Журавль в небе

Ирина Лемешева
Она любила фильм "Карнавал". Любила неподражаемую Муравьеву с ее восторженным взглядом, нарисованными веснушками и детской непосредственностью провинциалки. С ее пластикой и энергией, бьющей через край. С ее способностью отдаваться чувствам, как можно отдаваться, наверное только лет до 25. Вся страна пела "Позвони мне, позвони ! "
Кто-то подпевал, просто потому, что песня была уж очень хороша - и слова, и мелодия, и ритм, и аранжировка. У других эта песня вызывала свои, личные ассоциации и, подпевая, "позвони мне, позвони " они вкладывали в это свой смысл.
Она не думала, что в свои 50 с хорошим плюсом сможет так ярко и по-новому услышать эти слова, давно выученные наизусть. Еще с юности.

Ей очень хотелось, чтобы он позвонил. Написал, в конце концов. Объявился. Голова понимала: то, что произошло - неизбежно, это было уже заранее спрограмировано. Уже в день их встречи. Но тогда, два года назад, об этом не думалось. Такое, вполне рутинное свидание. К слову, второе за неделю. Кафе в крупном торговом центре. Столик в углу. Там, где вместо стульев удобные мягкие диванчики. Традиционный капучино с пенным сердечком. Она всегда не понимала, как на поверхности кофе рисуют все эти сердечки и веточки-цветочки. Иногда то,что нам кажется очень сложным, на деле оказывается таким простым. И наоборот.

Сказать, что он произвел первое впечатление? Нет. Да, вроде соответствовал ее списку и отвечал параметрам. Иначе она бы просто не назначила встречу. К чему начинать, если результат, а точнее его отсутствие, известны заранее?  Но бывало, что и соответствовал и отвечал, а на деле это было что-то совершенно несуразное. Странное.Неадекватное. Одним словом, бедовое. Иногда клонило в сон, и тогда кофе было очень кстати. Иногда кидало в жалость. Встать, извиниться и уйти не позволяло воспитание. А потому она вежливо кивала и сочувствовала. Почему-то большинство сразу видело в ней ту, к которой можно прислониться и делиться своими проблемами и бедами. И делились. И рассказывали про жен, которые изменяли. Жили на всем готовом. Не уделяли нужного внимания не детям, ни семье. При этом умудрялись ещё и не работать. А при разводе оставляли своих мужей в съёмной двушке в сомнительном районе и без машины.

Один рассказ поразил и запомнился. Вроде нормальный мужик в достаточно зрелом возрасте обнаружил, что два его сына, которых он воспитывал с их рождения, оказались вовсе не его детьми. И ещё ко всему от разных отцов. А жена не что-то там. Успешный врач. Уважаемая коллегами и любимая пациентами.
В общем, дурдом с доставкой на дом.

 А тут - вроде бы адекват, спокойный, толковый и немногословный. Устроенный и... семейный. С полным комплектом - жена, дети, внуки, дом. И даже кошка.
- Ты же не хочешь замуж? - с надеждой спросил он, прищурившись.
Она не хотела. После своего долгоиграющего замужества, завершившегося полным фиаско, она хотела покоя. Прежде всего. Покоя и ничего больше. Того,который только снится. И человека,  который бы смог разделить с ней это состояние покоя и безмятежности, свободы от обязательств, от чувства вины непонятно за что.

Они во многом совпали. В чувстве юмора и в умении слушать и слышать собеседника. В общем уровне и любви к чтению и прогулкам. И вообще... Для этого "вообще" есть совершенно четкое определение - "химия". Это стало реально ощутимо уже на втором свидании. И покатилось. Кино и прогулки на природе с непременным посещением кафе. Он спокойно выходил из дома даже в выходные. Это было непонятно, но она не задавала ненужных вопросов.

Было начало февраля, время  сумасшедшего цветения, совершенно весенние денёчки и прекрасное настроение. А что нужно ещё?

А потом он сообщил, что хочет пригласить ее в гости.
- Погуляем сначала по округе. А потом в теннис поиграем во дворе. Хочешь?
Она хотела, но...В ответ на ее недоуменный взгляд он сообщил:
- Жена уезжает в Рим. И я даже знаю с кем.

Для неё это было потрясением. Оказалось, что так они живут уже лет десять.
- Полиамория, - сообщил он. Как будто нацепил на бабочку крошечный листочек с названием. И добавил: так живут тысячи семей.
У нее не было ни одной знакомой семьи, связанной такими замысловатыми узами. Это было непонятно. Противоестественно. Нет, она не упала с Луны. И она, при всем своем консерватизме, не была ханжой. И знала, что люди изменяют. И что мужчины - очень многие, если не сказать - все. Но вот так, со взаимного одобрения...

Сначала это ошарашило, потом позабавило. А потом из нее, как яблоки из прохудившего мешка, посыпались вопросы. Их было много. Отвечать никто не спешил. Из фраз, проскользнувших тут и там складывалась картинка. Которая абсолютно не укладывалась у нее в голове. Жена уже много лет не работала, а что не сделаешь со скуки? В один из дней она сообщила, что вышла замуж в 18 лет, знает лишь одного мужчину и оттого чувствует, что жизнь прошла мимо. Типа, и не жила вовсе.

- Ты знаешь, я ее понял. Я же гуманист.
А дальше все завертелось в сумасшедшем водовороте встреч с другими парами, которые также мечтали возродить чувства друг к другу таким изощрённым способом.
- Я долго противился, - сообщил он. А потом попробовали. И пошло. Это игра, в которую играют очень достойные и образованные люди.

Позже через интернет у нее появилась компания в одной из социальных сетей, а дальше она сообщила о постоянном партнёре. Добавив, что он, ее муж, вполне свободен в своем образе жизни и своих отношениях. Только, чтобы не знал никто, кроме них двоих: ни мамы, ни дети, ни малочисленные друзья.

Так у него появилась Лида. А очень скоро он заболел. Серьезно. Тяжёлая операция, после которой, вроде бы, можно жить. А через короткое время ещё один удар - на этот раз ещё более серьезный. Бесконечные анализы, наблюдение, походы к врачу и постоянные таблетки, которые держали его на краю обрыва, за которым - вечность. Он продолжал работать. Жена продолжала сидеть дома. И все происходящее по-прежнему было тайной для всех. А потом заболела его Лида. Болезнью, лекарство для которой ( или против которой) ещё не придумали. И на него навалились ещё и дополнительные заботы - возить ее по врачам и клиникам. Сопереживать и поддерживать. Она была в разводе, его Лида. Единственный её сын, крученый и непонятный, телепался где-то на Востоке - то ли Сингапур, то ли Гонконг - и с матерью не поддерживал даже переписку. Поэтому, когда Лида сообщила, что выходит замуж, он вместе с грустью почувствовал неожиданно для себя некое облегчение. Она уехала в Канаду. Именно там нарисовался будущий муж, с которым ее познакомила подружка. О ее болезни он узнал постфактум, когда она, продав квартиру, переехала к нему. Человек оказался порядочный. Ещё один гуманист, который не выкинул ее на улицу, а взял под свое крыло. Так и живут, партнёрские отношения без особой любви. А с ним переписывается по ватсаппу раз в неделю.

Вся эта информация просачивалась к ней по капле. Из крошечных частичек, брошенного слова или фразы она выстраивала  цельную картинку, как собирают  пазл.

А тогда она да приняла его приглашение и  была у него в гостях. Двухэтажный дом. Небольшой, но с двориком. И был теннис, и прогулки по окрестностям, и чудесный восточный ресторан. И эта "химия", которая просто витала между ними. Когда они уже под вечер пришли к нему домой, она поинтересовалась - есть ли у него, что поесть на эти 7 дней, пока он будет один. Он с обескураживающей улыбкой открыл холодильник. В глаза ударило белизна абсолютно пустых полок. Абсолютно. На одной из полок эту белизну разбивала нержавеющая кастрюлька с гречневой кашей. Все. Не было даже готовых продуктов - ни сыра, ни яиц, ни йогурта, ни творожка. Ничего.
В ответ на ее взгляд, он развел руками:
- У меня на работе хорошие обеды.
- А дочка? Ведь она возвращается на конец недели из армии. Что она будет есть?
- Сходит в кафе.

Она почувствовала, как в ней тяжёлой волной поднимается какое-то душное, сильное и незнакомое ей чувство. Ненависть? Да, наверное, ненависть. К этой совершенно незнакомой ей женщине. Его жене. Дом напоминал съёмную квартиру. Ни намека на стиль, уют, все то, что делает дом домом. И даже наличие кошки не спасало ситуацию. Совершенно заброшенный дворик, в котором не было высажено ни единого цветочка. И это при хорошей и даже очень хорошей финансовой базе и неработающей хозяйке.

Всё это мне рассказала моложавая и симпатичная женщина. Мы оказались с ней соседками в автобусе на одной из экскурсий. Дорога не близкая, часа 3,5, за окном - уже тысячу раз виденный пейзаж...Начал накрапывать дождь, перешедший в ливень. И как-то сама собой завязалась эта беседа. Я чувствовала, что женщине просто необходимо выговориться.

- А что же дальше?
- А дальше мы общались два года. И было хорошего много: кино и театры, походы и экскурсии, кафе. И беседы. И переписки. И порой совершенно редкое понимание, без слов. Нет, я совершенно не была стандартной любовницей, мечтающей разбить семью и увести мужа. Этого не было даже в подсознании. А что было? Непонимание, как он может жить с такой женщиной, в которой я не могла найти ни одной точки, за которую можно было бы зацепиться. Что, кроме детей, может связывать и держать на плаву эту семью? Что заставляет его, успешного и нормального мужчину, терпеть такое отношение к себе? И это непонимание, этот протест невозможно было сдерживать. Такое совершенно глупое и детское желание восстановить справедливость, - она горько усмехнулась.
 
И каждый раз я наталкивалась на его бесконечные попытки ее оправдать, обелить и защитить. Тогда, когда для этого не было ни малейших оснований. А он рассказывал, рассказывал... Видимо, была острая необходимость хоть с кем-то поделиться. И картинка складывалась просто ужасающая. Ужасающая для меня. Но не для него. И понять этого я была не в силах, как не пыталась. И это непонимание иногда выплескивалось. Сильно. Он обижался. Замыкался. Исчезал на несколько дней. Появлялся снова. Я просила не снабжать меня этой информацией, не упоминать о ней. Но получалось это у него неважно. А у меня не получалось не реагировать. Не получалось понять, как можно сохранять полноценные супружеские отношения с женщиной, которая принимает своего любовника в своей супружеской спальне, в то время, как муж с семи утра уже сидит на работе у компьютера, чтобы обеспечить семью. Не понимала, как такой жене дарится на день рождения подарок - две ночи в отеле на берегу моря. Она, видите ли, любит плавать. А самое ужасное, что мне об этом докладывалось. Зачем? Я так и не поняла. По сей день.
-И вообще...косяков было предостаточно.Старалась не обращать внимания, ценить хорошее. Я обратила внимание, что он не любит подарки. Говорил, что некуда потом девать эту ненужную никому ерунду. Так и будет валяться по дому. И меня не баловал ни подарками, ни цветами. Предпочитал дарить эмоции - сходить в театр, выехать на природу, посидеть в кафе. - Она задумалась, вспоминая.- Ничего не подарил мне на 8-е марта. Ничего. Я обиделась тогда ужасно и высказала ему эту свою обиду. Удивился. Искренно удивился. Типа, для чего нужен букет, который через несколько дней надо будет выкинуть. Ведь он дарит мне такие поездки на природу и целые поляны цветов. Удивительно, - вздохнула она. - Оказывается, можно, будучи такими близкими, иметь такой разный взгляд  на жизнь.

На его день рождения я решила действовать по его системе - никаких подарков. Купила ночь на севере в циммере. Оплата на месте. Никаких штрафов за отмену. За два дня до его дня рождения  умерла его теща. А нам выезжать через четыре дня. Позвонила, отменила. Сказала, что это неправильно оставлять жену в такой момент без поддержки. А потом...через две недели после похорон матери его жена отправилась со своей компанией и своим любовником на концерт джаза. Через две недели! - Она вздохнула. И ей не было стыдно смотреть в глаза этим подружкам, а им не было стыдно перед ней. Подружки,которые даже не приехали выразить свое соболезнование. Вот уж поистине - скажи мне,кто твой друг,и я скажу, кто ты,- она задумалась на мгновение.

-Для меня это был край. И уже стали совершенно незначительными и грязная неуютная и неухоженная квартира, и ее гулянки, и отсутствие какой-либо заботы о муже, хотя бы в виде приготовленных бутербродов ему на завтрак или поглаженной рубашки.Стали понятны достаточно прохладные отношения с семьёй сына.
-Нет, - поспешно добавила она. - Они ничего не знали. Но сноха стопроцентно что-то чувствовала и пыталась выстроить стеночку, вырвать своего мужа из этой семейки. Не оставляла им детей, не баловала посещениями.Не доверяла. Интуитивно,наверное. Умная девочка. Марокканочка. И симпатичная. А внуки - просто красавцы. Смешение крови. Да и сын его очень симпатичный, ничего не скажешь. Успешный. Хороший специалист. Но полностью под пятой своей жены. Она принимала все решения: что, куда, когда, с кем. А он готовил. Подкаблучник. В папу. Он сам так и говорил - Ави в меня пошел.

-Что удивительно - его внук и мой младший сын в детстве настолько похожи..поразительно просто. Жизнь порой преподносит сюрпризы. - Она отвернулась к окну. Дождь затихал.
- Вы, наверное, спросите, какое дело мне было до его жены? Если бы он не рассказывал ничего, то, наверное, не было бы никакого дела. Меня бы даже и имя ее вряд ли бы заинтересовало. И дело даже не в постели. А во всем остальном. Он почему-то считал, что мне интересно знать, как она брала уроки органита и виндсерфинга. Как она добывает какими-то путями бесплатные контрамарки в оперу. Для себя, любимой. Как любит джаз, увлекается фэн-шуем и занимается бисероплетением. Разносторонняя натура. Как страдает от мигреней. Как он ходит с ней в кино, рестораны и кафе. Выгуливает, - моя собеседница горько усмехнулась. Я не знакома ни с одним мужчиной, который бы на его месте не спустил бы свою жену со второго этажа. Без тапочек. А он ею, по-моему, даже гордился. В голове не укладывалось все это.

- Когда он сдавал свои бесконечные анализы крови, звонил мне, сидя в очереди в больнице. Подбадривала, как могла, понимая, что в любой день результат может стать фатальным и необратимым. Ее рядом с ним не было ни разу. Вот и пойми этих мужчин.

- Вы ее видели? Красивая? - полюбопытствовала я.
- Красивая? Даже не симпатичная, это объективно. Фигура неплохая, неполная. Это всё. А лицо... Если честно, мы все не красавицы, особенно по утрам. Но здесь...не просто не симпатичная. Что-то отталкивающее в лице. Какая-то неудовлетворенность что ли. Стервозность. Видимо, она это понимала сама, свои фото практически не выставляла в соцсетях. Так, пару штук.

Поймав мой изумлённый взгляд, она кивнула:
- Да, я заходила на ее профиль. Узнав, что она гуляет у меня, смотрит мои публикации. Она с его Лидой вообще друзья в Фейсе. И лично они были знакомы. И во время ремонта своего жили у этой самой Лиды целый месяц.
Видимо, на моем лице отразилась целая гамма чувств.
- Вот и я...понять этого не могла, психовала. Пару раз взрывалась очень сильно. Дура, так хотела раскрыть ему глаза. Расставались ненадолго, а потом всё начиналось заново. Качели.

- Вы знаете, - оживилась она. - Я в детстве очень качели любила, могла кататься часами, до мозолей. А потом кожа сходила. Вот так - она провела пальцем по ладошке. Но все хорошо в свое время. И качели в том числе.

- Мое счастье, а, может, наоборот - несчастье - в том, что я очень отходчивая,- со вздохом константировала она. Как он шутил - ты зла не держишь, просто все помнишь. И действительно, помню. А он был другой. Вынашивал обиды,холил и лелеял. И это тоже начало потихоньку бесить. Ему что, обижаться не на кого дома?

-Год назад на Песах мы первый раз выехали вместе заграницу. Каких-то пять дней, так как в вечер праздника он должен был быть с семьёй, детьми, внуками. Я согласилась, хотя именно это время - мой единственный оплачиваемый отпуск, и я всегда старалась его использовать по полной - выезжала дней на 10-12. Но тут вошла в положение - пять так пять. Проверили цены. Оказалось, что взять полет и отель вместе - самый дешёвый вариант. Было решено, что я закажу в своем турагентстве.
 
- Я следующий раз принесу деньги, - сказал он. И принес. Только на себя. А поездка дешёвая. Действительно дешёвая. Это даже для меня не были деньги, а уж для него...так... семечки. Это резануло меня. Сильно. Кто я ему? Попутчик? Соседка по комнате? Я не из тех, кто ждет, чтобы ее содержали, а потому эта моя реакция саму меня поразила. Так было неприятно. Если бы он хотя бы предложил, я бы, наверняка, отказалась бы. Но он не предложил, даже намека не было. Моя подружка  была в курсе событий. Так она просто бушевала: "Если ты там вытащишь кошелек, я с тобой больше не общаюсь." Она вздохнула, вновь засмотревшись в окно.

- И...? - подтолкнула ее я.
- И...? В первый же день мы пошли покупать билеты на двухэтажный красный аатобус. Там было три маршрута по островам. Было решено взять все три. Чтобы увидеть максимум за эти пять дней. Каждый билет - 15 евро. Я протянула свои 45 в полной уверенности, что он оттолкнет мою руку, заплатит за нас обоих. Не оттолкнул. Заплатил за свои билеты, а пять евро оставил на чай . Чужой женщине, которая продала нам эти билеты и объяснила, где конечная остановка автобуса. Вот так. За автобус на фестиваль фейерверков я тоже заплатила сама. Никакого протеста с его стороны. Было обидно. Я понимала, что виновата сама, что неправильно себя веду. И что совсем не в этих копейках  дело. Я привыкла платить за себя сама ещё когда была замужем. И просто не понимала это его поведение. Было обидно за себя и стыдно за него. Неужели за пять дней человек может раскрыться вот так...? Ведь дома он платил и за  кафе, и за кино, и за театр. Что-что, но жадным я его тогда не считала. Это сейчас, после всего, я поняла - да сколько этих театров было за два года? А по-настоящему дорогих и шикарных ресторанов? Да, мы много путешествовали, но машина его была с работы, бензин бесплатный. Так что же не поездить, когда сам это любишь? О подарках уже говорила...эти спектакли и были подарками. А больше ничего.

- За два года - ни единого цветочка. Хотя...нет...один раз принес букетик белых розочек...Они осыпались назавтра. Так хотелось спросить, где он их купил. Или подобрал. Не спросила.
А принимать старалась его красиво. Он прямым текстом говорил: " Меня дома так не балуют ". Стол накрывала, готовилась. Хотелось сделать ему приятно. Помнила тот пустой холодильник. А подарочки...да, были подарочки. Боже! Такое дарят дети друг другу на 10 лет. Такие, милые пустячки. Ничего мало-мальски серьезного. Винила себя. Значит так себя веду. Неправильно что-то делаю.

Я молчала. Рядом сидела ухоженная, симпатичная женщина.  Явно с интеллектом, явно устроенная. По всему - самодостаточная. Это видно. Этого не скроешь. И такая зависимость от мужчины, совершенно точно не дотягивающего до ее планки. Привыкшего к общению со своей женой, которую и женой то не назовешь. Плебейка, которой непонятно почему так подфартило в жизни. И она, эта плебейка, крутила им, как угодно. А он, как под гипнозом, выдавал это за норму. Убеждал сам себя,что у него все прекрасно и удивительно. И что такие отношения не редкость.

- Не родись красивой, - это как раз тот случай, - как будто услышав мои мысли протянула она.- А ещё...ещё мы съездили в город моего детства. И за это я ему очень благодарна...одна бы не выбралась. Это было полгода назад, на осенние праздники. Поездка опять получилась очень бюджетная, и опять я полностью оплатила за себя абсолютно все: и билеты, и гостиницы, и частных гидов. И даже организовала весь маршрут. Да, он оплачивал там еду, такси, но это такие копейки, что и говорить смешно.

- Что это я всё о деньгах? К сожалению, именно через деньги и отношение к ним порой и раскрывается человек. Как там нас встретили мои девчонки! Нет, даже не подружки, а просто сокурсницы, с которыми не было связи все эти годы...Встретили в аэропорту. Приглашали в рестораны, накрывали столы. Да,они успешные и устроенные, но зарплата в 1000 долларов там для них - недостижимая мечта.Дети разбросаны по заграницам: Америка, Австралия, Германия.

- Да, так о чем это я? О ресторанах. Он даже не додумался после обеда заказать кофе, десерт какой-то для всех. Вот тут дело совсем не в деньгах. Не хватило ни такта, ни элементарной порядочности, ни чувства благодарности к чужим людям, которые тебя так принимают. Ничего не высказывала, так хотелось, чтобы понял все сам. Нет...не понял. В последний день нас повезли в волшебное место - национальная кухня на свежем воздухе на берегу канала, а потом катание на лодках. Такие гондолы с моторчиками,- моя рассказчица мечтательно прищурилась, вспоминая. Погода была - сказка. Только-только начиналась осень. Так он сказал:
-Может, не поплывём? Дорого.
Деньги там...один доллар меньше, чем их 10 000. В переводе на шекели это такая ерунда. Говорить не о чём. Я сказала, что поплывем, что читала об этом месте и мечтала его посетить. Муж подружки пошел покупать билеты.И вот тут до него наконец-то дошло что-то. Догнал его и дал ему деньги. Так он мне сказал, во всяком случае. Сто тысяч. Чуть больше, чем десять долларов на двоих за еду и лодочки. А сколько удовольствия! Практически даром. Мороженое я потом купила на всех. И в театр его пригласила. Была у него такая фраза: " другой бы спорил..." Удобно, правда? А он и не спорил. - Она замолчала на пару минут. Как-то попали в парк, а там колесо обозрения. Горит всеми огнями, не хуже, чем в Канаде. Если ещё не лучше. Не захотел, всегда говорил, что боится высоты...хотя чего там бояться? Кабинка намертво закрывается. Я пошла к кассе за билетом для себя. Он даже с места не тронулся. Типа, хочешь кататься - плати, а я тебя тут подожду.
 
- Вы скажете - мелочи? - она впервые посмотрела мне в глаза.
Я молчала, не зная, что ответить. Наверное, мелочи, если разобраться. Но только этих мелочей большинству женщин хватило бы, чтобы выйти из этих отношений. Совершенно тупиковых и бесперспективных.

- Она, жена его, знала, где он и с кем, и тем не менее звонила ему. Обнаруживала свое присутствие. Это было так неприятно для меня. И контролировать себя было сложно. Эмоции просто захлестывали, - она тяжело вздохнула.
- А последней каплей было наше возвращение. Я знала, что его встречает жена. Меня встречал сын. То есть, не было никакой нужды прятаться и выходить поодиночке. И тем не менее, он попросил меня задержаться на пару минут в здании аэропорта. Попросил, попрощался и ушел. Не оглядываясь. Это было...- она замолчала, подбирая слова. - Унизительно. Да, именно так. Унизительно. Я подождала пару минут.  Вышла. - Она опять замолчала. Видимо, это воспоминание давалось ей совсем нелегко.

- Его машина стояла прямо перед выходом из здания аэропорта. Он уже захлопывал дверцу багажника. И в это время она вышла из машины. Они обнялись. Он даже клюнул ее, типа поцеловал. В макушку. И они уехали. А я стояла с чемоданом, одна. Сын перепутал входы и ждал меня в другом месте. Я,как будто прозрела. Это не были люди, проживающие на одной площади и не желающие разводиться по ряду объективных причин: дети, внуки, недвижимость. Нет. Это была семья. Странная. Совершенно непонятная для меня, но семья. Каких тысячи, как он пытался мне внушить, - она усмехнулась. Я, наверное,не от мира сего. Ну, не укладывается это у меня в голове.
- И у меня не укладывается, - призналась я.

- А потом мы не виделись почти месяц. Он заканчивал ремонт, переезжал на новую квартиру в другой город. Был весь в заботах, как он говорил,"превратился в человека - коробку". При этом  еще и работал. Чем занималась она, я не представляю. Помню, когда мы с мужем переезжали, я упаковала абсолютно всё. Сама. У нас стояла дома пирамида из коробок. Монблан. А я ведь еще и работала. Правда, меньше часов, чем мой муж, но работала. И на работе была запарка - праздники. И папа болел сильно. И ребенок кашлял, как всегда в зимние месяцы. Но как-то крутилась,успевала. И с перевозкой договаривалась, и с мастерами начет ремонта, и полы шлифовала, и...и...и... Ещё и платила за все. Мой муж называл меня тогда " золотая рыбка". Но это отдельная история.

 Она замолчала на несколько минут. Я тоже молчала, примеривая на себя эту ситуацию и поражаясь, сколько моделей взаимоотношений существует между людьми. А если существуют, то, наверное, имеют право на это существование. То, что я слышала, это была явно не моя модель.

- Наконец-то он переехал, - продолжала она. - И что-то немного изменилось. А что и не понять. Реже стали видеться? Да, реже. И погода была...дожди, холодно...не до прогулок. 2-го декабря у него день рождения. На 3-е число пригласил меня к себе - и день рождения отметить, и объект показать. Так он свою квартиру новую называл - "объект". Я согласилась, конечно, но не очень поняла... А как? На мой непрозвучавший вопрос он ответил, что жена уехала со своим любовником в гостиницу на два дня. Объект свободен. Это на второй день после его дня рождения. Праздновать поехала, наверное. Может, я ненормальная, но в моих глазах это...ужас, одним словом. Мы говорили по телефону, но мою реакцию он почувствовал и сообщил, что так получилось, никто эту поездку не приурачивал специально к его дате, и если бы он не согласился, то она бы не поехала. И все в этом духе. То есть, сам себя пытался убедить,что от него что-то зависит.

- Я сказала себе - молчи. Не твое дело. Пусть делают, что хотят и живут, как им удобно. Собрала рюкзак, но он перезвонил через несколько часов, извинился, и отменил нашу встречу. Был простужен уже пару дней, а тут температура поднялась, лежит никакой и  вообще - не хочет меня заражать, а вдруг грипп? А я представила - один, без обеда наверняка, больной, на второй день после своего дня рождения, а его половинка, которую он так усердно защищает, в гостинице со своим любовником. И он об этом знает.

- Это не твой вопрос, - наставляла меня моя подруга. И наверное, она была права.
"Чужая семья - потёмки".
"В каждой избушке - свои погремушки".
Вон сколько пословиц пришло из народа. Наверное, о таких семьях.

Молчала. А внутри все кипело. Так за него обидно было. Тратила на него самое дорогое, что у меня есть - свою энергию. Дура...- она закусила губу и замолчала.

- Но к нему на объект я все же попала. Она собралась на очередной джаз со своим другом и со всей своей компанией. Со своими "подружками", из которых ни одна не соизволила приехать к ней на шив'у после смерти ее матери. Ну, да ладно. Он меня забрал, планировал погулять у городского озера, но было невероятно холодно. Я от этой прогулки отказалась.
- Ладно, посидим в кафе - легко согласился он. Сидел и проверял Ватсапп. Она ему должна была сообщить, когда квартира будет свободна. Знала, что я приду.

Поймав мой обалдевший взгляд, улыбнулась:
- Да, знала.
-А я так много слышала об этой квартире, и об этом ремонте, что представляла себе что-то невероятно красивое. Не дворец, конечно, но...Ремонт был капитальный. Все новое - от полов и дверей до кухни, инстилляции и электороприборов. К тому времени они жили там уже более двух месяцев. Ну, что сказать? Обстановка и интерьер абсолютно съёмной квартиры. Да на съеме у людей красивее, теплее и уютнее. Я понимаю, о вкусах не спорят. Кто-то любит модерн, кто-то классику. Здесь не было даже намека на какой-либо стиль, на какое-то присутствие в доме женщины хоть с каким-то вкусом. Дверь в спальню открыта, кровать неприбрана. Не то, что не застелена. А как будто там табун мустангов пробежал. Всё дыбом. На кухне почему-то две раковины на расстоянии метров трёх одна от другой. Одна из них с верхом наполнена грязной посудой. А рядом посудомойка. Сколько же дней копилась эта посуда? Или ее подготовили для меня? Жизнь по фэн-шую, - она усмехнулась.
- Я очень старалась не выдать своего изумления и разочарования. Держала лицо, что называется. И это ремонт, который стоил более 100 000 долларов? Настолько безлико, безвкусно. Никак, одним словом. Ну, ладно он, простой и непритязательный мужик, это я поняла почти сразу. Из тех,который хорошо зарабатывает и кому по большому счету все  по барабану. "Сойдёт и так". Но где женщина, живущая с ним, у которой море свободного времени и практически неограниченные финансовые возможности? Абсолютно белые стены и это при сегодняшнем выборе обоев,отделок,краски...  Белый кафель на кухне. Верхних шкафов вообще нет. "Надо будет - доделаем" - объяснил он мне. А на каждом нижнем шкафчике - бумажная наклейка с надписью.
- А что это? - поинтересовалась я.
- А это написано, что лежит в ящиках. Ну, чтобы не путаться. Ну, вот, к примеру.- Он отодрал одну наклейку. Ножи - вилки - ложки.

Керамика на полу была неопределенного цвета.
- Мы специально такую искали - объяснил он. Ну, чтобы грязи не было видно.
- Практично, - согласилась я.- А у меня пол светлый, каждая точка видна.
А что ещё я могла сказать человеку, который вбухал столько сил и средств в эту квартиру?
- А мебель! В салоне журнальный столик...такой максимум можно поставить во дворе, ну, может быть, на балконе. Кресло для ТВ, застеленное какой-то несуразной тряпкой. И тут же, в салоне, телепается стул на колесиках, для компьютера. Ни горочки, ни комодика. На кухне стол со страшной клеенкой. Прошлый век, - добавила она с горечью. - И ни одной фотографии...ни детей,ни внуков.  Зато по стенам - зеркала, совершенно разнокалиберные и не подходящие абсолютно ни к чему. Тоже фэнь-шуй, наверное. В душевой вместо кабинки - труба с клеенчатой занавеской.

- Вот тогда я и подумала: а может, у нее что-то с головой? А он жалеет ее и потому не уходит. Чувствует ответственность за ту, которую приручил. Гуманист.
- Все может быть, - я согласно кивнула.
- Так, почему было мне не сказать? Неужели я бы не поняла?

- В общем, попили чай с халвой на его объекте. Без домашних пирогов. Их там, наверное, сроду не было. И он отвёз меня домой. -
Она долго молчала. Гидесса сообщила, что через полчаса мы будем на месте. Дождь ещё моросил, но небо уже потихоньку светлело, и было понятно, что с погодой все будет нормально.

- А как у вас сейчас? - аккуратно спросила я.- Все в порядке?
Она, как будто ждала моего вопроса. Откликнулась мгновенно:
- Нет, не в порядке. Встречи стали реже. Только через Ватсапп и общались. В основном. Да и погода была...не для гуляний и не для походов. Решили в одну из суббот съездить в один музей, давно собирались. Приехал за мной, но я по лицу поняла, что что-то не так. Молчал всю дорогу. Думал о чем-то. Не то, явное не то. Посидели в кафе, пообедали, но я уже все поняла. А после этого музея пропал. Я послала ему фотографии, которые наснимала там. Поблагодарил и сказал, что нам надо поговорить. Но при встрече, не по Ватсаппу. А через полторы недели у нас был театр. Билеты были куплены заранее. На день Святого Валентина как раз. Он заехал с работы ко мне.  Пообедали. Поговорили. Сказал, что у него нет драйва. Устал. Что он постоянно ощущает, как много мне недодает и от того чувствует вину.  И я его поняла, как ни странно. Сходили на спектакль, он меня привез домой. Попрощались. Сидел в машине убитый. Сообщил, что они улетают в конце марта в Америку к тестю, что-то там по делам наследства. Все праздники будут там. И все. А да, ещё сказал, что мы можем иногда погулять или сходить в театр.

Автобус заехал на стоянку. Народ повскакивал с сидений.

- Всё будет хорошо,- улыбнулась моя спутница. - Надо верить.
- Да, конечно, надо верить, - машинально кивнула я, понимая, что, несмотря на столь подробный рассказ, что-то было недосказано и осталось за кулисами ее повествования. А ещё я поняла, что всё ещё очень свежо и что ей очень плохо. Что, несмотря на все его косяки, о которых она повествовала, она была очень привязана к этому мужчине. Той крепкой нитью, которая называется "химия". И что она - сильная женщина, которая не плачет в подушку, не навязывается и не звонит ему, а вот... выезжает на экскурсии.

На маршруте она держалась рядом с экскурсоводом, задавала дельные вопросы, много фотографировала - то камерой, то смартфоном. В общем, явно выделялась из этой общей массы туристов, для многих из которых венец любой экскурсии - это обед с многочисленными коробочками, термосами и кастрюльками.

На обратном пути снова зарядил дождь. Шофер включил обогрев, народ поснимал куртки, превратив их в подушки. Разговоры стихли. Моя соседка тоже задремала, привалившись головой к холодному стеклу. Приехали поздно. Весной и восемь вечера - это уже ночь. Мы не обменялись телефонами. Да что там телефонами...мы даже не познакомились толком. Она вышла где-то по пути, пожелав мне всего хорошего и поблагодарив нашу гидессу. У меня было неловкое чувство, что я подслушала чью-то тайну, непрошенно вломилась в чьё-то личное пространство. Да, и она, судя по всему, жалела, что вылила на меня всю  эту историю. Видимо, сработал "синдром поезда", когда со случайным попутчиком легче поделиться, чем с лучшей подругой.

Рейс на Барселону отложили на час. Вот что значит чартер. Но израильтянам это на руку - лишнее время на разграбление местного  дьюти фри. Он у нас большой, богатый. И, по-моему, для очень состоятельных туристов. Видимо, я себя к ним не отношу, так как за все годы моих поездок не приобрела там ничегошеньки. Но для местных - это спорт. Любят они это дело. И не слишком спешат. Знают, что без них не улетят. А потому, когда я причалила к своим воротам на посадку, там не было ни души. Решила скоротать время во всемирной паутине и местечко выбрала правильное - в уголочке с розеткой для заправки смартфона. И первые минут двадцать было все прекрасно. Тихо и спокойно. А потом налетели. Всего одна семья, но с количеством детей, которых и пересчитать невозможно. Белые рубашечки, белые колготочки, белокурые локоны и - шум до небес. И почему-то эта компания, проигнорировав  абсолютно пустые ряды стульев, прибилась ко мне.  Да, я люблю детей. Очень. Но не в отпуске и не в такой концентрации на квадратный метр. Пришлось пересесть, распрощавшись с удобным и уже обжитым уголком, а главное - с точкой для зарядки.

А тем временем, народ потихоньку начал прибывать. Ко мне подсела пара, на которую я обратила внимание ещё при сдаче багажа. Он - седой, высокий и худощавый, она - приятная, моложавая и улыбчивая. Оба - в голубых джинсах и белых майках. Рюкзаки и небрежно завязанные на груди рукава трикотажных джемперов, болтающихся за спиной. Пара. И от этой пары шел волнами совершенно осязаемый и реальный свет. Какое-то необыкновенное спокойствие и гармония. Видно было за три версты, что им тепло и комфортно друг с другом.
- Мы вам не помешаем? - обратился ко мне мужчина на иврите. Приятный голос. Лёгкий акцент. Какой - не разобрала.
- Что вы, конечно, нет.
- Что тебе принести, Нусик? - обратился мужчина к своей спутнице.
- Капучино, пожалуйста, - ответила женщина. - Без сахара и на воде - они хором закончили фразу, обменявшись взглядом людей, для которых слова не так важны. Которые понимают друг друга с полуслова.

Мужчина бодрым шагом направился в кафетерий, а женщина, сняв с себя увесистую камеру, обернулась ко мне.
- Шалом, а вы меня не узнаете?
Что - то неуловимо знакомое было в этой женщине, в ее голосе, но вспомнить не удавалось.
- Простите, но нет.
- А я вас сразу узнала, ещё на сдаче багажа. Хотела обратиться, да не знаю ваше имя.
Мы с вами вместе путешествовали на Голаны, помните, в прошлый Песах?
Там ещё гидесса была Эммочка.

И я вспомнила. Ну, конечно, это та попутчица, которая поделилась со мной последними событиями своей жизни. Она и не она. Другая оправа, новый оттенок волос,  да и стрижка поинтереснее. А главное - взгляд. Открытый, спокойный взгляд человека, который живет в ладу с собой и с окружающим миром.
- Да-да, конечно. Мы с вами так и не познакомились.
 Я протянула руку:
- Рина.
- Инна - в унисон со мной представилась женщина.
- Очень приятно. А я думала, что вы Анна - удивилась я.
- Это из-за Нусик? - улыбнулась она. -
Я, когда была маленькая, звала себя Иннусик. Так, Фредди просто сократил. И теперь я для всех Нусик. Даже внучка так ко мне обращается. Прижилось.

- Вы уж извините меня за ту поездку, - виновато улыбнулась она. Загрузила я вас тогда. Жалела потом об этом, но слово не воробей...
- Да, ничего страшного, все в порядке, - неловко пробормотала я.
- Просто, когда выговорилась, реально стало легче. Словно все увидела со стороны. Все наши два года. А тогда...тогда прошло всего ничего - месяц с лишним как мы расстались. И да...я так мечтала, чтобы он позвонил. Хотя бы просто спросил - как поживаешь? Как дела? И он позвонил - буквально через неделю после нашей экскурсии. Он тогда только - только вернулся из Майями. Ездил с женой по делам наследства. Встретился с дочкой. Она после армии укатила в Австралию и прилетела в Штаты повидаться с мамой - папой, - она протёрла очки.
 
- Поговорили о том-о сем. Предложил встретиться. И я согласилась. Но наряжаться -краситься,мыть и укладывать волосы мне почему-то не хотелось. Приехала в кафе никакая, сразу после работы. И поймала себя на мысли, что слушать - слушаю, а задавать вопросы - совершенно не хочется. Как-то далеко и неинтересно стало всё: и его дочка, и его поездка, и экскурсии по Америке, и даже - его здоровье. Он совсем не изменился за эти почти три месяца: как всегда - несуразно сидящие джинсы, жеваная рубашка, слегка воспалённые глаза. Это от лекарств. Все, как всегда. - Она задумалась.
- И вообще, потухшие были глаза. Как-будто выкрутили лампочки. Так бывает у больных детей. Наверное, и у меня в глазах он не увидел этих лампочек. Перегорело всё как-то вдруг. Я перегорела. Сидели друг напротив друга, как два чужих человека . И не согревали друг друга. Вот ведь как бывает, - она тяжело вздохнула.

- А буквально через пару дней появился Фредди. Это было просто смешно. Мой профиль оставался на  сайте знакомств, там для женщин бесплатно. И этот профиль прочла какая-то девушка лет 35, и написала мне, что я идеально подхожу ее двоюродному брату.
А потом написал он. Обменялись телефонами, поговорили. Голос понравился, а это  для меня  уже полдела. Глупо, правда? По-детски даже.
Я пожала плечами - типа, у каждого из нас свои заморочки и тараканы.
- Он долго не тянул, - улыбнулась Инна. - Наверное, тоже мой голос понравился. Практически  две беседы по телефону, а потом встретились. И все те баррикады, которые я возводила, защищая себя...нет, они не рухнули. Они просто плавно стали оседать, как будто были сделаны из песка или глины. И напора особого с его стороны не было. Сама не знаю, что сыграло роль. Ну, конечно, свободный. Старше всего на два года. Очень много общего. Очень. На удивление.
- Откуда он? - поинтересовалась я.
- О! Это интересная история. Его прадед и прабабушка с Украины. Одесса. Бежали после погромов в Аргентину. Тогда все бежали. Кто куда. Так вот, в Аргентине они познакомились и поженились. И родили дедушку Фредди. Тот женился на местной девушке. У них родился отец Фреди. То есть русская фамилия держится в роду. Миркин. Фредди Миркин. Звучит, правда?
- Да, почти Фредди Меркури.
- Точно, - Инна посмотрела на табло с расписанием. - Ну, вроде скоро летим.- А вы как в Барселону? Одна?
- Да, к подружке еду. Она там уже давненько. Пригласила
- Здорово. А у меня эта поездка знаковая. Мы побудем в Барселоне всего три дня, а потом...поплывём. Я ещё ни разу не была в таких круизах, - она прищурилась мечтательно. - И свой день рождения отмечать буду на борту. Это я такой подарок получила от Фредди. Сама не верю.
- Вот это да! - восхитились я. - Щедрый презент. Ведь вы, вроде, совсем недавно вместе.
- Меньше, чем полгода, - согласилась Инна.  - Это его решение. И только его.
Знаете, эта встреча меня многому научила. Говорят - когда закрывается одна дверь, тут же открывается другая. И это правда. А ещё ...- она замялась, подбирая слова, видимо,не желая быть излишне пафосной и помпезной.- Как часто мы предпочитаем синицу в руках, а иногда и не синицу, а простого воробья. Забываем, что в небе летают журавли.

От кафетерия с подносиком и двумя чашками кофе шел на своих длинных ногах Фредди. Словно журавль. Которому надоело летать где-то там, среди облаков и который решил, наконец, приземлиться и свить свое гнездо на суше.