Эдгар Дега. Абсент

Марина Лебедь
Эдгар Дега. Абсент.
1876 г. Музей Орсэ, Париж

   Сторонники классической живописи, увидев подобное расположение фигур,  возмущаются тем, что на  картине все неправильно. Композиционный центр  смещён к самому краю, изображённые мужчина и женщина сидят с ничего не выражающими лицами, смотрят в пустоту, фигура мужчины обрезана. На самом деле Эдгар Дега  изобразил всё именно так намеренно. Сломав очередной стереотип, Дега совершил очередной прорыв в изобразительном искусстве. Оказывается, нарушение законов академической живописи само по себе может быть  мощным средством художественного воздействия. При взгляде на такой, съехавший к правому краю композиционный центр, у зрителя возникает дискомфорт, ощущение дисгармонии, которое, как раз, и соответствует общему настроению картины.  Кроме того, пара изображена в тот момент, который они хотели бы скрыть от посторонних глаз, в унизительном для  себя состоянии тупого оцепенения, и художник  как будто запечатлел эту сцену украдкой.

    Главным действующим лицом является сидящая за столом дама. Видно, что  эта выпивка нечто ординарное в её жизни, повторяющееся много раз, и,  значит, эта женщина спивается. Об этом  говорит весь её облик.
 Лицо дамы приобрело землистый оттенок, глаза грустные, на лице выражение апатии. Тщедушное, безгрудое тело не выдерживает собственной тяжести, она сутулится.  Дама одета с претензией на кокетство и моду. На её голове высокая шляпка, подходящая к чертам лица,  на ногах туфли на каблуках. Однако,  одежда,  несмотря на кружева и рюши,  производит впечатление несвежей,  дешёвой и, как будто, наспех нацепленой.  Женщина явно катится на дно. Она вызывает не отвращение, а жалость, поскольку лицо её, ещё не утратившее красивых очертаний, несёт на себе  следы умственных занятий. Можно предположить, что эти двое принадлежат к творческой богеме.  В угоду пагубной привычки дама постепенно уничтожает всё то, что даровала ей природа.
   
     Потрепаного вида мужчина рядом с  женщиной не смотрит на неё, не интересуется её персоной.  Дега уловил интересный психологический факт.  Если мужчина и женщина,  являясь парой, спиваются вместе, мужчина, будучи сам алкоголиком, презирает и осуждает свою пьющую подругу. Таким образом, при наличии собутыльника дама на картине производит впечатление одинокой.

  Ситуация осложняется тем, что пара пьет полынную настойку, абсент. В то время абсент  содержал в своей рецептуре экстракты нейротоксичных растений,  придававшие ему свойства не только алкоголя, но и наркотика.

Тональность окружающей обстановки и изображённых лиц практически идентична.  Так художник показывает своё отношение к данному  заведению. 

   Изобличая пьянство, как порок,  Эдгар Дега умело балансирует на грани реализма, без излишней драматизации или комплиментарности.   Это производит  впечатление особой достоверности и изобличает пьянство как порок.