Овчарки

Александр Хныков
Они сопровождали казалось его с тех пор, как он помнил голодное ворчание хмурого пса, которого вели вдоль строя зэков охранники. Взгляд его серых равнодушных глаз не был устремлён ни на одного из узников, он смотрел куда-то вдаль своей собачьей судьбы, но каждый из людей из строя понимал, что будет команда, и этот серый зверь в мгновение ока, свалит его на землю, как валит ненужную игрушку на пол заигравшийся, усталый ребёнок. Впрочем, этот серенький комочек жизни в руках совсем не напоминал о плохом, Санька гладил маленького щенка, и радовался, как уютно тому в его руках, и ещё он думал о людям, ведь именно в чьих руках помощник этот людей, так и будет он жить - зверея, или же охраняя дом.

Дом у Саньки был, привольный для щенка. В нём росли яблони, и щенок бегал возле них без привязи, точно заведённая детская игрушка. В щенке было столько радости жизни, что Санька невольно улыбался. Он редко улыбался людям. Среди них он чувствовал совсем другое - он чувствовал ложь, чувствовал зависть, и ещё в нём жило то недоверие, которое приходит к человеку вместе с тюрьмой. После срока Санька стал каким-то грустным, грусть эта преследовала его в долгие часы ночи, когда образы пережитого, эти мрачные картинки зоны, шли к нему в гости. А утром улыбался Санька щенку. Была в этом какая то гримаса жизни - верить только в этот комочек беззаботной собачьей радости.

Может быть в жизни он ещё и не встречал такой преданности, такой доверчивости.

Это был друг. А для человека, что может быть важнее...

2

Санька сидел во дворе, под берёзой. Было тихо, казалось, что мир затих, притаился. Мир смотрел на Саньку. А тот смотрел на лежащего рядом друга - пёс умер на его руках, сбитый машиной - они вместе переходили улицу районного городка, и ошалевший пьяный водитель на грузовике нёсся прямо на них... И Санька отчётливо помнил, как встал на его пути пёс, как зарычал, стараясь оградить хозяина от надвигающейся опасности. И Санька успел отскочить на метр в сторону от мчащейся смерти. Пёс там и остался распластанным на дороге.

Санька прислушался к шуму берёзы. Была поздняя осень. Было сыро.

В большом дворе он с трудом отыскал водителя - хмурого мужика дышащего перегаром, и быстро подошёл к нему, и ударил в лицо. Никто не пытался вмешаться - все уже знали о происшедшем.
Потом Санька торопливыми шагами вышел из двора, перевёл дыхание.
Он совсем не думал сейчас о себе, было жалко пса - единственное существо, которое любило его беззаветно, и которое было ему верным до своей смерти.

3

В людях есть и доброе, и светлое, но они начинают войны. В собаках есть и доброе, и светлое, но они защищают людей.