.
Моя добрая, старенькая бабушка, Васса Евдокимовна, маленькая,  сухонькая, но ещё довольно энергичная, в  юбке по щиколотку, собранную  в складку, и белом платочке на голове  поставила на плиту эмалированную кастрюльку, которая служила ей вместо чайника и, сев на табуретку напротив, приготовилась дальше слушать мою  сбивчивую речь. Была она немногословна, говорила,  путая русские слова с белорусскими, очень любила нас  с сестрой, покупала нам леденцы или  же «подушечки», которые в магазине заворачивали в бумажный кулечек. 
- Ехать мы будем на поезде. Посетим Ярославль, Смоленск, Брянск, Чернигов, Киев, Москву.  – Отхлебнув из горячего стакана, делилась я своей радостью. -   Нам будут проводить экскурсии, мы посетим некоторые музеи. Это так здорово!  Я ведь ещё нигде не была, кроме Сыктывкара.
- А табе мамка дае гроши?
- Бабушка, ты ведь знаешь, что лишних денег у родителей  нет! Получив  зарплату, они её сразу же распределяют. Но, я должна ещё получить  стипендию, мне хватит. Кормить то нас будут.  А спать мы будем в поезде. Скорее бы уже поехать!
- Ладно,  пей чай. Я  за раз!
Через  пару минут она появилась на кухне и протянула   мне небольшую стопку с деньгами, которая состояла с аккуратно сложенных купюр.  Я знала, что пенсия у неё  небольшая, двенадцать рубля в месяц. Жила бабушка очень скромно, шила вручную мелкими ровными стежками одежду для себя и, конечно же, на всём экономила.
- Нет, нет, бабушка, я не возьму!  Мне хватит стипендии.
Соблазн для меня, конечно же, был огромный!  Но нам с сестрой отец строго настрого запрещал брать у бабушки деньги.
Дома родителям я ничего не рассказала. Настроение у меня было приподнятое, хотелось с каждым встречным делиться своей радостью. Готовясь к путешествию,  я пересматривала нехитрый свой гардероб, что-то отбирала и аккуратно складывала в старенький чемоданчик.
Папа часто заходил к бабушке после работы.  Он очень любил свою мать и чем мог, помогал ей. Через пару дней после нашей с ней встречи, отец пришёл домой и протянул мне аккуратную стопочку, завёрнутую в газету.
- Это тебе от бабушки на дорогу, - сказал он. – Бери, не обижай её.
В пакете было ровно сорок рублей: рублик - к рублику, то, что она мне пыталась вручить, когда я у неё была в гостях.
Поездка была замечательной! Студенты – народ весёлый. В поезде - песни под гитару, шутки, смех, игры. Днем экскурсии, знакомство с городами, мимо которых проходил наш маршрут, походы по магазинам. Всем  я купила небольшие подарки:  маме -  вазочку из стекла, папе – подстаканник, сестре – яркий пенал с пишущей ручкой и простыми  карандашами.  А бабушка никогда ничего не просила: и у меня, семнадцатилетней девчонки, даже  в мыслях не было ей тоже что-то присмотреть. Поэтому ёе вопрос, когда я,  вернувшись домой, всем раздавала свои скромные подарки: «А там были тапочки, кожаные?», - застал меня врасплох.
- Нет, бабушка, кожаные тапочки я не видела! – Как бы, подтверждая свои слова, пожала я плечами.
Прошло много лет. Уже и бабушки нет на этом свете и нет в живых моего отца… Но до сих пор я помню её взгляд, когда она спрашивала меня о тапочках. Моя добрая бабушка, видимо, очень мечтала о них, но денег, как всегда,  не хватало.  И, отдавая мне  свои сбережения, которые она копила не один год, видно рассчитывала, что я обязательно исполню её заветное желание: привезу ей кожаные тапочки. Вспоминая эту поездку, я всегда мысленно прошу прощения у своей любимой, старенькой бабушки.