Трактористка Катя

Алифтина Павловна Попова
 Утром следующего дня был звонок из Быстрого Истока. Надежда Васильевна Саблина – редактор газеты «Ударник Труда» пригласила меня на «Праздник Хлеба». 2 августа 2009 года я заказала такси, и мы c сестрой отправилась на родину наших  предков. Ехали по дороге равнинного Алтая, по обеим сторонам колосилась  золотистая пшеница. Миновав поля Смоленского района, такси приближалось к селу Верх – Ануйское. А это уже был Быстроистокский район. С волнением всматривалась вдаль, туда, где был полевой стан четвёртой бригады колхоза им. Молотова. Надеялась увидеть такие же золотистые колосья пшеницы, какие были в пору моей молодости. Со школьных лет я принимала участие в уборке урожая на поднятых целинных землях Алтая. Но за лето 2009-ого года заросла земля сорной травой до самого горизонта. После «перестройки» и у нас, в Кузбассе, весной можно видеть на заброшенных полях море цветущих одуванчиков.

После того как село Верх – Ануйское осталось позади, показались поля второй бригады. Вспоминаю, как наш девятый класс Акутихинской средней школы весь сентябрь 1958 года работал здесь на току. Шофера привозили пшеницу с полей, высыпали на чистую площадку. Мы очищали её от сорняков, загружали вручную в кузов машины. Шофера увозили для сдачи государству в Быстром Истоке. Здесь был полевой стан, столовая, барак, в котором мы спали на полу, поверх матрасов, набитых соломой, укрывались своими фуфайками. Из учителей с нами был Анатолий Ефимович Наливкин.

С 1958 года многое в стране изменилось. Уже шёл 2009-й год. Видно было, что и на полях второй бригады в этом году плуг трактора Быстроистокской МТС земли не касался. По всей вероятности, когда были ликвидированы совхозы после перестройки, куда-то исчезла техника из МТС. Эти места мне дороги тем, что они вошли в историю нашей семьи. Я работала здесь на освоенных целинных землях Алтая. Мама Екатерина Михайловна Черепанова была  первая девушка – трактористка, комбайнёр, шофёр Быстроистокской МТС. В школьные годы я много раз слышала её рассказы о том, как она работала трактористкой и комбайнёром, пахала трактором землю на этих полях и убирала урожай пшеницы.

Из воспоминаний мамы: – Однажды  я увидела, как по улице, мимо нашего дома, прошли первые трактора. Быстроистоксая МТС  находилась в селе Верх-Ануйское. Туда они и направились. Услышав рычание тракторов, люди выбежали из домов, чтобы на них посмотреть.  Такая невидаль! Ребятишки бежали следом до конца села, окружив их  со всех сторон.  Тракторы скрылись давно из вида, а в ушах у меня так и звучало – «Тыр-тыр-тыр». Под впечатлением появилась у меня мечта – выучиться на трактористку. В селе Верх-Ануйское  открыли курсы трактористов при МТС.  Мне семнадцати лет ещё не было. Недолго думая,  я прибавила себе годы и уехала поступать на эти курсы. Члены приёмной комиссии посмотрели на меня, засомневались в том, что мне уже исполнилось восемнадцать лет.
 
– Да вы не смотрите, что я ростом маленькая, а лет-то мне уже много! –  соврала я. Учиться на трактористов приехали из разных сёл только парни. Я очень просилась учиться вместе с ними, поэтому члены комиссии посовещались, и директор МТС сказал: – Ну, давайте посмотрим, что из неё получится! Мою фамилию записали в список принятых в группу трактористов.

 Февраль, март, апрель я успешно осваивала теорию и технику.  Все детали трактора знала «назубок». Меня ставили в пример парням, когда те, что-то не запоминали или не понимали то, что нужно было выучить. В апреле началось вождение. Хоть и маленькая  была ростом, но силы хватало управлять трактором. Сдала теорию и вождение на "отлично". После сдачи экзаменов, нам выдали "дипломы" об окончании курсов трактористов.

 В мае 1932 года пахали трактористы землю  на тракторах, которые прибыли в Быстроистокскую МТС. Документ у меня в руках был о том, что я трактористка, но  мне шёл семнадцатый год. Мой дядя, Черепанов Юдай Иванович, был первым председателем колхоза. Он  знал, сколько мне лет, поэтому трактор не доверил. Поставили варить лапшу для колхозников в полевой столовой. В декабре исполнилось мне семнадцать лет. Зиму 1933 года училась в Белокурихе на курсах медсестёр и работала в здравнице. Брат Лука Иванович Душкин был начальником в санатории, увёз меня зимой. После окончания курсов, врач взяла меня работать к себе в кабинет. Однако мне пришлось уехать из Белокурихи, так как мама сильно заболела, и нужно было помогать ей по дому и присматривать за младшими братьями и сёстрами.
 
Уборочная страда уже закончилась, трактористы начали пахать пары. Восемнадцати лет мне ещё не было, трактор не доверили, но посадили на плуг.  Я выполняла работу плугочиста. Сейчас как вспомню, так сердце щемит. Ведь с утра до позднего вечера трактор таскал по полю плуг, а железное сидение было холодное. И холод, и всем ветрам была открыта. А одежда-то в то время  не была утеплённой! Вот где здоровье-то потеряла! Зад примерзал к железному сидению.  Плуг забивался землёй в сырую погоду, приходилось поднимать плуг, выгребать комья, очищать, а потом обувь вытаскивать из грязи. Закончили пахать со снегом.
 
На следующий год, 1934-ый,  мне уже исполнилось 18 лет. Первый день работы в качестве трактористки запомнился мне. И был он самым  счастливым в моей жизни. Работу начала с молодым парнем - трактористом. У него уже был опыт, а меня ему направили в помощницы. Парень был молодой, а трактор «Фордзон» – старый. Пахала я до обеда хорошо, а после обеда трактор заглох. Тракторист бегал вокруг него, крутил-вертел, ремонтировал, матерился, что дали ему неумелую напарницу – бабу. Куда только он не заглядывал, но трактор не заводился. Тракторист бросил трактор. Матюгаясь, ушёл в бригаду (так называлось место полевого стана). А поле-то осталось не распахано!

Я расплакалась, сильно расстроилась,  думала: «Всё, мечта рухнула. Сегодня же выгонят меня из трактористок». Слёзы по щекам потекли в два ручья. Потом разожгла костерок, посидела у огня, успокоилась, подумала: «В чём может быть причина? Почему не заводится-то?» Вытащила свечи, обожгла их на костре, протёрла хорошо, вставила на место. С первого раза трактор заработал. Вот радости-то было! Одна допахала всё поле и уже затемно возвращалась на тракторе на полевой стан. Это был самый радостный день в моей жизни.  Когда поздно вечером я подъезжала к бригаде, на "пяточке" веселье было в самом разгаре. Играла гармошка. Плясали и пели частушки девчата. Утром бригадир выгнал с работы моего напарника. Больше я его не видела.

 Потом пахала поле уже без помощников  в колхозе «Красный боец». Пришлось мне поработать и в колхозе "Сибиряк" на новом тракторе «Интернационал». Сначала он таскал за собой комбайн по полям, во время уборки ржи и пшеницы. А после того как закончились уборочные работы,  в колхозе «Сибиряк», я  проводила вспашку земли на этом тракторе до поздней осени. Снег уже пошёл. В этот год получила за работу на трудодни очень много пшеницы. Работа механизаторов в колхозах оплачивалась выше, чем работа простых колхозников.

 В начале зимы 1935 года  послали меня в Быстроистокскую МТС на переподготовку на комбайнера. А уже летом работала комбайнером сначала на старом комбайне и была в передовиках, поэтому первый новый комбайн закрепили за мной.  Бывало,  еду по полю на новом комбайне, солнце светит, колосится  пшеница, а у штурвала развевается флажок «Ударник труда». Радуюсь тому, что больше всех из комбайнёров пшеницы убрала. А в сентябре 1936 года окончила в Барнауле школу шоферов. Доверили мне легковой автомобиль. Я возила директора МТС Петра Зуева. Куда посылали, там и работала.
 
«Поучительно помнить дни древние, оглянуться назад, чтобы сравнить их с настоящими делами, соображать и предполагать о будущем…», – говорил Святитель Макарий Алтайский.

На фото Черепанова Катя.