Недетский вопрос

Любовь Рождественская
Недавно пятилетний ребенок задал мне вопрос:
«А что такое будущее?»
Я призадумалась и поняла, что для ребенка не существует понятие времени, ребенок здесь и сейчас, он счастлив от того, что есть. Стала думать, как бы объяснить человечку так, чтобы не нарушить его внутреннее ощущение времени.
Не так просто нам, взрослым, самим понять существо вопроса.
Объяснила просто:
«Утром ты была в детском саду, занималась в кружках и т.д. –это уже прошло, значит это – прошлое.
Сейчас мы с тобой разговариваем, т.е. что–то делаем в данное время– это настоящее. Но уже через минуту после разговора это уже превращается в прошлое.
А вот завтра мы не знаем, что произойдет, что будет, поэтому это называют будущим».
Надо сказать, что ребенок был очень удивлен, для него это стало открытием. Разговор был окончен, но размышления мои продолжались. Получается, что понятие времени настолько условно, границы между прошлым , настоящим и будущим зыбкие и нечеткие: за одно мгновение мы проживаем и прошлое ,и настоящее, и будущее, т.е. мы творим свое будущее каждую минуту. А раз так, значит мы всегда должны помнить о том, что мы мыслим, говорим, делаем.

Если мы думаем, говорим, поступаем позитивно, то и будущее наше, скорее всего, будете тоже позитивным. Если же мы настроены агрессивно, в нас бушуют страсти и поступки совершаются необдуманные или, еще хуже,
намеренно отрицательные, то ,вряд ли, будущее будет радостное.
Ожидая светлое будущее, сейте соответствующие зерна в настоящем!
Светлые зёрна прорастут в прекрасное будущее.


Я позволила себе поделиться своими размышлениями с ребенком, ребенок, как ни странно, все понял, но поинтересовался, а как это в жизни?
Привела такой пример:
1. Я нахожусь на природе и любуюсь цветком, на котором сидит пчела, я смотрю на восток – там встает солнце и освещает небосвод, на соседнем дереве поет соловей…
2. На меня произвело впечатление увиденное…
3. Я написала следующее стихотворение:
«Я посмотрела на цветок –
Там пчелка как обычно хлопотала,
Я посмотрела на восток –
Там солнце жаркое пылало,
Недалеко пел сладко соловей…»
«Какое красивое стихотворение» - сказал ребенок.

Продолжаю объяснять ребенку:
1. Это прошлое (я увидела красоту вокруг).
2. Красота произвела на меня впечатление-
это настоящее.
3. Как результат- в будущем написала стихотворение.
Но границы здесь условные – настоящее превратилось в прошлое, а будущее стало настоящим.

Для себя выводы сделала следующие:
1. Чтобы сотворить в будущем что–то красивое, нужно получить импульс из прошлого и пережить его в настоящем.
2. Современные дети тонкие, чувствительные и проницательные. Им не чужды философские размышления. Они «правильно» мыслят и
«правильно» воспринимают жизненные приоритеты,

А задача взрослых -«не засорять « их чистое сознание
плодами нашей «цивилизации».
Всегда надо помнить слова Иисуса Христа:
«Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное».
Вот таким вот »детский» вопрос оказался…