Юрий Антонов. Все похожи. Звучит нечто среднее

Руслан Богатырев
Юрий Антонов | 75 лет. Интервью

<< 19 февраля певец и композитор Юрий Антонов празднует 75-летие. Накануне музыкальный обозреватель «АиФ» побывал в загородном доме юбиляра в коттеджном посёлке Грибово (12 км от МКАД). <...>

– Вы как-то признались, что любовная муза ни разу не вдохновила вас на написание песен, – интересовался я. – Неужели ни одна не написана под воздействием любви?

– Ну, может быть, одна. Всё остальное – это просто профессионализм. Другие авторы врут, когда говорят, что любовь является причиной. У них то же самое – сидят и из задницы выдавливают ноты, чтобы потом соединить их в колбасу. Что ты смеёшься, так и есть.

Накануне 65-летия музыкант был гораздо дружелюбнее, чем в первую нашу встречу, но в дом всё равно не пригласил – встречу назначил на ближайшей к своему особняку бензоколонке. В кафешке при АЗС мы с ним тогда и записали интервью, а потом его там же и редактировали. Но от былой жёсткости и недоверия, похоже, не осталось и следа. Накануне 75-летия артиста мы сидим в его уютном доме, по которому хозяин передвигается при помощи ортопедической трости. Антонов перенёс операцию на коленной чашечке и проходит курс реабилитации. Ему нельзя много ходить. Но, несмотря на запрет и присутствие в доме экономки Маши и помощника по хозяйству Володи, Антонов сам снуёт от стола на кухню и обратно – носит закуску, стаканы, приборы.

Антонов находится в том статусе и возрасте, когда музыка интересует его всё меньше и он едва узнаёт артистов, которые возглавляют хит-парады. Он и на гастроли почти перестал ездить.

– Если бы я гнался за день­гами, без конца выступал бы, – говорит музыкант. – А я делаю это спустя рукава. И то в основном выступаю в Москве. Бывают выезды – Минск, Сочи, Питер. Больше, по сути, никуда не езжу. Потому что нет уже никакого интереса. <...>

– С какими чувствами вы смотрели церемонию «Грэмми»? С чувством зависти, что у нас такая церемония невозможна, с чувством досады от того, что и в Америке сегодня тоже мало хорошей музыки?

– Современная западная музыка мне нравится меньше, чем та, которая была лет 40–50 назад. Тогда были красивые мелодии, шикарные аранжировки, прекрасные исполнители. Сегодня ты можешь сделать на компьютере любую аранжировку. Не нужны живой звук, живые гитары. На одной популярной радиостанции мне прямо сказали: «Мы песни, где звучат гитары, не берём в эфир». Это мои друзья, тем не менее они мне прямо говорят: «Юра, гитары не хиляют сегодня». А я любитель гитарного звука.

И сегодня есть неплохие исполнители. Но за редким исключением мелодий почти ни у кого нет. Все аранжировки похожи, как будто слизаны под копирку: одни и те же звуки, похожие голоса. Нет ярко выраженного мужского и женского начала. Звучит нечто среднее.

Как-то мне нечего было делать, я включил Муз-ТВ. Там то же самое: исполнители разные, а поют одну и ту же песню. Только слова чуть-чуть меняются. <...>

– Вы в свои 75 лет без сцены можете обходиться?

– Запросто. Мне кажется, это миф, который распустили артисты, что жить без сцены не могу, что это наркотик. Какой наркотик? Мне рассказывали, что такое настоящий наркотик. Вот от него избавиться тяжело. А что касается сцены, то наступило время, когда ты думаешь: «Лучше дома посидеть или в саду. У меня летом тут такая красота! Чистый воздух, природа, животный мир в естественной среде. Птицы поют, белки, кролики бегают, всякие утки выскакивают.

– От этого больше удовольст­вия получаете?

– Это настоящее человеческое удовольствие! Ни с чем не сравнимый кайф, который никакой сценой не заменишь. >>

Источник: "Аргументы и факты", 19.02.2020