Ветка сирени в кувшине

Анна Маркович
Весь день лил нудный осенний дождь. Шальной ветер швырял листву в спину редким прохожим. Они кутались  в               
теплые шарфы, прятались под  зонтами и  торопились домой.  На обочине тротуара сидел художник в ожидании покупателей, но выставленные на продажу живописные картины просто  мокли под дождем.  Люди пробегали мимо, даже не останавливая   взгляд. Придется возвращаться сегодня домой почти ни с чем.
Утром какая-то девчонка наверно из жалости купила небольшую картину « Ветка сирени в кувшине». Даже не торговалась. Купила и пошла своей дорогой, бережно прижимая к груди небольшое полотно картины. На ходу вытирала залитые дождем очки, то и дело  поправляла  их пальцем на переносице и, не разбирая, шлёпала по лужам. Он смотрел ей вслед долгим  взглядом. Что-то в ней показалось ему до боли  знакомым, и сердце неожиданно защемило незабываемой тоской. Это было настоящее «де-жа-вю».Нет,нет..Такое сходство невозможно! Истории не повторяются.

После этой встречи бессонница  третий день не давала покоя.  Прошлое.  Крутится перед глазами  как шарманка, а фигурки кланяются, кланяются  в бесконечном     реверансе. Натурально как люди: чего изволите-с, улыбочка, спинку дугой, рад стараться, раз-два-три, раз-два-три, реверанс, опять поклон, улыбочка. До тошноты.
И  я там. «Чего изволите-с?». Славы хотел, денег бешеных  хотел, женщин хотел самых-самых.А когда чего-нибудь очень сильно хочешь, Исполнитель тут как  тут:-Пожалуйста! Нет проблем! Только …гм…кхе-кхе…контракт  надо бы  подписать, извиняюсь.Извольте-с посмотреть.
И закрутилась совсем другая жизнь Подхватили под белые рученьки. Подняли  до высоких  небес. Назад дажеоглянуться страшно.  Продался за чечевичную похлёбку.

Бедный,  никому  неизвестный, начинающий  художник. Конечно, я был честолюбив. Работа над картинамидавалась легко, наставники  возлагали  большие  надежды, пророчили  великое  будущее. Да и  сам  я чувствовал себя  почти гением.  Дело оставалось совсем за малым - уметь  пробиться. Хорошо понимал, что  нужен  спонсор.История стара как мир. « Ищите женщину!»  Она  явилась   в лице   дочери  богатого  толстосума, который  очень любил искусство живописи. Я был обласкан счастливой судьбой, к моим ногам  все блага посыпались как из  рога изобилия. Статус  жениха и будущего мужа  богатой наследницы  определял всё.
 Будущий  тесть  похлопывал меня по  плечу:
-Ну, давай, сочиняй, живописец! Да не забывай меня. Ты мне теперь до  конца  жизни обязан. Но хорош, стервец, хорош! Не стыдно тебя и людям  показать. Гения из тебя сотворю!
Этот ритуал повторяется ежедневно, моя задача  улыбаться, шаркать ножкой  в реверансах  и  со-от-вет-ство-вать: «слушать, молчать, и не лезть  в разговоры, рядом с невестой быть как конвой. А на фуршете не путать приборы и лишь степенно качать головой».

Невеста  была  хороша собой ,но не нравилась!  Папаша    доставал   своим  благодеянием.  Богатое приданное  маячило как мираж  в пустыне. Было ясно, что просто так оно мне не достанется. В душе  назревал протест. Чем  это могло закончиться , не знал никто.

А тут ещё  эта! Откуда только взялась? Карандаш в руках держать  толком не умела, художница. Мольберт впервые увидела у меня в мастерской. Сама чуднАя, неказистая. Очки круглые,  какие уже давным-давно никто не носил, и она так  смешно поправляла их пальцем на  переносице. А когда  отрывалась  от  рисунка  и поднимала  на меня  глаза, казалось,  что видит насквозь каждый закоулочек моей  гнилой души.

Приближался   день  свадьбы. Хлопоты  остались позади, гости приглашены, всё везде схвачено, за всё заплачено. Я старался ни о чём не думать. Как говорил  мой   сосед весельчак   Мойша: «Таки уже не надо  так  переживать! Всё не так плохо! Всё гораздо  хуже!». Зато буду богатым, знаменитым, гениальным  художником.

               Утром подъехали свадебные машины,  и нарядный кортеж уже готов был двинуться  по указанному  маршруту  прямиком в  ЗАГС. Но тут неожиданно на другой стороне улице я  увидел смешную свою  ученицу в круглых  очках.Она потихоньку шла по аллее, прижимая  к груди небольшой  сверток. Если бывают на свете Ангелы, то это был мой Ангел-Хранитель. Я вдруг  как будто очнулся от  кошмарного  сна. Увидел всю ситуация совершенно  иначе, ужаснулся. Решительно вдруг сказал невесте «прости,дорогая», хлопнул дверью  свадебной  машины, перепрыгнул  ограждение газона  и побежал  к ней,к неказистой своей ученице.Оставленная невеста, родственники ,подружки  как  в немом кино бегали, махали руками, что-то кричали мне, несостоявшийся тесть наверняка грозился  призвать  к ответу сбежавшего жениха, но я ничего не слышал.

Девушка от неожиданности остановилась, увидев  меня перед собой,  и  удивилась. Наконец  пришла в себя  от смущения и сказала:
-Поздравляю Вас со свадьбой.. Это подарок. Вам.
-Да какая там свадьба!! Никакой свадьбы! К чертям собачим всё.
Машинально развернул сверток и увидел небольшой рисунок  написанный  акварелью  прозрачно и легко. Ветка
сирени в кувшине. Как   преподаватель , я  был очень удивлён:
-Ты хочешь сказать, что это твой рисунок?? И ты сама его рисовала?
Девушка подняла   глаза  и,  вспыхнув, тут  же отвела взгляд, ответила с достоинством:
-Конечно сама!  Для Вас…

На душе стало светло и радостно. То ли  оттого, что  взял  и сбежал   из этой  богатой, сытой, благополучной  жизни, где было обещано столько благ. То ли  оттого, что рядом  оказалась  эта   смешная  чудаковатая девчонка  со своим  подарком, который  был  нарисован  ему. Ему!! Почти  гениальному художнику, просто  и  незатейливо: ветка сирени в кувшине.

 …..Небесная птичка, залетевшая в мой  сад.  Я был счастлив.  О, Боже, как она меня любила!! Это была такая  звенящая хрустальная искренность!    Идеальные  Мечты,  воплощенные в жизнь.. Но в реальной жизни  этому  трудно постоянно  соответствовать,  трудно ходить  на носочках,  трудно. Не дотянуться. Понимаешь, что ты рядом с ней не дотягиваешь до планки, не можешь так как она пропускать через себя Свет.
 И тогда срываешься. Напиваешься вдрызг,  опускаешься до хоровода падших женщин..И из этих душных объятий  грозишь ей:  «Ишь ты какая..вот тебе!»  Потом возвращаешься как побитый кот…Знаешь, что и поймет  ,и  простит. Но  не получив в ответ того,  к чему стремилась её душа, она однажды просто исчезла из моей жизни.

И вот сегодня мимо прошло моё прошлое, неказистая девчонка, как две капли похожая на свою мать. Это были самые светлые минуты моей жизни, чистые и прозрачные, как легкая акварель на её рисунке «Ветка сирени в кувшине».