Большой Театр Садко-2020

Русеже
18 Февраля 2020 г. Большой Театр. По окончанию премьерной постановки оперы «Садко» зал аплодировал стоя, и я с ним тоже. Аплодировал прекрасному оркестру и хору Большого Театра, замечательным оперным певцам, вышедшим на сцену в тот вечер: Мавлянов Н. (Садко), Гариффулина А. (Волхова), Семенчук Е. (Любава).
Право, трудно добавить еще что-то хорошее к рассматриваемому Upgrade оперы, хотя оговорюсь, что тем, кто поехал бы в Париж только ради Диснейленда постановка, может, и понравилась. Боюсь, на подробный анализ всех ужимок, щедро разбросанных по классическому либретто, у автора не хватит нормативной лексики. Ограничусь лишь двумя.
I. Появление в 1-ом акте Садко на банкете в новгородской мэрии в дешевых (без дырок!) джинсах совершенно не заслуживает того, чтобы резвящиеся светские львицы повесили ему на спину табличку «Лох».  Мелко это и не убедительно.
II. Не думаю, что Н. Римский-Корсаков согласился бы с концепцией режиссера-постановщика Д. Чернякова о том, что весь 12-летний круиз Садко по заморским странам сопровождался длительным запоем. Ну, не убеждает, несмотря даже на то, что 3-ий акт начинается с проброса через всю сцену опустошённого зеленого штофа с последующей мимической сценой «Садко против похмелюги».
Должен заметить, иногда бывают удачные попытки осовременить классическое действо. Например, «Иоланта» в Геликон-Опере, где постановщики подошли к делу с чувством вкуса, сдобренного изрядной долей иронии. В нашем же случае осовременивание проводилось со звериной серьёзностью, но без намёка на какой-либо художественный вкус. Вытравить волшебство и романтику сказки без сомнения удалось, а убедить зрителя, что всё действо есть прогулка по павильонам некого парка развлечений – как-то не очень.
Сцена в Морском Царстве явилась для меня моментом истины. Окончательно стало ясно, что сидящие в зале являются не зрителями бессмертной оперы, а невольными участниками очередного бизнес-проекта.  В самом деле, замена балетной труппы на персонажей, взятых из какого-то Диснейленда, это- очень удачное мероприятие по экономии затрат на гастроли. Возить, кормить и размещать балетную труппу несравненно дороже, чем набрать статистов в стране пребывания и нарядить их в костюмы рыб и прочих морских гадов (в свободное от спектаклей время цены им не будет на Новом Арбате). Отсюда же и комбинезоны хора, с которыми можно смело идти на открытие очередной транспортной развязки г. Москвы, а также декорации спектакля, выполненные в стиле Compact Mobile Design. По задумке режиссера молодому зрителю должно было бы понравиться, что в финале весь шабаш на дне морском разогнал персонаж на 99% совпадающий с Гэндольфом Белым из Властелина Колец. Должно, так как вряд ли молодой зритель видел классическую постановку «Садко». Но это поправимо. Пусть наберут в поисковике Яндекса-Картинки запрос «Садко опера» и увидят, какого великолепия их лишил автор, не боюсь повториться, очередного бизнес-проекта от искусства.