Непонятый Дубай

Александр Алексеенко 2
     Еще совсем недавно Эмираты казались нам далекой страной, где живут очень богатые арабы, которые ходят в длинных одеждах и, где ни попадя, сорят золотом. Но в нашу жизнь они ворвались относительно недавно, когда в конце девяностых в Эмираты зачастили отечественные первопроходцы – «челноки», привозящие оттуда неслыханно дешевые богатства.

     То авантюрное время закончилось достаточно быстро, и началась другая эпоха: поездки в Эмираты и в их самый современный город Дубай стали признаком вашей респектабельности.
     Люди хвастались фотками на фоне небоскребов и умопомрачительных витрин, проживанием в богатых отелях и отдыхом на роскошных пляжах, всевозможными тамошними развлечениями. И все это в окружении пальм и моря. Персидского залива то бишь.

     «В песчаных степях аравийской степи три гордые пальмы…»

     Ага, высоко росли. Меня же эти пальмы в пустыне нисколько не привлекали. Ну, построили в пустыне богатый город, город без корней, на песке. Истории и традиций никаких абсолютно. Не мое это зрелище, не за что уму зацепиться, нечем возбуждать эмоции. А как без этого?

     Позже начались рассказы о других чудесах. Тут и снежный курорт среди песков, и аквапарки, и океанариум, да не один! И в довершение всего – самое высокое сооружение в мире. Башня Бурдж-Халифа!
     Вот башня, честно признаюсь, меня заинтересовала. Чтобы здание выгнать вверх почти на километр от земли – это достойно уважения. Уважения к человеческой творческой мысли и труду. Однако я все равно туда не собирался. Упертый, однако, у вас автор…

     Но в этом году лед тронулся. Были найдены необходимые аргументы, и мы семейным десантом отправились в Дубай. В отличие от других поездок я не стал специально готовиться к посещению новой страны. В том смысле, чтобы узнавать что-то из истории, знакомиться с впечатлениями других путешественников и листать туристические буклеты. Как будет, так и будет. Поездка с чистого листа, так сказать.

     В Дубае на посадку мы заходили глубокой ночью со стороны Персидского залива. Когда показалась береговая линия, то в иллюминатор полыхнуло электрическим светом, как из театральных софитов: Дубай нас ослепил многотысячными огнями. Просто море огней!..
     Приземлились мы, к сожалению, не в элитном аэропорту, а в относительно скромном аэропорту для лоукостеров Шарджа. Это уже другой эмират, не Дубай. Но страна маленькая, поэтому путь в отель был не слишком долог.

     Дороги в Эмиратах прекрасные, а как по-другому в богатой арабской стране? Двенадцати-, а то и шестнадцатиполосные, и все с отличным покрытием. Развязки, мосты, тоннели, указатели – все яркое, освещенное, а посему удобное для водителей.
     Вот вдалеке показались небоскребы, сигнализирующие о том, что мы въезжаем в Дубай. Такси огибал громадный город, направляясь к нашему отелю, что был размещен на искусственном полуострове Пальм-Джумейра.

     - Бурдж-Халифа! Бурдж-Халифа! – закричали малыши, которые, несмотря на поздний час, глазели на новый в их жизни город.

     «Ты посмотри на них», - подумал я, - «какие продвинутые дети пошли... Я еще сам толком не выучил, как правильно эта башня обзывается, а у них так легко с языка – Бурдж-Халифа!..»

     Да, перед нами давно маячила сияющая огнями башня. Не заметить ее было бы невозможно с любой точки, отстоящей хоть сколько бы ни далеко от города. Затем показалась башня Бурдж Аль Араб, более известная как отель «Парус», которая также поражала своей иллюминацией.

     Выходит, что в первый же вечер мы объехали почти всю экзотику, и поселились не абы где, а возле популярного аквапарка на Пальм-Джумейра. Место нашего размещения – отель «Атлантис» – представляло собой не меньшую знаменитость Дубая.
     Сюда даже привозили экскурсии: в торговый центр, что был под отелем, а также в главную достопримечательность –  аквариум, где плавало бесчисленное количество разных рыб, включая акул и скатов.
     Захватывающее зрелище, особенно, когда в воде находились любители, которые за определенную плату облачались в водолазный костюм и в сопровождении инструктора плавали среди рыб перед глазами стоящих за стеклом наблюдателей.

     А у нас своя жизнь. Ехали сюда за теплыми развлечениями для детей, поэтому первые дни все шло по их расписанию: аквапарк, футбол на песке, бассейны и прочая, прочая… Мы, то есть взрослые, нередко составляли им компанию.
   
     Но развлечения развлечениями, а сам Дубай, жизнь города и его обитателей, мне тоже были интересны. Если сюда попал, то почему бы не присмотреться?

     Странно, но местные жители в длинных одеждах нам почти не попадались. А в основном все пришлые. Например, в первый же момент: из аэропорта нас вез грузин!
     По-русски он разговаривал без акцента.

     - Сколько времени вы здесь уже обитаете? Наверное, и арабский выучили?
     - Уже восьмой год. Нет, арабский нам ни к чему. Здесь все общаются на английском. Хотя у каждой народности есть свой акцент, но мы друг друга понимаем. И туристы не в обиде…
   
     В ресторане каждый день менялась команда официантов и прочего обслуживающего персонала. Пакистанцы с индийцами, представители юго-восточной Азии (тайцы или кто-то еще из тех краев, отличаемый нами разрезом глаз и смуглой кожей), африканцы разных мастей, арабы из небогатых стран. А в один из дней с нами заговорил на русском улыбчивый казах!
     Были и прибалты, и португальцы с испанцами, и, традиционно, славяне всех мастей. Вавилон просто!.. Но, в отличие от библейских времен, этот Вавилон имел объединяющий общий язык.

     И с кем бы мы ни перекидывались словами, все как один сообщали, что здесь они уже находятся четыре-шесть-восемь и так далее лет, у кого как получалось. Как правило, начинали здесь обживаться, снимая в складчину комнаты на несколько человек.
     Потом удавалось уже нанимать квартиры только для себя и родственников, и в завершение – покупка недорогих апартаментов, в которые перебиралась вся оставшаяся семья.

     Значит, оно того стоило, если люди столько лет, в спартанских условиях, здесь жили и работали? Понятно, что свою землю они оставили не просто так. Деньги нужны, а здесь их платили более чем исправно.

     Январь в Эмиратах самое «нежное» по климатическим меркам время. Не палящее солнце и комфортная температура около двадцати пяти градусов. Но нас немного напрягал неожиданный прогноз на последующие дни: какие-то дожди, ветры и прочая неинтересная погода. Думали, пугает нас Гугл...

     Ан, нет.

     На третий день мы проснулись под завывание ветра и хлест дождя о стекла номера. Мы метнулись к окну и опешили: Персидский залив кипел от струй воды, падающей сверху, а волны, разгоняемые нешуточным ветром, свирепо накатывали на широкий искусственный волнорез из больших округлых камней. И температура воздуха опустилась до неслыханных в этих краях тринадцати градусов.
     Позже мы узнали, что в эти дни в соседней Саудовской Аравии вообще снег выпал!

     Об аквапарке и бассейнах с теплой водой пришлось нам сегодня забыть, ибо дождь полоскал нас весь день.
     Зато какими счастливыми выглядели местные обитатели!

     - Мы этой погоды ждем целый год! – радовались они.

     «И не мог дождь подождать, когда мы уедем», - бессмысленно и обреченно мечтали мы.
      
     Следующий день нас тоже не порадовал погодой: дождь то утихал, то вдруг с новой силой поливал все вокруг.  Значит, надо искать другие развлечения, чтобы с пользой провести время.

     - Едем в Бурдж-Халифу!

     В конце концов, там нам дождь помехой не будет. А еще возле Бурдж-Халифы есть поющие фонтаны, о которых тоже рассказывали всякие небылицы.

     Когда мы добрались до башни, а потом, выстояв немалую очередь, погрузились в лифт и взметнулись ввысь, то мыслей, кроме плохо скрываемых всеми нами опасений – а не оборвется ли вдруг или застрянет этот сверхсовременный лифт? – никаких не было.
     Но когда цель была достигнута, и мы вышли на смотровую площадку на отметке четыреста сорок метров от земли, да когда мы окинули взглядом все вокруг, то мыслей в голове закрутилось немало.

     Во-первых, что бы ни говорили скептики и критики, но сооружение фантастическое. В этот день ветер трепал нас изрядно, но башня стояла как скала. Ранее я поднимался на разные телевышки, и все они чувствительно реагировали на даже небольшой ветер: колебания были заметны, хоть в этом никакой опасности и не было. А такой высоты, как у Бурдж-Халифы – 828 метров – ни одна телевышка достичь не могла!
     Во-вторых, при всей своей уникальности, башню построили за каких-то пять лет с хвостиком. Других цифр я приводить не буду, все они из разряда рекордных. Но что нам, обывателям, эти рекорды? Нам факт нужен, а он налицо – Бурдж-Халифа великое сооружение.

     Сейчас в этом здании в равных пропорциях разместились офисы, отель и частные апартаменты. Хотя еще свободных мест хватает.
     Рассказывали про одного миллиардера из Пакистана, который выкупил целый этаж из четырех апартаментов по пятьсот квадратов каждый. За его жилищем ежедневно следит нанятый персонал, но хозяин здесь появляется один-два раза в год и всего лишь на несколько дней. Остальное время апартаменты остаются пустыми. Наверное, он просто вложил деньги в недвижимость?

     Мы по кругу обошли смотровую площадку, традиционно запечатлевая в разных ракурсах свои физиономии на фоне раскинутых под ногами пространств.

     Но рассматривая с высоты Дубай, небоскребы, обступившие Бурдж-Халифу со всех сторон, островки новых строек, думалось: почему этот город и дальше продолжает развиваться?

     Условия жизни – климат, отсутствие воды, удаленность от цивилизованной Европы – не самые благоприятные, а люди сюда продолжают приезжать и обосновываться. Что-то меняется в жизни планеты? Смещаются мировые центры влияния и финансовых потоков? Матушка Европа устарела?
     Я ответа для себя не нашел. Хотя знаю точно – это не мой край.

     Спустившись с небес на землю, мы попали «в лапы» менеджеру по продаже недвижимости. Не понимаю, чем мы ей приглянулись, но крупная девушка из Нигерии активно рекламировала нам квартиры в строящемся новом районе, который будет через пару-тройку лет такой же знаменитый, как и район Бурдж-Халифы. А почему? А потому что там возведут еще более высокое строение, чем нынешняя башня: на высоту в тысячу двести метров!..

     Меня тема недвижимости не волнует вообще, а тем более в Дубае. Но сын почему-то решил откликнуться и разговор у них завязался. Остальная наша команда отошла в сторонку и рассматривала стенды, на которых отображались этапы возведения башни. Кстати, стенды были выполнены очень наглядно и познавательно.

     Вернулся сын:

     - Составишь мне завтра компанию? Съездим с ней и посмотрим, что такое они предлагают? Интереса ради. Она обещала сама за нами заехать, а потом обязалась вернуть нас обратно в отель. Опять же – почему бы не узнать что-то новое?

     Ну что ж, аргумент про «новое» меня убедил. Значит, поедем обязательно. Как когда-то говорил Швейк:

     - Почему бы не посмотреть чужие края, да еще задаром?

     Сейчас у нас складывается точно такая ситуация – задаром…

     День у Бурдж-Халифы завершался поющими фонтанами. Придумано занимательно, и с музыкой нам повезло. А очередного дождя избежали! Потому что, как только мы погрузились в такси, чтобы ехать в отель, полило с небес как из ведра. Да еще с громом и молнией!.. Это для того, чтобы счастье для местных было получено в полной мере.

     Утром за нами, в самом деле, заехала представительница компании-застройщика. И не абы на чем, а на «Мерседесе» представительского класса.
 
     Выехали. Наш путь до нового района оказался долгим. А все потому, что местные не привыкли, чтобы хляби небесные разверзлись в таком объеме. Ливневая канализация в Дубае была уничтожена как класс, поэтому на автобанах в некоторых местах образовались целые озера. Появились автомобильные пробки. Пришлось ехать не через центр, а объезжать заторы с выездом за город.

     Дороги были запружены до такой степени, что вода доходила до автомобильных порогов. Особенно страдали автомобили класса «седан». Немало их брата стояло в лужах с заглохшими двигателями. Очевидно, за рулем были малоопытные водители и сейчас они в растерянности ждали помощи.

     Наконец, мы добрались до места назначения, где и провели пару часов. Могу с уверенностью сказать, что да, поездка стала познавательной. Место застройки хоть и было далеко до центра, но у него имелись все предпосылки стать не менее знаменитым районом, как и сооруженные ранее.
     Запомните название – Дубай Крик. Это, возможно, в недалеком будущем очередное чудо света в Дубае.

     А вдруг через лет пять, когда здесь все застроят и выгонят вверх сумасшедших размеров башню, все остальные места в Дубае поблекнут перед этим? А я буду вспоминать и всем рассказывать, как там ходил и рассматривал очередной рай земной…

     Что касается цели нашего визита, то лично для меня все было понятно еще накануне. Я никаких квартир покупать не собирался, поэтому ходил, прислушивался и вежливо улыбался.  А прочие заинтересованные лица пусть себе переговариваются, мое дело сторона. На том и расстались.

     Оставшиеся дни погода улучшилась, но только до того, чтобы дети снова носились на песке и играли в футбол. В аквапарк мы уже не ходили. Солнце, ветер и прохлада – так заканчивался наш кратковременный визит в Дубай. Для зимы совсем неплохо, так и у нас дома снега не было и частенько солнышко светило.

     Я для себя так и не решил – что же такое, этот Дубай? Чем он живет и чем зарабатывает, чтобы стольких пришлых людей кормить? Нефти, как в других эмиратах, там нет. Про климат и условия жизни я уже распространялся, неважные они, как по мне. Географическое положение чем-то привлекает? Транспорт и финансы? Возможно, и так.

     А еще, может быть, факт существования Дубая надо рассматривать как божественную указку – здесь будет стоять очень богатый и очень важный город для Земли? Вавилон ведь тоже когда-то существовал и был непризнанной столицей мира.
     И располагался Вавилон почти в тех же краях, что и Дубай. Я же не стану расстояние между Вавилоном и Дубаем в тысячу с лишком километров считать чем-то глобальным? По нынешним временам это не расстояние. А для Всевышнего тем более.

     В общем, не понял я, почему существует и развивается Дубай. Но буду самокритичным – как говорится, меня не спросили.

     Но одно хорошо – я в этом городе хоть и не по своей вольной воле, но все-таки побывал. Увидел много интересного, хоть и чуждого мне по своей природе. Но что есть – то есть.
     Буду вспоминать, этот непонятый Дубай...