В. В. Набоков Приглашение на казнь

Виталий Сирин
    
                В.В. Набоков "Приглашение на казнь".
                Мысли после первого прочтения


       Действительно шедевр, уникальное, в своём роде, произведение, не похожее на что-либо из ранее написанного В.Набоковым. В каждой фразе, в каждой строке - рука мастера.

      Гений В.Набокова сумел таки передать, отпечатать чёрным по белому, слепить из слов то, что смутно тлело на дне моего, а может быть и не только моего подсознания.

      Насыщенный меткими, образными сравнениями многослойной глубины текст сложен, и капризно требует предельного сосредоточения, образного мышления и конечно утончённой чувственности, но зато, всё вокруг деформируется, становится ярче, приобретает некий смысл, сплетая обычное, в замысловатые узоры, раздвигая границы присохшего по краям мира.

      "Приглашение на казнь" - это хлёсткий удар, вызов, примитивизму, обыденности и сонному однообразию.

      Описанное В.В. Набоковым общество, временами так похожее на обычное, населено подобиями людей (привидениями) взаимозаменяемыми и лишёнными всякой индивидуальности. К тому же персонажи обременены несколькими личинами, во многом напоминая поведение простых человеков. Одна маска для одного скопления и определённое поведение; совсем иная - для другого и противоположные поступки. Образно похожие на дрессированных голубей летающих по кругу и вертящихся так и сяк, но их много и получается клубящаяся масса замкнутая в сферу. Причём Цинциннат напоминает изящный ландыш, в гордом одиночестве растущий неподалёку в мире одухотворённой реальности. Мутант с поэтическим воображением, выросший из семечка, выпавшего из механического мира, похожего на дьявольскую шарманку.

      Внутренний мир Цинцинната - мир подлинной любви и гармонии. Он как-бы вопрошает окружающей его беспросветной действительности: "Где же Вы, благородные рыцари загубленные мирской любовью? Зачем Вам козлиная удаль?" Перешагнувший через примитивность и односложность бытия. Готовый в любое время воспарить душой, поскольку плотские радости не для него, ведь тело всего лишь оболочка. Он как-бы говорит (в письме к Марфусиньке): "Куски плоти на твоих костях не более чем тлен, если душа прогнила до основания".
                Виталий Сирин
                2001г