Сальвадор Дали Магическое искусство

Андрей Витальевич Миронов
Андрей Витальевич Миронов

Сальвадор Дали: Магическое искусство
ЦВЗ Манеж, Москва
28–января – 25 марта 2020 г.

Входной билет – 600 руб.

Вначале рекомендации: советую придти к открытию в рабочие дни. Народу меньше, и стоять не так долго и внутри кислород присутствует.

Работают внутри 4 кассы, но девушки-волонтеры, из-за неопытности работают медленно. В ГМИИ обслуживание в разы быстрее. Но девушки вежливы и стараются изо всех своих сил. Поддерживают порядок и помогают пожилым. Они могут отвечать на вопросы, и делают это с улыбкой – мистика какая-то.

Теперь о внутренности. Из всего объема выставочного пространства был вырезан и слеплен временный павильон. Благодаря этому удалось совершить первую на моей памяти качественную подсветку картин, то есть без кошмарных бликов. В темноте направленный луч высвечивает картину, и дарит  сюрреалистическое ощущение.

Графика и иллюстрации представлены в светлых залах, что в совокупности усиливает нереальность происходящего.

К творчеству Дали, как впрочем, и любого другого художника можно относиться по-разному. Мне содержание картин как не нравилось, так и не нравится. Человека Дали видит (и изображает) холодной пустышкой. Либо с дырками в теле и душе, либо состоящим из пустых ящичков. Человек нуждается в подпорке, как и сам художник. Встречая людей пустых, я все же такой пустоты еще не встретил. Может оно и к лучшему.
За что мне Сальвадор Дали нравится, так это за буйство красок, за нереальную смесь тумана и гиперреализма.

Графика – вызывает резонанс в моей душе, в общем равнодушную к этому направлению искусства. Есть только два графика поражающих мое воображение – это Леонардо (тот самый, что да Винчи) и Сальвадор, т.е. Дали. Конечно, нужно и можно упомянуть для справедливости Эшера, но не о нем идет речь.

Аналогично и с акварелями. Не понимаю этой крайне сложной техники, но у Дали акварели соединены с графикой, поэтому провел, наверное, час, разглядывая произведения в этих двух «светлых» залах. Обращу внимание, что иллюстрации к  «Божественной комедии» следует начинать справой стороны зала, двигаясь ПРОТИВ часовой стрелки. Есть любители встречного движения, чьи перемещения мешает всем.

В зале проекций два фильма на противоположных стенах. С одной «Андалузский пес» – Луиса Бунюэля. В фильме режут глаз и показывают еще какие-то прогрессивные гадости. Поэтому будьте осторожны.
На противоположном «Псу» экране – милый мультик, созданный Дали и Диснеем. Всем рекомендую посмотреть – э этот шедевр. Детям можно!

Наконец, в последнем зале можно посидеть на диванах дизайнера С. Дали в виде алых губ Мерелин Монро.
Посмотреть на пошлую до невозможности скульптуру, на менее пошлый рояль-фонтан, и на сложную сюрреалистическую яйцеподобную, расписную скульптуру. Последняя, вызвала у меня бурю восторгов, притом, что видел скульптуры Дали и в Москве, и в Израиле.

Там же можно почитать на стенах о жизни Сальвадора Дали.

Аппараты для просмотра стереоскопических картин убрали еще на первой неделе.  Поэтому попытайтесь совместить парные изображения самостоятельно. У меня не получилось.

19 февраля 2020 г.