Голливуд-13. Рыбалка. На Тронхейм

Саня Катин-Ларцев
Поздно ночью рыбаки вернулись с фьорда. Все, не исключая и Валюху, были, как говорится, в полной кондиции, так что сразу завалились спать.
На следующий день, где-то к обеду первым проснулся Даня. И я сразу спросил у него:
- А тебе А-НА нравится?
- Что? – не понял Даня.
- Ну, группа такая, помнишь?... – растерялся я.
- А чё ты не спросил, нравится ли мне Оркестр Алеаторики? – морщась от головной боли, хрипло спросил Даня.
- Что-то знакомое… - пробормотал я.
Даня усмехнулся. Но я набрался наглости и рассказал ему о концерте в Тронхейме. Даня молчал какое-то время, и я уже решил, что это – всё. Но он, наконец, сказал, улыбаясь:
- Вот зря ты вчера с нами не пошел…
- Почему? – промямлил я, уже ни на что не надеясь.
- Да потому что Ник уговорил меня идти на яхте в Голливуд.
- Не смешно, - сказал я мрачно.
- Конечно не смешно, потому что мы сделаем это. А раз у нас всё еще впереди, то лишние несколько миль в сторону ничего не решают. Завтра сходим в Тронхейм, покупай билеты.
- Правда?! – обалдел я, - на всех покупать?!
- Конечно, что за вопрос, - и Даня пошел будить Валюху, что б она сделала завтрак.
После завтрака мы опять уже все вместе ушли на рыбалку, где я и узнал, как в головы наших капитана и шкипера пришла бредовая идея идти на яхте… в Голливуд.
Об этом мне рассказал Ник, когда мы с ним отлучились в лесок за ветками для костра. Оказывается, его сестра всю свою сознательную жизнь мечтает побывать в Голливуде, и когда она вчера у тёплого костерка сказала об этом, то капитан Дэн тут же обещал её туда свозить…
От этой информации я просто обалдел, но скоро понял, что всё это очень похоже на правду, когда увидел, (когда мы с Ником выходили из леска) как Даня и Валюха воркуют друг с другом, сидя на бережку.
«Что ж, - подумал я, - по крайней мере я тоже не прочь там побывать, но, чёрт возьми, ведь это на другом конце света… Ну да ладно, по крайней мере в Тронхейме я побываю наверняка».
Вечером, когда мы наловили рыбы и хорошо посидели на берегу,  я возвращался в домик совершенно очарованный фантастической природой «нашего» фьорда. На следующее утро Ник вывел яхту  в форватер по курсу на Тронхейм, в обед его сменил капитан Дэн. А я, отходил в своей каюте от вчерашнего очарования и читал статью о фьордах:
«Норвежский ландшафт состоит из утесов, долин, плато Скандинавских гор и фьордов.
Фьорды образовались в последний ледниковый период, когда Скандинавию покрывал ледник толщиной в два километра. Под действием потепления и сил гравитации он начал двигаться, оставляя в горной породе глубокие теснины. Какие-то из них были затоплены реками, а те, что у побережья заполнила морская вода. Крутые голые вершины высотой в несколько сотен, а то и тысяч метров окружены потоками воды.
Иногда дно фьорда лежит под водой настолько же глубоко, насколько высоко над ней возвышаются его стены.
Знаменитая скала Кафедра, которую как будто разорвал на части сам скандинавский бог Тор, возвышается над фьордом на 600 метров.
Фьорды примыкают к изрезанному побережью полуострова, которое омывают мягкие воды Гольфстрима. Результатом этого становятся влажные зимы, дождливые и снежные.
Благодаря пресной воде, теплым морским течениям и перепадам высот, образовавшихся в результате крупных геологических процессов, в Норвегии насчитывается около 60 тыс. различных форм жизни: от вечно зеленых хвойных лесов в горах, до бесчисленных видов морских водорослей, от птиц на побережье и рыб, до грибов в березовых лесах, которые выживают, несмотря на суровые природные условия.
Чуть южнее, волны Северного моря окружают широкие песчаные пляжи. Побережье состоит из дюн, отшлифованных скал и сотен мелких островов.
Норвегия – одна из наименее заселенных европейских стран. В горах и на вершинах фьордов царит природа, поэтому для здешних диких животных покрытая снегом пустыня – надежное пристанище (рыси, европейские лоси, косули, волки). Волки Норвегии, несмотря на их защиту, остаются под угрозой исчезновения.

Высоко в горах царят морозы и лед, в долинах лед тает, пополняя водой озера, на которых множество лебедей и чаек.
Высота некоторых норвежских утесов достигает 2 000 метров. На одном из них находится самый большой в Европе ледник Юстедальсбреен. Покрывая несколько долин, ледник занимает площадь более 450 квадратных километров. В некоторых местах его толщина составляет порядка 600 метров. После наступления в Европе глобального потепления эта ледяная глыба начала отступать последней, а наблюдение за ней помогает понять, как образовались фьорды. Юстедальсбреен сдвигает около 400 тонн горной породы в год и медленно проделывает в скалах горные ущелья.

На побережье губернии Согн-ог-Фьюране находится лучший песчаный пляж в Норвегии. Расположенный в широкой расщелине и защищенный бухтой, пляж усыпан белым песком и имеет протяженность 1,5 километра.
Южнее на похожем острове из пены волн поднимается знаменитый камень Kannesteinen. Из далека его можно принять за хвост кита, которого вынесло на берег. Но эта древняя скала – это еще одна скульптура, созданная волнами и ветром в течении нескольких тысяч лет.

Атлантический океан сыграл важную роль в развитии жизни и культуры Норвегии. Без его теплых прибрежных течений, климат был бы здесь таким же суровым, как в самой северной части Сибири. Норвежское течение начинается в Балтийском море, огибает Норвегию с юга и смешивается с Гольфстримом, затем оно поворачивает на север и движется вдоль норвежских берегов. Усиливающийся зимой поток солнечных лучей частично облегчает арктический холод, поэтому норвежцы не против штормовых ветров.
Большая часть воды фьордов добавляет кислорода в океанские течения, их ледники и наклонные скалы превратили Норвегию в страну тысяч водопадов. Среди них самый популярным является Вёрингсфоссен. Его название происходит от древнеисландского слова и означает «почитаемый водопад», что практически предсказало его будущую известность в туристической среде. Данный водопад – это каскад из нескольких водопадов, общей высотой 182 метра, а высота свободного падения реки Бьорейу составляет здесь 145 метров.
Среди 1200 фьордов Норвегии есть такие, которые врезались в полуостров более, чем на 100 километров. Однако, мало что может сравнится по красоте с 15 километровой ветвью Стурфьорда на северо-востоке от Бергена. Гейрангер-фьорд – это извилистое ущелье, окруженное двумя крутыми горами, восхищает туристов в Норвегии. В 2005 году он был включен в ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия, как один из самых живописных фьордов планеты.
Ледники проделали кропотливую работу, сформировав Гейрангер-фьорд. Его дно находится в 500 метрах под водой, а боковые скалы поднимаются на высоту 1400 метров и сохраняют снежные шапки даже летом.
Ежегодно в туристический сезон полюбоваться на красоты Гейрангер-фьорда приезжает около полумиллиона человек.
Фьорды сильно повлияли на историю Норвегии, привлекая сюда мореплавателей, путешествовавших по штормовым морям. Позже, переселенцы вынуждены были искать плодородные земли на западных островах, тем самым также осваивая их. Фьорды обеспечивали укрытие для кораблей и снабжали моряков свежей водой. Эти места видели флотилии викингов, торговые корабли, морские сражения.
Люди начали осваивать фьорды более 4 000 лет назад и расселились у подножия вершин. С прибрежной части фьордов хорошо видны зеленые поляны и леса. Плодородная почва, обилие рыбы, воды и укрытие от непогоды, несомненно, привлекало людей для жизни в этих местах.
Современные фермеры по сей день используют богатый опыт земледелия древних времен и возделывают почву фьордов. На склонах успешно процветает сельское хозяйство.
Только 3% земли в Норвегии пригодной для земледелия и 44% из них находится в горах, на плато и островах.
Еще один важнейший ресурс Норвегии – лес. Свыше 38% суши в этой стране покрыто елями, соснами и березами. И эта цифра все увеличивается, а за последние 100 лет она и вовсе удвоилась. Исключительно чистый воздух Скандинавии связан с большим количеством растительности. Местный ландшафт напоминает о том, что экологически чисто там, где не мусорят.
На побережье, неподалеку от местечка Солбак, можно найти свидетельства местного древнего прошлого. Огромная береговая скала вся покрыта яркими высеченными рисунками или петроглифами. Здесь изображены более 30 кораблей и моряков. Эти символы высечены не викингами. Изображения датируются примерно 500 годом до н.э. и сделаны людьми доисторического периода, за тысячу лет до того, как викинги путешествовали по морям. По всей Норвегии найдены несколько сотен похожих скал, что доказывает, что люди поселились в Скандинавии несколько тысяч лет назад.
Высечение на камне было ритуальным действом и ученые могут только догадываться о значении символов. Кто-то утверждает, что это следы исчезнувшего культа плодородия, а корабли – помощники солнца. Другие уверены, что корабли тянут солнце за собой через долгую норвежскую ночь.
К северо-западу от города Ставангера из материка в Северное море выдается пляж Бораунен. Название пляжа объясняется его географической особенностью. Норвежское слово «раунен» означает галька. Бораунен известен как самый большой и охраняемый галечный пляж в Европе. Камни, которые покрывают побережье кажутся идеально круглыми. В глубине острова пляж покрыт дюнами. Несмотря на относительную близость к городу Ставангеру, местная флора и фауна остались нетронутыми человеком благодаря тому, что на полуострове действуют строгие меры по защите природы.
На западе море отступает, обнажив песчаный пляж. Расположенный в губернии Ругаланн этот 11 километровый пляж способен вдохновить любого.
Зимы в Норвегии стали мягче, а реки, которые раньше в первые месяцы года замерзали, сейчас текут свободно. Водопады стали еще мощнее, так как тающие ледники пополняют водоемы. Мягкие зимы свидетельствуют о климатических изменениях в Скандинавии и глобальном потеплении.
Ожидается, что в 2100 году средние температуры здесь будут выше на 2-3 градуса. В последний раз, когда здесь наблюдались подобные температуры (между 7 и 3 тыс. до н.э.) все ледники в горах растаяли, а уровень моря поднялся на несколько метров.
Сегодня все 30 ледников Норвегии отступают».

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2020/02/20/156