Предудущие публикации про Китай:
http://www.proza.ru/2020/02/05/631
http://www.proza.ru/2020/02/09/1094
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух.
(Эмма Мошковская)
Если попросить Яндекс показать фото железных дорог Китая, он без заминки вывалит на вас неисчислимое количество фотографий с ослепительной красоты футуристическими поездами. И вам сразу станет стыдно за отсталое Отечество. Расслабьтесь и постарайтесь поскорей вернуть пошатнувшееся чувство собственного достоинства. Яндекс шутит. Он предлагает вам немножко неправду. Даю вам честное слово.
На железнодорожном вокзале города Суйфэньхэ, с которого мы отправлялись в Харбин, к нашим услугам был подан не восхитительный экспресс с упомянутых картинок, а вполне средневековый состав с не менее древним тепловозом, даже на вид скользким от солярки и извергающим смрадный дым.
Небольшое пояснение: употребив термин «средневековый», я намекаю вам не на дремучую старину, а на середину прошлого века, период послевоенной советско-китайской дружбы, когда простодушные наши граждане с удовольствием пользовались китайскими фонариками, китайскими термосами и поедали сладковатую на вкус китайскую тушёнку «Великая стена». А потом эта благодать так нехорошо закончилась островом Даманский.
Даманский оставил после себя наш танк Т-62, и по сей день стоящий в Пекине в качестве военного трофея, могилы истерзанных наших солдат в Дальнереченске и урок о том, что великая и мудрая тысячелетняя цивилизация Поднебесной совсем не помешала массе своих представителей в определённый момент истории бескрайне оскотиниться. Этот урок нам хорошо бы помнить в новейшие времена беззаветной и всепоглощающей российско-китайской любви.
Однако, вернёмся на вокзал Суйфэньхэ. Сугубо утилитарное здание, совершенно унылое, холодное и неуютное. Выход из него на перрон закрыт грубой решёткой, ожидать приходится стоя. Желания сесть на металлические скамейки не возникает – всё-таки конец октября на дворе, а температура «за бортом» и внутри практически одинаковая. Разве что в зале маленько надышали да изрядно накурили. Грязновато. По причине позднего времени свет приглушён, а может быть он и всегда такой. Вот, покачиваясь спросонок, проходит по залу из одной двери в другую некая растрёпанная личность железнодорожной принадлежности, в кедах на босу ногу и в позорных трениках, на голый торс небрежно наброшена шинель с непонятными погонами.
Внутренности нашего купейного вагона такие же «средневековые». Пространство разнообразят только мусорное ведро в каждом купе да изрядный напольный термос – заваривать любимый фаст-фуд, «не отходя от кассы». Пространство под нижними полками не закрыто и не образует привычного нам ящика для поклажи. По этой же причине, не имея упора снизу, полки ощутимо и даже страшновато прогибаются.
Одно из верхних мест уже занято, там обосновался молодой человек. Наша задача – склонить его к переходу в соседнее купе. В случае успеха пара попутчиков из нашей группы не будет временно разделенной. Мы производим руками некую пантомиму в смысле: ты – туда, а он – сюда, для пущей убедительности заискиваем лицом. Так повторяем несколько раз. Происходит это суетливо и несколько сумбурно, поскольку в узком пространстве купе и коридора каждый из нас исполняет свою партию. Китаец с интересом наблюдает. Потом спрашивает по-английски: «А вы по-английски говорите?»
Уф-ф! Уже легче. Далее «чейнч» проходит уже без запинок. Нашего китайского товарища интересует только, не будем ли мы требовать разницу в стоимости, потому что мы отдаем свое нижнее место в обмен на верхнюю полку. Мы требовать не будем, и он, успокоенный, уходит. Вообще, как мы в дальнейшем убедимся ещё не раз, встретить в провинции говорящего по-английски китайца – удача неимоверная, так что нам крупно повезло.
Несколько наших попутчиков ради экономии вызвались скоротать эту ночь в плацкартном вагоне. У них всё оказалось не в пример интереснее. Вот, скажем, полки в три этажа, зато нет боковых. На месте боковых полок и сидений - проход, как в купейном вагоне. На третьем этаже надо привязываться специальными ремнями, чтобы не упасть. Мера совершенно не лишняя, учитывая сильную болтанку подвижного состава.
Отдельного попутного штриха заслуживают поездные «удобства». В нашем вагоне их было три. Первые два «отсека» ещё кое-как соответствовали общей картине поезда. Зато третий являл собой апофеоз минимализма и функциональности – это была просто дырка в полу, ничем не препятствовавшая лицезрению весело мелькавших шпал.
Мы отбыли из Суйфэньхэ затемно, любоваться нечем, оставалось только спать. Полутысячекилометровое расстояние поезд преодолевает как раз за ночь. Зато всё раннее (и солнечное в тот день) утро – к нашим услугам. Приучаем себя к мысли, что времени здесь – минус три часа от Владивостока.
За окном просто незанятой земли нет. Хватает всего: и промышленных сооружений, и отдельных мелких, депрессивных на вид, деревенек, и полей, и лесопосадок. То, что необъятные массивы деревьев специально высажены, не вызывает сомнения – отчётливо заметна геометрическая правильность их расположения. Наша опытная попутчица рассказывает, что этот великий труд был совершен китайцами в целях восстановления лесов, погубленных, как и многое другое в ходе «культурной революции».
Харбин встречает нас сурово. Солнышко спряталось. Пролетает снежок. В общем, не удивительно – мы значительно удалились от морского побережья, континентальность берёт своё. Нас, впрочем, это ничуть не беспокоит – мы разогреты ожиданием предстоящих впечатлений. Посмотрим, что тут русского в этом русском Харбине.
P.S. Если кому интересно, путевые заметки про Китай ещё будут.