Виктор Панько о повести

Ящик Инструментов
Я РАСКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ…

Главный герой моей повести «Контуженый» http://proza.ru/2013/07/24/1428 (ветеран Великой Отечественной войны Георгий) никогда не жил и не был, а его «образ» был собран мною и основывался на характерах и фактах из жизни нескольких моих соседей- односельчан, которых я хорошо знал.

Сергей Петрович Подгородный, талантливый журналист и писатель, прочитавший повесть среди первых, спросил меня, кто явился прототипом Контуженого.
Я ответил, что это был не один, а несколько вернувшихся с войны односельчан моего родного села Данула.

Конечно, я отлично помнил и помню до сих пор обстановку первых послевоенных лет, когда мы были дошколятами, а они возвращались с фронтов. Многим пришлось побывать во многих странах, и в Германии, и в Японии.

Они привозили и дарили нам какие-то безделушки, чаще всего – призмы из разбитых полевых биноклей, сквозь которые мы смотрели на обогащённый цветами радуги окружающий нас мир.

Мир этот для нас тогда и так был прекрасен, но от их внимания к нам он был намного теплее и радостнее.

В своей повести я не написал о многих тонкостях характеров и поведения этих людей, которые трогают и волнуют меня до сих пор. Один сосед, справа от нашего огорода, мой нанашко «крёстный» Иван Васильевич Тучак напугал меня, стреляя без видимой причины из двухстволки. Он был охотником, и стрельба для него не была в диковинку.

Другой сосед, слева, Павел Васильевич Панчёха, сильно сердился, когда мяч из школьной площадки попадал через забор в его огород.

Но разве могу я забыть о том, как однажды вечером нанашко Ваня принёс мне маленького серого зайчонка, которого он днём обнаружил под кустом в гнезде. Или не вспомнить, как дядя Павло, владевший радиоприёмником «Родина» позволял нам слушать «Театр у микрофона» и музыкальные передачи. Или как отец моего друга Лёни, дядя Жоржа Мотря, устраивал у себя дома бесплатную парикмахерскую, а отец другого моего друга – Миши, Иван Ильич Баланюк, был много лет механизатором….
В повести «Контуженый» все они объединены в одно лицо, и имя у него – Георгий. «Гео» – «Земля». Значит, имя можно перевести «Земледелец», а можно (и мне это ближе по смыслу) – «Хозяин земли».

Прошло много лет. Всё вокруг нас сильно изменилось. В одном маленьком смартфоне мы имеем и библиотеку, и радиоприёмник, и фотоаппарат, и магитофон, и много чего ещё.

Но радиоприёмник «Родина» с комплектом батарей весом в 15 килограммов, «парикмахерская» дяди Жоржи и зайчик нанашка Вани – не забывается.

Опубликовано по просьбе автора
Виктор Панько